2012
34(4)

EDITORIAL BOARD
 1
 2
2000
 3
 4
 5
2001
 6
 7
 8
2002
 9
2003
 10
 11
2004
 12
 13
2005
 14
2006
 15
 16
2007
 17
2008
 18
 19
2009
 20
 
 21
 
 22
 
 23
2010
 24
 
 25
 
 26
 
 27
2011
 28
 
 29
 
 30
 
 31
2012
 32
 
 33
 
 34
 
 35
2013
 36
 37
 38
 39
2014
 40
 
 41
 
 42
 
 43
2015
 44
 45
 46
 47
2016
 48
 49
 50
 51
2017
 52
 53
  

CONTENTS, AUTHORS, ABSTRACTS

Articles

A. Astashov Self-mutilation and Sham Illnesses in the Russian Army during the World War I

Alexander B. Astashov Candidate of History, Senior Lecturer, Department of the Modern History of Russia, Institute for History and Archives, RSUH
astashsh@yandex.ru

This article based on documents from the Russian State Military History archive and special medical literature looks into self-mutilation and sham illnesses in the Russian army in the World War I, focusing on their scale, forms and development as well as the methods used to combat these violations of military discipline. It is concluded that the command, military justice, and military medicine were unable to deal with these ways of mass avoidance of military service. It was caused by insufficient technical facilities, weak medical expertise, and a lack of legal and organizational means.

World War I, Russian army, military personnel, military discipline, self-mutilation, sham illness, military justice, military medicine

E. Kirillova All Must Be Fired Immediately: Optants in Soviet Civil Service (from the history of municipal economy of Petrograd in the early 1920s)

Elena A. Kirillova Postgraduate Student, Department of Russian History, Faculty of Social Sciences, Herzen Russian State Pedagogical University (Saint-Petersburg)
yahook7@googlemail.com

The article based on previously unknown archival documents investigates the measures of the Executive Committee of the Petrograd (Leningrad) Provincial Soviet against optants who lived in Petrograd and Petrograd province in the early 1920s. Particular attention is paid to actions taken by the Administration Department of the Petrograd Executive Committee aimed at the dismissal of the optants working in the Department of municipal economy, as well as the anti-optants campaign in the Petrograd Soviet press. It is concluded that these activities were designed to purge public institutions from the optants who were to be deported from Soviet Russia (USSR).

Petrograd (Leningrad), Petrograd (Leningrad) province, Executive Committee of Petrograd (Leningrad) Provincial Soviet, municipal economy, optant, personnel purge, campaign in the press

A. Kryzhan A Common Citizen and Soviet Justice: On the Use of Political Demagogy in Daily Communication with the Authorities (Kursk Province, 1920s)

Anna V. Kryzhan Candidate of History, Department of the Humanities, Regional Open Social Institute (Kursk)
kryjhan@mail.ru

This article examines some obscure facts from archival documents about the relationship between rank-and-file citizens and judicial authorities during the first decade of the Soviet power. It focuses on all sorts of demagogy and revolutionary slogans used by the inhabitants of the Kursk province as an instrument to achieve their private purposes in communication with the local government. The conclusion goes that in the early 1920s the revolutionary slogans that would be imposed on the masses caused the effect of a boomerang: the citizens took to revolutionary demagogy when dealing with central and local Soviet bodies, particularly with judicial authorities. It turned out to be a means for the justification of their selfish and illegal actions being presented as if complying with appropriate Bolshevist ideas.

Kursk province, Soviet power, local government, judicial body, organs of justice, common citizen, every-day life, political demagogy

Anti-Bolshevik Russia

D. Ispovednikov Intelligence Operations of Irkutsk Military Districts Headquarters in Russias Far East Borderline Areas

Dmitriy Yu. Ispovednikov Postgraduate Student, Department of Archeography, Institute for History and Archives, RSUH
mitispo@gmail.com

Based on previously unknown documents of the Intelligence department of Irkutsk Military Districts headquarters from the Russian State Military Archive, the article is the first attempt in the Russian historiography to analyze the activities of the White Guard intelligence service in Russias Far East during the Civil War. Particular attention is paid to the Intelligence departments structure and its agent networks in the borderline areas in Mongolia and Uraanhai Krai (Tannu Uriankhai). It is concluded that the intelligence service was quite viable, despite the shortage of human and financial resources. However, the work in what the Intelligence department considered its prioriry areas turned out to be ineffective in the conditions of the Civil War. It is mentioned that the obtained intelligence data about the Far Eastern borderlands were used by the Soviet state after the war.

Civil war in Russia, Far East, Irkutsk Military District, military district headquarters, intelligence, agents, intelligence data, Mongolia, Uraanhai Krai (Tannu Uriankhai)

Landmarks in Human History

L. Taimasova Secrets of the Livonian War: Duke Magnus of Holstein, the Muscovy Company and English smuggling operations across the Russian little window to Europe

Liudmila Ju. Taimasova Intern, European Division, Library of Congress (USA), Writer
taimassova@yandex.ru

The article based on sources of little renown examines the role of England in the repartition of spheres of influence in the Baltic region during the Livonian War. Attention is paid to the activities of the English Muscovy Company smuggling English arms across the Strait of Oresund and Narva to the countries in the Baltic region. The author focuses on the plan of Tsar Ivan the Terrible to establish the Kingdom of Livonia with Duke Magnus of Holstein at the head, in the context of the diplomatic war for Livonia. It is also revealed that there is a direct relation between the intention of the Muscovy Company to transfer its trade operations from Narva to Revel and Riga and Russias claim for these cities. It is concluded that the secret English arms deliveries to the countries participating in the Livonian War through Narva contributed to the positioning of England as a major sea power.

Livonian War, Ivan the Terrible, Duke Magnus of Holstein, Muscovy, England, Denmark, Sweden, Rzeczpospolita, Muscovy Company, Narva, Revel, Riga, maritime commerce, smuggling, arms supplies

Book Reviews

M. Shuhkova On the Study of State Management in Turkhestan Krai at the beginning of XX century

Margarita E. Shushkova Lecturer, Department of the Humanities, Social and Economic Disciplines, RSUH Affiliate in Zheleznodorozhny (Moscow oblast)
margyritta@freemail.ru

The article analyzes the monograph by E.A. Gluschenko Russia in Central Asia: conquests and transformations (Moscow, 2010), covering in detail the accession of Central Asia to the Russian Empire and the formation of Turkestan Krai, based on a broad range of sources. The article offers an assessment of the authors analysis of state management in Turkestan Krai and the colonization of this national periphery, as well as the life of the indigenous Muslim population, and its relationships with Russian authorities. It is concluded that E.A. Glushchenkos monograph is an important step in the study of historical destinies of the peoples in Central Asia and of Russian experience in the state management of Turkestan Krai.

E.A. Gluschenko, historiography, Central Asia, Islam, colonization, Turkestan Krai, state management

S. Voytikov Book Review: Kiknadze V.G.Invisible War Front at Sea: The Naval Radio-Electronic Intelligence in the first half of the XX century. Moscow, 2011.

Sergey S. Voytikov andidate of History, Chief Scientific Researcher, Moscow Chief Archival Department
svoyt@mail.ru

K. Aleksandrov A new book about Russian military emigration during the World War II

Kirill M. Aleksandrov Candidate of History, Senior Researcher, Encyclopedic Department, Philological Faculty, Saint-Petersburg State University
aleksandrov_k@inbox.ru

The article is a review of the book Fatal Separation: Russian Military Emigration during the World War II on the Occupied Territories of the Soviet Union and Yugoslavia (Moscow, 2012) by K.L. Kotyukov. The book is analyzed in the context of the recent practices of studying Russian anti-Bolshevik emigration during the World War II. The author of the article discusses the books pros and cons, the correctness of the description of the historical events, sources and literature used, conclusions and results of the research and issues which were not covered in the book.

K.L. Kotyukov, historiography, World War II, Russian emigration, Yugoslavia, Russian Corps, collaboration

 Rambler's Top100 @Mail.ru

Новый исторический вестник

2012
№34(4)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

СОДЕРЖАНИЕ, АВТОРЫ, АННОТАЦИИ        

Статьи

Асташов А.Б. Членовредительство и симуляция болезней в русской армии во время Первой мировой войны

Асташов Александр Борисович – канд. ист. наук, доцент кафедры истории России нового времени Историко-архивного института РГГУ
astashsh@yandex.ru

В статье на документах Российского государственного военно-исторического архива и специальной медицинской литературы рассматриваются членовредительство и симуляция болезней в русской армии в годы Первой мировой войны. Основное внимание уделяется масштабу, формам проявления, развитию и борьбе с этими нарушениями воинской дисциплины. Делается вывод о неспособности командования, военной юстиции и военной медицины справиться с этими способами массового уклонения от воинской службы, что было вызвано слабой материально-технической базой врачебной экспертизы, нехваткой правовых и организационных средств.

Первая мировая война, русская армия, военнослужащие, военная дисциплина, членовредительство, симуляция болезней, военная юстиция, военная медицина

Кириллова Е.А. «Всех уволить немедленно»: оптанты на советской службе (из истории коммунального хозяйства Петрограда начала 1920-х гг.)

Кириллова Елена Анатольевна – соискатель кафедры истории России факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (С.-Петербург)  
yahook7@googlemail.com   

В статье на основании ранее неизвестных архивных документов рассматриваются мероприятия Исполнительного комитета Петроградского (Ленинградского) губернского Совета по отношению к оптантам, проживавшим в Петрограде и Петроградской губернии в начале 1920-х гг. Особое внимание уделяется мерам Административного отдела Петроградского губисполкома по увольнению оптантов, работавших в Отделе коммунального хозяйства, а также кампании в петроградской советской прессе против оптантов. Делается вывод о том, что эти мероприятия были направлены на чистку государственных учреждений от оптантов и выдворение их из Советской России (СССР).

Петроград (Ленинград), Петроградская (Ленинградская) губерния, Исполнительный комитет Петроградского (Ленинградского) губернского Совета, коммунальное хозяйство, оптант, чистка аппарата, кампания в печати

Крыжан А.В.  Обыватель и советская юстиция: из опыта использования политической демагогии в повседневном общении с властью (Курская губерния, 1920-е гг.)

Крыжан Анна Викторовна – канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Регионального открытого социального института (Курск)
kryjhan@mail.ru

В статье на основе малоизвестных архивных документов, рассматриваются взаимоотношения обывателя и органов юстиции в первое десятилетие Советской власти. В центре внимания – использование обывателями Курской губернии политической демагогии и революционных лозунгов как инструмента достижения своих частных целей в общении с местной властью. Делается вывод, что в начале 1920-х гг. навязывание массам революционных лозунгов вызвало «эффект бумеранга»: во взаимоотношениях с центральными и местными органами Советской власти, в частности с органами юстиции, обыватель начал активно использовать революционную демагогию. Она стала средством для оправдания корыстных и неправомерных действий, для представления их как соответствующих большевистским идеям.

Курская губерния, Советская власть, местный государственный аппарат, органы юстиции, обыватель, повседневность, политическая демагогия

Антибольшевистская Россия

Исповедников Д.Ю. Освещение дальневосточного приграничья разведкой штаба Иркутского военного округа (1918 – 1919 гг.)

Исповедников Дмитрий Юрьевич – аспирант кафедры археографии Историко-архивного института РГГУ
mitispo@gmail.com

В статье на основе ранее неизвестных документов штаба Иркутского военного округа, хранящихся в РГВА, впервые в отечественной историографии рассматривается деятельность белогвардейской разведки на Дальнем Востоке во время Гражданской войны. Особое внимание уделяется аппарату разведки и организации агентурных сетей на приграничных территориях в Монголии и Урянхайском крае. Делается вывод о том, что, несмотря на дефицит человеческих и финансовых ресурсов, разведка была вполне работоспособной. Однако работа по тем направлениям, которые разведка считала приоритетными, в условиях Гражданской войны оказалась мало результативной. С другой стороны, ее разведывательные сводки сведений о дальневосточном приграничье были использованы Советским государством в послевоенное время.

Гражданская война в России, Дальний Восток, Иркутский военный округ, штаб округа, разведка, агентура, разведывательные сводки, Монголия, Урянхайский край 

События и судьбы

Таймасова Л.Ю. Тайны Ливонской войны: герцог Магнус Голштинский, Московская компания и английская контрабанда через русское «оконце в Европу»

Таймасова Людмила Юлиановна – стажер-интерн Европейского отдела Библиотеки Конгресса США, литератор
taimassova@yandex.ru

В статье на основании малоизвестных источников исследуется роль Англии в переделе сфер влияния в Балтийском регионе в годы Ливонской войны. Рассматривается также деятельность английской Московской компании по контрабандным поставкам английского оружия через пролив Зунд и Нарву в страны Балтийского региона. Главное внимание уделяется проекту Ивана IV по созданию Ливонского королевства во главе с герцогом Магнусом Голштинским в контексте дипломатической войны за Ливонию. Выявляется также прямая связь между намерением Московской компании перенести торговые операции из Нарвы в Ревель и Ригу и борьбой России за обладание этими городами. Делается вывод, что тайные поставки английского оружия странам-участницам Ливонской войны через Нарву способствовали становлению Англии как крупнейшей морской державы.

Ливонская война, Иван IV, герцог Магнус Голштинский, Московское царство, Англия, Дания, Швеция, Речь Посполитая, Московская компания, Нарва, Ревель, Рига, морская торговля, контрабанда, поставки оружия

У книжной полки

Шушкова М.Е. К изучению опыта управления Туркестанским краем в начале ХХ в.

Шушкова Маргарита Евгеньевна – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Железнодорожный (Московская обл.)
margyritta@freemail.ru

В статье анализируется монография Е.А. Глущенко «Россия в Средней Азии: завоевания и преобразования» (М., 2010). Показывается, что в монографии, на основе широкой источниковой базы, подробно освещаются присоединение Средней Азии к Российской империи и образование Туркестанского края. Оценивается авторский анализ организации управления Туркестанским краем и колонизации этой национальной окраины, а также жизни коренного мусульманского населения, его взаимоотношений с русскими властями. Делается вывод, что монография Е.А. Глущенко стала важным шагом в изучении исторических судеб народов Средней Азии и российского опыта управления Туркестанским краем.     

Е.А. Глущенко, историография, Средняя Азия, ислам, колонизация, Туркестанский край, государственное управление

Войтиков С.С. Рецензия на книгу: Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море: Морская радиоэлектронная разведка в первой половине ХХ века. М., 2011.

Войтиков Сергей Сергеевич – канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Главного архивного управления г. Москвы
svoyt@mail.ru             

Александров К.М. Новая книга о русской военной эмиграции в годы Второй мировой войны

Александров Кирилл Михайлович – канд. ист. наук, старший научный сотрудник Энциклопедического отдела Института филологических исследований СПбГУ
aleksandrov_k@inbox.ru

В статье в контексте современной практики изучения истории русской антибольшевистской эмиграции в период Второй мировой войны анализируется книга К.Л. Котюкова «Роковое разделение: Русская военная эмиграция в период Великой Отечественной войны на оккупированных территориях Советского Союза и Югославии» (М., 2012). Отмечаются достоинства и недостатки книги. Оцениваются круг использованных источников и литературы, корректность описания исторических событий, методы и выводы. Особое внимание уделяется вопросам, которые остались не рассмотрены в книге.

К.Л. Котюков, историография, Вторая мировая война, русская эмиграция, Югославия, Русский корпус, коллаборационизм 

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru