Новый исторический вестник

2007
№1(15)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.С. Сысуева

Савеличев А. Савинков: Генерал террора.
М.: АСТ, 2004. - 539 с.

«Генерал террора» – биллетризированная биография Бориса Викторовича Савинкова (1879 – 1925), известного деятеля русской революции. Ее автор – Аркадий Савеличев – современный писатель-историк, основная тематика его произведений – личность на фоне эпохи. Известность получили его романы «Ночной император» о фаворите императрицы Елизаветы Петровны графе А. Разумовском и «Последний гетман» о «последнем гетмане Малороссии» графе К. Разумовском.

«Генерал террора» сразу же привлек внимание читателей благодаря известности автора, а еще более – благодаря яркости и драматичности судьбы героя. Первые оценки романа были весьма противоречивы, как противоречива и сама личность Б.В. Савинкова.

Писать о нем трудно уже хотя бы потому, что за свою недолгую жизнь – Савинков погиб в 46 лет – он фактически прожил несколько жизней, и любая из них достойна отдельного романа. А. Савеличев попытался объединить в одном большом романе все этапы жизни человека, который был и террористом, и выдающимся политиком, и знаменитым писателем, чьи литературные труды критики начала XX в. ставили выше сочинений Л. Андреева.

По стилю роман «Генерал террора» походит на поздние советские исторические романы вроде романа Валентина Пикуля «Честь имею». Построен он на богатом фактическом материале. Однако критически настроенный читатель может подметить, что автор подошел к историческим свидетельствам очень избирательно, субъективно. Так, в «деле Азефа», о котором писатель рассказывает в начале романа, сведена на нет роль В.В. Бурцева, мастерски раскрывшего эту полицейскую провокацию.

Книга А. Савеличева рассчитана на массового читателя и призвана вызвать отвращение к террору и тем людям, которые встали на путь терроризма. Именно поэтому, думается, автор стремился приблизить и текст, и своего главного героя, и второстепенные персонажи к «простому» читателю. Ради этого автор явно злоупотребляет просторечными выражениями.

Не обремененный историческими знаниями читатель наверняка найдет роман увлекательным. Но человеку, который знаком с книгами самого Савинкова, с эпохой революции, читать его трудновато: тяжело согласиться с описанием и оценкой автором многих персонажей – З.Н. Гиппиус, А.Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В.О. Каппеля и других.

Каков же литературный Борис Савинков у А. Савеличева? Прежде всего, он лишен всех психологических противоречий, которыми обладает любой человек. Все действия его автор преподносит как бессмысленные и ложные, а все убеждения – как ошибочные и старается всячески убедить в этом читателя. И в целом вырисовывается такой образ: бузотер и нигилист, лишенный нравственных принципов и моральных устоев, скорее простой мужик, которого никто не воспринимает всерьез, нежели известный политический деятель.

Жизнь героя во время Гражданской войны описана отрывочно. Автор будто пробежался по всем основным вехам его бурной военно-политической деятельности. Революция и Гражданская война у писателя – это всего лишь фон, скрывающий простоту образов и событий. Все действия героя случайны. Борьба Савинкова с большевиками показана как изначально совершенно бессмысленная, как цепь неудач и падений, которая и привела его к гибели. Для автора победа большевиков – явление закономерное, вполне в духе советской исторической литературы, отсюда выводится и обреченность литературного героя, его гибель. И смерть его примитивна: самоубийство, в котором нет ни возвышенности, как у Достоевского, ни героизма, как у древних римлян.

В итоге литературный герой А. Савеличева по фамилии Савинков получился если не пародией на реальную историческую личность, то во всяком случае – ее бледной и искаженной тенью. Увы, но после выхода романа «Генерал террора» ситуация не изменилась: никто не рассказал о Б.В. Савинкове лучше, чем он сам в своих художественных произведениях, воспоминаниях и документах, чем его современники – друзья и враги.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru