Новый исторический вестник

2007
№16(2)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.В. Гехт

Eichholtz D. Krieg um Oel: Ein Erdoelimperium als deutsches Kriegsziel (1938 – 1943).
Leipzig: Leipziger Universitaetsverlag GmbH, 2006. – 141 s.

НЕФТЬ И ПОЛИТИКА: НОВАЯ КНИГА НЕМЕЦКОГО ИСТОРИКА

В 1859 г. в штате Пенсильвания (США) была впервые обнаружена нефть. По мнению немецкого исследователя Р. Карлша, началась новая эра в истории человечества (Karlsch R., Stockes G.Raymond. Faktor Oel: Die Mineraloelwirtschaft in Deutschland, 1859 - 1974. Muenchen, 2003. S. 9). Нефть в XX в. приобрела исключительное экономическое, внутриполитическое и геополитическое значение. Неудивительно, что нефтяная тематика привлекает многих исследователей: историков, экономистов, политологов и т.д.

"Нефтяная" литература, изданная в разных странах, весьма специфична и многообразна, систематизировать ее можно по-разному.

Но в том или ином случае, прежде всего, выделяются работы о крупных нефтяных концернах: об американских, британских и голландских нефтяных гигантах (См., напр.: Ferrier R.W. The History of the British Petroleum Company.Cambridge, 1982.; Bamberg J. The History of the British Petroleum Company. V. 2. The Anglo-Iranian Years 1928 - 1952. Cambridge,1994; Howarth S. A Century in Oil: The Shell Transport and Trading Company. L., 1997). Исследования, сфокусированные на истории отдельных фирм, - это по большей части описания жизни великих людей, ученых, инженеров и предпринимателей, которые повлияли на развитие нефтяной промышленности, особенно в стадии ее зарождения.

Большую долю составляют также работы, посвященные развитию нефтяного хозяйства какой-то отдельной страны и раскрывающие взаимосвязь между энергетической политикой и национальной безопасностью, между обеспеченностью нефтью и продуктами ее переработки и внешней политикой (Nash G.D. United States Oil Policy, 1890 - 1964. Pittsburgh, 1968; Stoff М. Oil, War, and National Security. New Haven, 1980; Jones G. The State and the Emergence of the British Oil Industry. L.,1981). Ведущая роль англо-саксонских компаний в мире с момента возникновения нефтяной промышленности неоспорима, поэтому большинство таких работ посвящены нефтяному хозяйству Великобритании и США.

Нефтяная же проблематика Германии оставалась неисследованной долгое время. Дело в том, что немецкие историки избегали тему нефтяной политики национал-социалистов, причем не в последнюю очередь по причине отсутствия доступных источников. В ранних работах освещались лишь уже изученные меры правительства Третьего рейха: обеспечение страны нефтью посредством развития собственной химической и угольной промышленности, попытки получить собственную минеральную нефть, поставки в Германию нефти из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, а также крупными международными концернами и т.д. Однако полная картина из этих исследований не складывается.

Попыткой воссоздать правдивую и всестороннюю картину обеспечения Германии нефтью во время Второй мировой войны стало исследование немецкого историка Дитриха Айххольтца "Война за нефть. Нефтяная империя - военная цель Германии, 1938 - 1943".

Д. Айххольтц - один из составителей сборника "Анатомия войны", изданного в ГДР в 1969 г. (Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала во Второй мировой войне. М., 1971). Сборник содержит документы о роли германского монополистического капитала в войне. Разоблачая "господствующие монополистические круги", авторский коллектив ставил перед собой задачу "правильно воссоздать прошлое, заботясь о будущем" (Анатомия войны. С. 15).

Спустя почти четыре десятилетия, уже в объединенной Германии, в свет вышла новая работа ученого, в которой на основе новых документов из германских архивов, включая архив германского МИДа, раскрывается роль "ИГ Фарбениндустри АГ", "Дойче Банка" и концерна Г. Геринга в подготовке завоевательных планов Третьего рейха, обстоятельно анализируется нефтяная политика национал-социалистов в ходе войны.

Д. Айххольтц рассматривает нефтяную проблему в Германии от создания "Гроссраумвиртшафт" до поражения немецкой армии под Сталинградом (то есть до начала коренного перелома во Второй мировой войне). Книга сострит из восьми глав, которые весь исследуемый период делят на четыре этапа: 1) аншлюс Австрии и захват Чехословакии; блицкриги на Западе; 2) период "странной войны" и военные операции на Балканах; 3) осуществление операции "Барбаросса" и 4) провал "блицкрига".

Во введении автор отмечает, что Германия вступила в борьбу за нефть в начале XX в. Крупные банки под патронажем кайзеровского правительства обеспечили себе влияние в "Тюркиш петролеум компании", основанной в 1912 г., и тем самым они получили доступ к нефтяным месторождениям Османской империи. Доступ к нефтяным богатствам должна была обеспечить Багдадская железная дорога, строительство которой началось в 1903 г. (с. 7). С поражением в Первой мировой войне Германия потеряла все свои колонии и вынуждена была импортировать нефть из англо-саксонских держав. В 1934 г. Германия при потреблении минеральной нефти в размере 3,7 млн т. ежегодно на 70 % зависела от импорта, из которого 75 % шло преимущественно из Северной Америки и Латинской Америки. При этом, поскольку низкой была степень моторизации, и потребление оставалось на низком уровне: на человека оно составляло 40 л., в то время как во Франции - 85 л., в Англии - 144 л., а в США - 609 л. (с. 9). Между тем увеличение импорта нефти было невозможно из-за ограниченных валютных ресурсов. В такой ситуации правители Третьего рейха планировали начать войну - войну за нефть.

Приступая к основной части книги, автор начинает ее с описания положения, сложившегося в 1938 г. Летом Судетский кризис вскрыл всю несостоятельность предшествующей концепции обеспечения Германии сырьем. Кроме того, опыт испанского и абиссинского конфликтов показал, что нужно срочно откорректировать данные о потребностях армии в топливе, сырье и прочих хозяйственных ресурсах на случай войны (с. 9). Следует отметить, что существенным недостатком работы Д. Айххольтца является то, что о захвате Чехословакии упоминается вскользь, хотя именно чехословацкая промышленность пополнила ресурсную базу вермахта. В руки немцев попал завод "Шкода", который по оценке У. Черчилля являлся вторым по значению промышленным арсеналом Европы (Черчилль У. Вторая мировая война. В 6 т. Т. 1. М., 1991. С. 151). Захват нацистами Австрии дал возможность концерну "ИГ Фарбен" поглотить химический трест "Пульверфабрик", в Чехословакии - присвоить "Ауссигер Ферейн", четвертую по величине компанию в Европе (Анатомия войны. С. 15). В целом захват Австрии и Чехословакии дали возможность Третьему рейху значительно ускорить вступление в войну, однако, - и это ключевой момент - положение со снабжением горючим, с учетом роста механизации вооруженных сил, оставалось катастрофическим.

В поисках выхода из этой ситуации Г. Геринг начал перестройку всего аппарата управления германской экономикой. В результате перестройки возникла своего рода группа по распределению и планированию нефтепродуктов, которая регулярно устраивает совещания в Каринхолле (с. 10). Вместе с Карлом Краухом и Ернстом Рудольфом Фишером из "ИГ Фарбениндустри АГ", а так же с Вильгельмом Кеплером и Альфредом Бентцем он объединил всех давних конкурентов. В совещаниях принимали участие чиновники МИДа и Министерства экономики, а со стороны военных - Георг Томас и Фритц Фетцер. В 1938 г. они намечали довести синтетическое производство горючего до 23,85 млн т. к 1942 г. (с. 26). В действительности же к 1941 г. было произведено лишь 10 млн т. (с. 14). Несмотря на то, что группа носила неструктурированный, своего рода личный характер, ей удалось до 1942 - 1943 гг. развить бурную деятельность. Доля синтетического способа производства горючего, разработанного "ИГ Фарбениндустри" в качестве основной стратегии обеспечения Третьего рейха сырьем, была на тот момент очень значительной. Это соответствовало концепции "Гроссраумвиртшафт", которая была разработана германскими промышленниками еще в 1920-е гг. Но, в отличие от периода до 1938 г., теперь "влияние" на Юго-Восточную и Восточную Европу планировалось осуществить путем аннексий. Д. Айххольтц заостряет внимание на неуверенности и на жестких временных рамках деятельности немецких стратегов в этой ситуации, пытается изобразить их "ослепленными реваншистскими и экспансионистскими силами немецкого империализма" (с. 12).

Вторая глава повествует о том, как было улучшено положение с горючим благодаря аншлюсу Австрии, и какую добычу принесли "блицкриги" в Польше и в Западной Европе (с. 22). К осени 1939 г. ситуация с горючим была таковой, что Германия могла рассчитывать лишь на "блицкриг". С сентября 1939 г. нефть стала важнейшей целью, а также и средством ведения войны (с. 15). Д. Айххольтц пишет: "Немецкие военные и политики, экономисты и нефтяные эксперты рассчитывали на эксплуатацию прибыльных нефтяных месторождений в Польше. Они уже были к этому подготовлены, когда напали на страну 1 сентября 1939 г. Непосредственно за войсками армии "Юг" шла "Нефтяная комиссия Галиция" в направлении месторождений нефти, которые находились на юго-востоке Польши" (с. 18) То, что немецкие специалисты по нефти и геологи заранее готовились к завоеванию Галиции, можно заключить из речи Геринга 9 сентября, произнесенной в тот момент, когда немецкие войска шли через Краков и быстро двигались в направлении месторождений. "Мы изучим все, что может нам дать нам Польша, - заявил он. - Особенно природные ресурсы, которые поляки использовали лишь на 10 %. Мы будем использовать все ресурсы на 100 %" (с. 18). Все нефтяное хозяйство на оккупированной территории Польши было реорганизовано в две нефтяные фирмы ("Beskiden Erdoelgewinnungs-GmbH" и "Grossdeutsche Schachtbau AG"), то есть весь нефтяной сектор польской экономики, существовавший до завоевания, был полностью перестроен (с. 20). Д. Айххольтц ссылается на первый технико-экономический доклад, сделанный в конце октября 1939 г., согласно которому уровень добычи нефти в первый год оккупации составил 130 - 140 тыс. т. Эта грабительская добыча особенно усилилась в 1942 - 1943 гг., когда провалился "кавказский проект" (с. 20). Кроме того, запасы горючего и нефти на складах нефтеперерабатывающих заводов в Роттердаме, Антверпене, Ля Рошелле (примерно 1 млн т. во Франции и 500 тыс. т. в Голландии) были полностью израсходованы в ходе кампании на Западе (с. 23).

Способы, какими нацистская Германия при отсутствии валюты обеспечила положительный нефтяной баланс, анализируются в третьей главе. На основе новых источников Д. Айххольтц рассказывает, как и насколько эффективно германскому империализму удалось поставить себе на службу румынскую нефтяную промышленность в соответствии с планом, который вынашивала и проповедовала "ИГ Фарбен" в конце 1920-х гг. (Отметим при этом, что немецкий историк странным образом упустил из виду, ни разу не упомянув, германо-румынское экономическое соглашение от 23 марта 1939 г., а ведь именно оно, по сути, соответствовало "плану Крауха" о приспособлении экономики стран Юго-Восточной Европы для нужд Германии.) С началом войны поставки из Румынии стали единственным источником горючего для Германии. Зависимость от румынской нефти была для Германии тем более опасна, что нефтяные источники в Румынии находились в руках иностранных концессионеров, в первую очередь британских и французских. В конце 1938 г. нефть там добывали 56 нефтяных компаний. Инвестиции в размере 10,7 млрд лей распределялись следующим образом: около 45 % - британский, французский, бельгийский и голландский капитал, а 43 % - румынский. Остальное приходилось на долю американского (9 %), итальянского (3 %) и немецкого (0,2 %) капитала (с. 26).

Д. Айххольтц подчеркивает, что, несмотря на массивное давление на румынское правительство, а также на попытки присвоить нефтяные компании, стратегам Третьего рейха так и не удалось увеличить поставки нефти даже после заключения нефтяного пакта с Румынией от 27 мая 1940 г. Только после смены румынского правительства в сентябре 1940 г., когда у власти оказался маршал Антонеску, немцам удалось добиться возможности влиять на производство нефти. Но хищническая эксплуатация нефтяных месторождений иностранными компаниями, сокращение геолого-разведочных и буровых работ привели к тому, что добыча нефти в Румынии резко сократилась и запасы на складах не увеличивались ни посредством политического давления, ни методами усиления эксплуатации (с. 26) Автор отмечает, что 1941 г. был годом максимального потребления нефтепродуктов и самого объемного экспорта нефти из Румынии в Германию (именно тогда Румыния стала "немецкой бензоколонкой"): из 5, 6 млн т. нефти, добывавшейся тогда в Румынии, экспорт в Германию составил почти 3 млн т. (с. 36). Однако взоры руководителей Третьего рейха все сильнее притягивала кавказская нефть, которую планировалось завоевать в течение 3-4 месяцев: они в очередной раз сделали ставку на "блицкриг".

В четвертой и пятой главах Д. Айххольтц описывает патовую ситуацию с горючим и смену стратегии летом 1940 г. Постепенно "ИГ Фарбен" переориентировалась на "Континентале Оль АГ". Нацистское руководство стремилось превратить "Конти Оль" в глобального игрока на мировом нефтяном рынке, сравнимого по значению с такими нефтяными гигантами, как "Шелл" или "Стандард Ойл" (с. 46). Германские монополии и банки видели в "Конти Оль" начало создания немецкой нефтяной империи. "Континентале Оль АГ" должна была включить в себя все нефтяное производство в Румынии, Австрии, Венгрии и на Кавказе. Быстрый доступ к кавказской нефти, по замыслу стратегов, должна была обеспечить операция "Барбаросса". Примечательной стороной исследования Д. Айххольтца является введение в научный оборот новых документов о деятельности "Конти Оль" (с. 51-64) и связанных с ней ближневосточных целях нацистской Германии (с. 67-98). В военных кругах план "Барбаросса" рассматривался сначала как продолжение "блицкрига" против Франции, а затем как экономическая война на уничтожение.

Шестая глава посвящена размышлениям относительно стратегии плановой группы Г. Геринга с начала 1941 г., когда нехватка нефти стала катастрофической. Для освещения этого вопроса Д. Айххольтц использовал новые источники (с. 83). Взаимосвязанные представления (о Кавказе и Ираке) слились в стратегию "кавказских клещей".Через Кавказ и Киркук на Востоке и через Северную Африку на Западе войска Германии и ее союзников должны были начать наступление на английские позиции в Суэцком канале. Обеспечение британцев нефтью должно было быть блокировано, а вся нефть должна была перейти в руки Германии. Так, ударом через периферию планировалось поставить на колени мировую империю (с. 84).

Седьмая глава посвящена повторной попытке завоевания Кавказа после поражения под Москвой. В 1942 г. делались попытки возобновить "кавказские клещи", когда немецкие планы исходили из поражения в битве за Москву и хода военных действий в Северной Африке в ситуации, когда резко ухудшилось положение с горючим. Лишь нефть определяла теперь положение на фронтах, и из планов вычеркивалось все, что не служило пополнению складов нефтью. Ресурсы стали использоваться преимущественно для строительства нефтехранилищ. Автор отмечает, что поражение немецкой армии под Сталинградом предопределило крах германской "нефтяной империи" (с. 100).

В восьмой главе освещается последующий ход "войны за нефть": второй удар на Ростов и на Кавказ, завоевание Майкопа и приближение к Грозному, расчеты и реальная добыча нефти на советских месторождениях, поражение под Эль-Аламейном в июле 1942 г. и отступление с Кавказа после поражения под Сталинградом. Далее резюмируются ее итоги и практическое значение: "большая игра" была закончена, на повестку дня снова встал вопрос о производстве синтетического горючего (с. 121). Идея легкого завоевания всего того, что мировой империализм создавал годами и преимущественно мирным путем, идея превращения Германии в мировую нефтяную империю потерпела фиаско.

Д. Айххольтц рисует ясную и яркую картину интересов, исторических лиц, целей и событий. Помещает нефтяную политику в рамки военно-экономического контекста. Самый важный результат звучит уже в заглавии: чужие нефтяные месторождения были важной, пожалуй даже самой важной, немецкой военной целью. Если еще до лета 1940 г. думали о Румынии и о синтетическом производстве, то после - исключительно о минеральной нефти. Была разработана стратегия, которая сочетала в себе марш-броски в различных направлениях и захват источников нефти. "Континентале Оль АГ" рассматривалась как немецкий игрок вроде "Ессо" или "Роял Датч Шелл". Под ширмой химической промышленности и немецкого банка в этой компании скрывались различные нефтяные интересы, не только общегосударственные интересы Третьего рейха, но и частные. Военное поражение воспрепятствовало реализации этих интересов.

Исследование Д. Айххольтца актуально не только в научном плане, но и политическом, ибо представляет интерес с позиций современной нефтяной ситуации в мире. Германия снова превращается в лидера в Европе, но она по-прежнему получает нефть извне. Американский исследователь Р. Сэсюли рассуждает о способах обеспечения Германии ресурсами в межвоенный период, предложенными главой экономического штаба Германии в годы Первой мировой войны Вальтером Ратенау. Являясь одним из идеологов германского империализма, В. Ратенау развил теорию "организационного капитализма". Выход из сложившегося положения с сырьем в Германии он видел в создании сильного государства (каким стала гитлеровская Германия), ориентированного на завоевания ресурсов. После Раппальской конференции в 1922 г. В. Ратенау встал на позиции сотрудничества с СССР на основе взаимовыгодных соглашений (Сэсюли Р. ИГ Фарбениндустри. М., 1948. С. 63). Таким образом, либо завоевания, либо взаимовыгодное партнерство с СССР могло решить сырьевую и топливную проблемы. Последователем политики взаимовыгодного партнерства в рамках Россия - Европейский союз был бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Сегодня правительство Германии, возглавляемое новым канцлером Ангелой Меркель, снова решает ту же проблему. И от того, каким способом Германия станет добиваться доступа к нефтяным источникам в XXI в., во многом будут зависеть мировая политика, отношения между европейскими странами.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru