2013
38(4)

EDITORIAL BOARD
 1
 2
2000
 3
 4
 5
2001
 6
 7
 8
2002
 9
2003
 10
 11
2004
 12
 13
2005
 14
2006
 15
 16
2007
 17
2008
 18
 19
2009
 20
 
 21
 
 22
 
 23
2010
 24
 
 25
 
 26
 
 27
2011
 28
 
 29
 
 30
 
 31
2012
 32
 
 33
 
 34
 
 35
2013
 36
 37
 38
 39
2014
 40
 
 41
 
 42
 
 43
2015
 44
 45
 46
 47
2016
 48
 49
 50
 51
2017
 52
 53
  

CONTENTS, AUTHORS, ABSTRACTS

Articles

V. Tepkeev No Truth or Loyalty from Him, the Crimean Khan: Raids of the Kalmyks Detachments to the Crimea during the Russian-Polish War of 1654 1667

Vladimir T. Tepkeev Candidate of History, Senior Staff Scientist, Department of History, Archaeology and Ethnology, Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of Russian Academy of Sciences
tvt75@mail.ru

Based on archival documents the article is the first study of the obscure page in the history of the Kalmyk people during the period of the emergence of its statehood: the Kalmyks participation in the Russian-Polish war of 16541667. The main attention is paid to the conclusion of agreements between the Kalmyk rulers and the Russian government in 1655, 1657 and 1661 due to which the Kalmyk cavalry actively got engaged in fighting against the Crimean Khanate. It is concluded that the Kalmyk cavalry raids to the Crimea weakened the Crimean Khanates combat activities in Ukraine, thus alleviating the situation of the Russian-Ukrainian armies.

Muscovy, XVII century, Russian-Polish War of 1654 1667, Crimean Khanate, Kalmyk Khanate, Kalmyks, Crimean Tatars, Nogais

S. Tokareva The Policemen and the Supervised: Russian Legislation and Police Surveillance Activities in the Kursk Region (late XIX early XX centuries)

Svetlana N. Tokareva Candidate of History, Lecturer, Depertment of Theory and History of State and Law, Kursk State University
tokareva_sn@mail.ru

The article based on legal and archival documents studies the police
surveillance activities as an instrument of control of Russias state over the society in late XIX early XX centuries. It focuses on the practical enforcement of the Empires laws in the Kursk Province, one of European Russias regions receiving exiled convicts to be supervised. The supervision mechanism is exemplified by some life-stories of Russian citizens under police surveillance, with its weaknesses and gaps in legislation being revealed. The author arrives at the conclusion that the wide network of police surveillance in the Russian Empire was used for the purpose of preventing political crimes rather than for punitive purposes.

Russian Empire, legislation, Ministry of Internal Affairs (MVD), Police Department of Ministry of Internal Affairs (MVD), Kursk Province, general police, secret political police, police surveillance, policemen, supervised

S. Sivtseva Now Has Come a Hard Time Unheard of for Centuries On End: The Demographic Consequences of Collectivization and the Great Patriotic War in the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic (1928 1945)

Saassylana I. Sivtseva Candidate of History, Lecturer, Department of Culturology, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
sivlana@list.ru

The archive-based article researches the social and economic conditions of rural population and demographic situation in Yakutia on the eve of and during the Great Patriotic War (World War II). The author highlights the mass collectivization with its results and resettlement (poselkovanie) connected with it. The article covers demographic consequences for Yakuts caused by the collectivization, resettlement and the war. It is concluded that the social, economic and demographic consequences were aggravated by severe climate conditions in the North which resulted in high mortality among rural population in Yakutia.

Yakutia, Great Patriotic War (World War II), collectivization, resettlement (poselkovanie), rural population, demography, starvation, mortality

Anti-Bolshevik Russia

M. Chernichenko Speculation Goes On a Bacchanalian Spree: The Portrayal of Speculation and Speculator in the Periodical Press of the White South of Russia (1919)

Marina Yu. Chernichenko Director, Museum of History of Medicine, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov
cher_@inbox.ru

The article analyses materials on economic issues published in major newspapers on the territory of Russias White South in 1919. The author focuses on the way in which speculation as an economic phenomenon and speculators were portrayed by journalists and economists in their publications. The created images are shown in their interaction with public sentiments. It is concluded that the authors of such articles about speculation aimed to stir up public discontent with speculators in general and directed it against vendors to divert the public attention from one of the main causes of speculation, the economic policies of A.I. Denikins government and of the Cossack Government of the Don Cossack Oblast.

Russian Civil War, White Movement, A.I. Denikin, A.I. Denikin government, Don Cossack Oblast, economic policy, commodity-money circulation, speculation, speculator, periodical press, economical journalism, journalistic image

Landmarks in Human History

A. Senin General S.A. Ronzhin and his Essay about Russian Railways in the World War I

Alexander S. Senin Doctor of History, Professor, Department of History of State and Public-Service Institutions of Institute for History and Archives of RSUH
as_senin@mail.ru

The article covers the life of General C.A. Ronzhin (1869 1929) in connection with the history of Russian army and railway transport in Russia on the eve of and during World War I. Special attention is drawn to the level of development of railway transportation, railway management during the war, its role in transporting and supplying the army. The railway operation is viewed as one of the factors which had a considerable impact on the course and results of the war on the Eastern front. Also S.A. Ronzhins previously unpublished essay Railways in the Wartime ( From the Last War Experience) is discussed in the article and supplemented to it.

S.A. Ronzhin, World War I, Eastern Front of World War I, Russian army, railway transport, management of railways, military transportation, military supplies

A. Grishchenko Grigoriy Maslakov: From Brigade Commander of the 1-st Cavalry Army to Rebel Commander

Aleksey N. Grishchenko Candidate of History, Senior Lecturer, Department of History and Social Technologies, Novocherkassk State Melioration Academy
grichenko1981@rambler.ru

Based on archival documents the article covers the life (1877 1921) and military activities of General G.S. Maslakov, one of the commanders in the 1-st Cavalry Army during the Civil War, with special attention being paid to some debating points in his biography, to the question about the place and time of his death. The author analyses the causes of his conflict with S.M. Budyonny, the Commander of the 1-st Cavalry Army, his military rebellion and struggle against the Bolshevik power. The author draws the conclusion that G.S. Maslakov is a typical representative of the demotic red commanders cohort who emerged during the Civil War and rebelled against the Bolshevist War Communism policy.

G.S. Maslakov, Russian Civil war, Don Cossack Oblast, 1-st Cavalry Army, War Communism, peasant rebel movement, Soviet-Polish War of 1920, B.M. Dumenko, S.M. Budyonny

Book Reviews

L. Dyomina, E. Evseeva Russian Emigre Historians in Prague: On Reseaching their Life and Scientific Work

Lyudmila I. Dyomina Candidate of History, Senior Lecturer, Department of Medieval and Early Modern History of Russia, Institute for History and Archives of RSUH
5848444@rambler.ru
Elena N. Evseeva Candidate of History, Senior Lecturer, Department of Regional History and Local History, Institute for History and Archives of RSUH
hel1952@mail.ru

The article analyses M.V. Kovalevs monograph Russian Emigre Historians in Prague (1920 1940) (Saratov, 2012) in the context of modern Russian historiography. It is noted that the monograph is based on as yet unknown archival documents as well as on a wide range of materials launched into scientific circulation by Czech historians. It is shown that the author of the book offers a deep analysis of a number of issues concerning the life and scientific works of Russian historians who lived in Prague before World War II. Both obvious merits and some weak points are discussed in the review. The conclusion goes that M.V. Kovalev has succeeded in consolidating the research experience accumulated recently on the Prague school of Russian emigre historians and indicated new direction of the research.

M.V. Kovalev, historiography, Russian emigration, Czechoslovakia, Prague, Russian historians, Russian higher education institutions, historical science, Prague school of Russian emigre historians

 Rambler's Top100 @Mail.ru

Новый исторический вестник

2013
№38(4)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

СОДЕРЖАНИЕ, АВТОРЫ, АННОТАЦИИ        

Тепкеев В.Т. «От него, крымского хана, правды и постоянства нет»: набеги калмыцких отрядов на Крым во время Русско-польской войны 1654 – 1667 гг.

Тепкеев Владимир Толтаевич – канд. ист. наук, старший научный сотрудник Отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН
tvt75@mail.ru

В статье на основе архивных документов впервые рассматривается малоизвестная страница истории калмыцкого народа в период становления его государственности: участие калмыков в Русско-польской войне 1654–1667 гг. Главное внимание уделяется заключению договоренностей между правителями калмыков и российским правительством (1655, 1657 и 1661 гг.), на основании которых калмыцкая конница развернула активные боевые действия против Крымского ханства. Делается вывод, что набеги калмыцких конных отрядов на Крым существенно ослабили активность войск Крымского ханства на Украине и тем облегчили положение русско-украинских армий.

Московское государство, XVII в., Русско-польская война 1654 – 1667 гг., Крымское ханство, Калмыцкое ханство, калмыки, крымские татары, ногайцы

Токарева С.Н. Полицейские и поднадзорные: российское законодательство и практика полицейского надзора в Курской губернии (конец XIX – начало XX вв.)

Токарева Светлана Николаевна – канд. ист. наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета
tokareva_sn@mail.ru

В статье на основе анализа нормативно-правовой базы и архивных документов исследован полицейский надзор как инструмент контроля власти над российским обществом в конце XIX – начале XX вв. Главное внимание уделяется практическому осуществлению общеимперских норм права в Курской губернии, которая была одним из регионов Европейской России, куда высылались поднадзорные. На примере судеб российских подданных, попавших под полицейский надзор, раскрывается механизм его применения, а также пробелы в законодательстве и слабости этого механизма. Делается вывод, что разветвленная система полицейского надзора в Российской империи применялась не столько в карательных целях, сколько в целях предупреждения политических преступлений.

Российская империя, законодательство, Министерство внутренних дел (МВД), Департамент полиции МВД, Курская губерния, общая полиция, тайная политическая полиция, полицейский надзор, полицейские, поднадзорные

Сивцева С.И. «Теперь неслыханное в века тяжелое время наступило»: демографические последствия коллективизации и Великой Отечественной войны в Якутской АССР (1928 – 1945 гг.)

Сивцева Саассылана Иннокентьевна – канд. ист. наук, доцент кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
sivlana@list.ru

В статье на основе архивных документов рассматриваются социально-экономическое положение сельского населения и демографическая ситуация в Якутии накануне и в годы Великой Отечественной войны. Основное внимание уделяется проведению и результатам сплошной коллективизации и связанного с ней нового расселения (поселкования). Анализируются демографические последствия коллективизации, поселкования и войны для якутян. Делается вывод, что суровые условия Севера усугубили социально-экономические и демографические последствия коллективизации, поселкования и войны, что привело к чрезвычайно высокой смертности сельского населения Якутии.

Якутия, Великая Отечественная война, коллективизация, новое расселение (поселкование), сельское население, демография, голод, смертность

Антибольшевистская Россия

Черниченко М.Ю. «Спекуляция празднует свою вакханалию»: образы спекуляции и спекулянта в периодической печати Белого юга России (1919 г.)

Черниченко Марина Юрьевна – директор Музея истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
cher_@inbox.ru

В статье анализируются материалы на экономическую тематику, опубликованные в ведущих газетах, выходивших на территории Белого юга России в 1919 г. Главное внимание уделяется анализу образов спекуляции как экономического явления и спекулянтов, которые создавали в своих публикациях журналисты и экономисты. Рассматривается взаимовоздействие этих образов и общественных настроений. Делается вывод, что авторы статей о спекуляции разжигали общественное недовольство спекулянтами вообще и направляли его против торговцев, чтобы отвести общественное внимание от одной из первопричин спекуляции – экономической политики правительства А.И. Деникина и казачьего правительства Области войска Донского.

Гражданская война в России, Белое движение, А.И. Деникин, правительство А.И. Деникина, Область войска Донского, экономическая политика, товарно-денежное обращение, спекуляция, спекулянт, периодическая печать, экономическая публицистика, публицистический образ

События и судьбы

Сенин А.С. Генерал С.А. Ронжин и его очерк о российских железных дорогах в Первую мировую войну

Сенин Александр Сергеевич – докт. ист. наук, профессор кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций Историко-архивного института РГГУ
as_senin@mail.ru

В статье рассматривается жизненный путь генерала С.А. Ронжина (1869 – 1929) в связи с историей русской армии и железнодорожного транспорта России накануне и в годы Первой мировой войны. Основное внимание уделено анализу уровня развития российских железных дорог, управлению железными дорогами в годы войны, их роли в перевозке и снабжении войск. Работа железных дорог анализируются как один из факторов, решающим образом повлиявший на ход и итоги военных действий на Восточном фронте. Анализируется также неопубликованный очерк С.А. Ронжина «Железные дороги в военное время (по опыту минувшей войны)», который впервые публикуется в России в качестве приложения к статье.

С.А. Ронжин, Первая мировая война, Восточный фронт Первой мировой войны, русская армия, железнодорожный транспорт, управление железными дорогами, военные перевозки, военное снабжение

Грищенко А.Н. Григорий Маслаков: от конармейского комбрига до повстанческого командира

Грищенко Алексей Николаевич – канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социальных технологий Новочеркасской государственной мелиоративной академии
grichenko1981@rambler.ru

В статье на основе архивных документов рассматриваются жизненный путь и боевая деятельность Г.С. Маслакова (1877 – 1921), одного из командиров частей 1-й Конной армии в годы Гражданской войны. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам его биографии, выяснению места и времени его гибели. Также рассматриваются причины, которые толкнули его на конфликт с командующим 1-й Конной армии С.М. Буденным, на военный мятеж и вооруженную борьбу против власти большевиков. Делается вывод, что Г.С. Маслаков являлся типичным представителем плеяды красных «командиров из народа», выдвинувшихся в период Гражданской войны, но выступивших против большевистской политики «военного коммунизма».

Г.С. Маслаков, Гражданская война в России, Донская область, 1-я Конная армия, «военный коммунизм», крестьянское повстанческое движение, Советско-польская война, Б.М. Думенко, С.М. Буденный

У книжной полки

Демина Л.И., Евсеева Е.Н. Русские историки-эмигранты в Праге: к изучению их жизни и научного творчества

Евсеева Елена Николаевна – канд. ист. наук, доцент кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ
hel1952@mail.ru
Демина Людмила Ивановна – канд. ист. наук, доцент кафедры истории России средневековья и раннего нового времени Историко-архивного института РГГУ
5848444@rambler.ru

В статье в контексте современной отечественной историографии Русского зарубежья анализируется монография М.В. Ковалева «Русские историки-эмигранты в Праге (1920 – 1940 гг.)» (Саратов, 2012). Отмечается, что монография основана на ранее неизвестных архивных документах, а также обширных материалах, введенных в научный оборот чешскими историками. Показывается, что автор монографии глубоко проанализировал многие вопросы жизни и научного творчества русских историков, которые жили в Праге до Второй мировой войны. Отмечаются как очевидные достоинства монографии, так и некоторые недостатки. Делается вывод, что М.В. Ковалев удачно обобщил накопленный опыт последних лет по изучению пражской школы русских историков-эмигрантов и наметил новые направления ее исследования.

М.В. Ковалев, историография, русская эмиграция, Чехословакия, Прага, русские историки, русские высшие учебные заведения, историческая наука, пражская школа русских историков-эмигрантов

 

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru