Новый исторический вестник

2007
№16(2)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.В. Кутырев

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ МОСКВЫ В 1987 – 1990 гг.

Во второй половине 1980-х гг. для решения проблем городской научно-технической политики ряд прав в области хозяйственной, экономической политики стал делегироваться от центра к местным органам власти.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 июля 1987 г. № 824 «О совершенствовании деятельности республиканских органов управления» была поставлена задача осуществить коренную перестройку работы местных органов власти, перейдя к системе руководства, которое бы обеспечило более динамичное наращивание научно-технического и экономического потенциала регионов. В соответствии с этим постановлением в целях гармоничного научно-технического развития региона повышалась роль Советов министров союзных и автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов. Во-первых, было положено начало разработке комплексных планов экономического и социального развития союзных и автономных республик, краев, областей и крупных городов, которые должны охватывать развитие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности. Во-вторых, отныне при разработке планов, а также в ходе их выполнения общесоюзные министерства и ведомства должны были учитывать предложения Советов министров союзных республик. В-третьих, республиканские и местные органы управления должны были осуществлять руководство работой расположенных на их территории предприятий, объединений и организаций республиканского и местного подчинения, связанной с развитием производства и его обновлением на современной технической базе. Советы министров союзных и автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов должны были принимать меры к развитию кооперации между предприятиями, объединениями и организациями различных отраслей, расположенными на соответствующей территории [1].

Таким образом, местным органам управления предоставлялись значительно более широкие, нежели раньше, права в области научно-технической политики. Отныне при разработке планов необходимо было учитывать мнение местных руководителей, максимально способствовать территориальному развитию.

Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 июля 1987 г. № 824 «О совершенствовании деятельности республиканских органов управления» было направлено на ликвидацию диспропорций в управлении научно-техническим прогрессом на территориальном уровне, так как начиная с середины 1987 г. научные организации и промышленные предприятия как союзного, так и местного подчинения должны были учитывать интересы территориального развития.

В Москве реализация направлений, обозначенных в этом постановлении, началась с того, что в апреле 1988 г. в Железнодорожном, Калининском, Куйбышевском, Зеленоградском, Люблинском и Фрунзенском районах столицы СССР на базе районных отделов комплексного экономического и социального развития были образованы территориальные межотраслевые производственно-технические управления, действовавшие на принципах хозрасчета и находившиеся в подчинении исполкомов соответствующих районных Советов народных депутатов и Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома [2]. В апреле 1989 г. территориальные межотраслевые производственно-технические управления были организованы в Ленинградском и Первомайском районах.

На XXVII съезде КПСС создание территориально-производственных образований увязывалось с приданием управлению современных организационных структур с учетом тенденций концентрации, специализации и кооперирования производства.

Задачи этих управлений полностью соответствовали правам в области научно-технической и промышленной политики, данным местным Советам народных депутатов постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 июля 1987 г. № 824 «О совершенствовании деятельности республиканских органов управления». Во-первых, эти управления должны были участвовать в разработке и контроле за ходом реализации целевых комплексных программ, а также в разработке и контроле за выполнением текущих и перспективных планов комплексного экономического и социального развития района. Во-вторых, территориальным межотраслевым производственно-техническим управлениям ставилось в обязанность развивать территориально-межотраслевое научно-техническое и производственное кооперирование. В-третьих, эти управления должны были содействовать решению важных научно-технических проблем города – механизации, автоматизации и ресурсосбережению [3].

Для координации деятельности всех заинтересованных участников процесса коммерциализации научно-технического комплекса Москвы, а также для привлечения дополнительных средств в октябре 1989 г. был образован Фонд научно-технического развития г. Москвы. Целью Фонда, в соответствие с его уставом, являлось ускорение регионального научно-технического прогресса. Участвовать в деятельности Фонда на добровольных началах могли как советские, так и зарубежные государственные, общественные, кооперативные и иные органы, организации, учреждения, объединения, предприятия и другие юридические лица, трудовые коллективы, творческие группы, другие объединения граждан, а также частные лица. Его участники могли формировать финансовые средства и ресурсы Фонда путем регулярных или разовых денежных взносов, передачи в полную или частичную собственность Фонда основных и оборотных средств, других прав, выделения фондов и лимитов, делегирования полномочий. Фонд, действуя на принципах хозрасчета, был вправе от своего имени заключать договоры, иметь в своем составе предприятия, филиалы, представительства и другие организации, выпускать акции и другие ценные бумаги, образовывать временные творческие коллективы для реализации конкретных проектов. Кроме того, Фонд имел право самостоятельно осуществлять экспортные и импортные операции и иную внешнеэкономическую деятельность. Основной задачей Фонда являлось финансовое обеспечение разработки и реализации научно-технических проектов, включая организацию работ по привлечению и концентрации финансовых средств и ресурсов. Фонд финансировал на конкурсной основе (это должно было способствовать выявлению наиболее перспективных предложений) разработку и реализацию научно-технических проектов по всему циклу работ вплоть до сдачи «под ключ» объекта новой техники (это должно было исключить дробление работ по разным организациям и ведомствам и способствовать быстрому завершению проектов). Содействуя продвижению отечественной техники и технологий, созданных в рамках финансировавшихся научно-технических проектов, на зарубежные рынки, Фонд, таким образом, формировал собственную научно-техническую политику [4].

Многие задачи Фонда научно-технического развития г. Москвы говорили о нем как о некоем координационном центре московского научно-технического потенциала. Образование Фонда стало важным этапом московской политики в области науки и техники: отныне Москва становилась не столько научно-техническим донором всей страны, сколько самостоятельным игроком на рынке наукоемких технологий. Фонд, нацеленный на повышение территориального (московского) научно-технического уровня, обладал для этого всеми правами, мог сотрудничать как с отечественными, так и с зарубежными предприятиями, что расширяло спектр возможных контактов и, соответственно, увеличивало возможность создания и внедрения современных высокоэффективных технических средств. Образование подобного Фонда было эффективным шагом, так как многие перспективные разработки, созданные благодаря огромному научно-техническому потенциалу Москвы, но по различным причинам не реализованные в городском хозяйстве, получали шанс на промышленное освоение.

В 1987 г. на базе Технического управления Мосгорисполкома было образовано Главное управление по науке и технике (ГНТК), а первой его задачей стала разработка до 1 февраля 1988 г. предложений по совершенствованию системы управления научно-техническим развитием и изменению системы планирования и финансирования научно-исследовательских разработок в городском хозяйстве [5]. По словам начальника управления В.П. Евтушенкова, задачи, поставленные перед ним, были намного шире задач бывшего Технического управления и несли принципиально иной характер. В рамках ГНТК была разработана новая стратегия развития Москвы как территориального научно-технического комплекса, которая учитывала такой фактор, как сосредоточение в столице СССР громадного научного потенциала.

Новая стратегия предполагала использование этого потенциала в интересах развития самого города. Во-первых, по отношению к различным отраслям городского хозяйства были определены ориентиры развития – «реперные точки». Они представляли собой анализ современного состояния городского хозяйства и прогнозирование тенденций его развития. Во-вторых, стало практиковаться широкое привлечение научно-технического потенциала министерств и ведомств, АН СССР, вузовской науки к решению задач городского хозяйства. ГКНТ была утверждена программа первоочередных работ по решению актуальных задач городского хозяйства с ежегодным выделением на эти цели из средств госбюджета дополнительно 3 млн руб. [6]

К 1990 г. экономические и правовые условия позволяли создавать качественно новые формы организации управления НТП в виде малых предприятий, акционерных обществ и объединений, ориентированных на использование рыночного регулирования инновационных процессов, привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе на конкурсной основе. В данном случае органы, ответственные за формирование научно-технической политики, по своей организационной структуре также должны были соответствовать новым условиям. С этой целью ГНТК в соответствии с совместным решением президиума Моссовета и исполкома Моссовета от 25 сентября 1990 г. было преобразовано в Акционерное объединение научно-технического развития «Регион», которое объявлялось правопреемником ГНТК по всем формам инновационной и коммерческой деятельности упразднявшегося главка.

Преобразование муниципального органа в акционерное объединение свидетельствует как об оперативности московского руководства, старавшегося формировать научно-техническую политику города в соответствии с проводимым в стране экономическим курсом, так и о повороте к рыночным методам управления в сфере науки и техники. Чтобы облегчить в условиях, приближенных к рынку, существование организаций, занимавшихся научно-технической деятельностью, государство предоставляло им налоговые льготы. Эта мера была введена законом СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», принятом 14 июня 1990 г. [7]

Вскоре после организации АО «Регион» на базе бывшего ГНТК был сформирован Московский городской комитет по науке и технике. Если АО «Регион» должно было отвечать за коммерческую составляющую муниципальной научно-технической политики, то в обязанности Московского городского комитета по науке и технике входило государственное и методическое обеспечение научно-технической деятельности в городе и ведение договоров, финансировавшихся из бюджетных средств. На Московский городской комитет по науке и технике возлагались следующие задачи: 1) организация разработки научно-технической политики в столице СССР как составной части государственной научно-технической политики; 2) координация разработки и реализации концепции развития научно-технического потенциала Москвы и использования достижений науки и техники в городском хозяйстве в условиях рыночной экономики; 3) содействие созданию региональных научно-технических фирм, ассоциаций и других организаций, адаптированных к условиям рынка и обеспечивавших соответствующую статью доходов в городском бюджете; 4) разработка и реализация комплекса муниципальных мер поддержки инновационных организаций [8].

В конце 1990 г. в Москве был создан очередной орган формирования политики в области науки и техники – Научно-технический совет г. Москвы. На него были возложены такие обязанности как: 1) научно-методическое руководство по разработке концепции развития науки и использования ее достижений в интересах города; 2) определение и обоснование приоритетных направлений научно-технического развития города; 3) подготовка рекомендаций по направлению инвестиций в развитие и модернизацию промышленности города на базе внедрения экологически чистых технологий; 4) организация и проведение независимой экспертизы крупных научно-технических и промышленных проектов по разработке новых наукоемких технологий, а также строительству и реконструкции объектов общегородского назначения; 5) экспертиза ТЭО по созданию в Москве новых исследовательских, конструкторских, инженерных и других организаций, ориентированных на решение научно-технических проблем города; 6) внесение на рассмотрение сессии, президиума и комиссий Моссовета предложений по предоставлению различных льгот организациям (в том числе малым наукоемким предприятиям), решавшим проблемы развития городского хозяйства за счет внедрения новых технологий; 7) разработка программ международного научно-технического сотрудничества в области повышения эффективности использования научно-технического потенциала города [9].

Новому органу предоставлялись значительные права для оказания влияния на формирование городской научно-технической политики. Во-первых, межведомственной комиссии Моссовета по созданию новых предприятий и организаций было рекомендовано рассматривать предложения о создании новых научных организаций, объединений и комплексов, научно-технических и инженерных центров, научных ассоциаций, совместных предприятий и других организаций, ориентированных на решение научно-технических проблем города, совместно с Научно-техническим советом г. Москвы. Во-вторых, банки, рассматривавшие предложения по финансированию проектов в области создания новых промышленных и других инженерных объектов, реконструкции действующих, организации новых технологических линий в Москве, обязывались принимать к рассмотрению проекты только при наличии заключения Научно-технического совета г. Москвы [10].

Таким образом, если судить по возложенным на Научно-технический совет обязанностям, новое образование должно было дополнять деятельность ранее созданных органов управления научно-техническим развитием Москвы – АО «Регион» и Московского городского комитета по науке и технике. Ряд функций Научно-технического совета конкретизировали возложенные на Московский городской комитет по науке и технике задачи. Так, если в задачи последнего входила разработка и реализация комплекса муниципальных мер поддержки инновационных организаций, то функции Научно-технического совета определяли конкретные формы этой поддержки: благоприятствование предоставлению льгот организациям, занятым внедрением в городское хозяйство прогрессивных технологий, организацией мер по внедрению в городское хозяйство экологически чистых технологий.

Наконец, ряд функций Научно-технического совета означал повышение статуса Москвы по отношению к центру. Во-первых, Научно-технический совет получал: а) право на экспертизу технико-экономических обоснований по созданию в Москве новых научных организаций; б) право совместного рассмотрения с межведомственной комиссией Моссовета по созданию новых предприятий и организаций предложений по формированию в Москве новых научных организаций, объединений и комплексов. Во-вторых, Научно-технический совет получал право на разработку программ международного научно-технического сотрудничества, что подтверждало тенденцию рассредоточения принятия решений в области научно-технической политики.

Таким образом, в 1987 – 1990 гг. происходило перераспределение прав в области формирования научно-технической политики в пользу московских властей. Это явление было обусловлено политическими преобразованиями в стране, в рамках которых укреплялись местные органы власти, а при разработке плановых документов необходимо было отныне учитывать экономические интересы конкретной местности. Реорганизация органов управления научно-техническим комплексом являлась не очередным ведомственным переустройством, перераспределяющим средства партийных и государственных функционеров внутри различных органов власти и ничего не значащим на практике, а реальной инициативой, влияющей на формирование научно-технической политики. Развитие органов управления научно-техническим комплексом в Москве шло в направлении использования имевшегося в столице научно-технического потенциала в интересах прежде всего самой столицы. Это означало, что научно-техническая политика, осуществлявшаяся в 1985 – 1991 гг. в Москве, была направлена на исключение таких ситуаций, когда, например, изобретение, сделанное в московской научной организации, использовалось в других городах или областях, а в самой Москве его внедрить не удавалось, или когда решения, затрагивавшие сферу наук и техники, принимались центральными органами власти без учета мнения местных властей, в результате чего столице СССР причинялся экономический ущерб. Более того, в дальнейшем Москва получила право самостоятельно определять принципы научно-технического международного сотрудничества, а новые научные организации в столице СССР не могли быть созданы без согласия Научно-технического совета г. Москвы.

В 1987 – 1990 гг. в сферу формирования научно-технической политики в Москве все больше проникают элементы коммерциализации. Прежде  всего это означало увеличение количества центров принятия решений в области научно-технической политики, ведь влиять на акционерные общества или научно-технические кооперативы так же, как и на НПО или НИИ, государство и городские власти не могли. Это влияние имело свои пределы, ограниченные организационными аспектами: предоставление лицензии на осуществление коммерческих операций, разрешение на аренду помещений, оборудования и т.д. Соответственно, чтобы продолжать иметь возможность воздействовать на формирование научно-технической политики, московские власти организовали орган управления, который по своей структуре сам являлся акционерным объединением, целью которого было рыночное регулирование инновационных процессов в сфере науки и технике в Москве.

 

Примечания


[1] СП СССР. 1987. № 39. Ст. 124.

[2] Бюллетень Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов. 1988. № 10 (1120). С. 25–26.

[3] Вестник исполкома Моссовета. 1989. № 11 (1145). С. 23–25.

[4] Вестник исполкома Моссовета. 1989. № 21 (1155). С. 14–16.

[5] Бюллетень Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов. 1988. № 1 (1111). С. 25.

[6] Центральный архив города Москвы. Ф. 1606. Оп. 1. Д. 349. Л. 30–31.

[7] Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 27. Ст. 522.

[8] Вестник исполкома Моссовета. 1990. № 23 (1181). С. 24–25.

[9] Вестник исполкома Моссовета. 1991. № 2 (1184). С. 15–16.

[10] Там же. С. 16.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru