Новый исторический вестник

2006
№1(14)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.В. Попов

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В ст. 9 Федерального закона от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» говорится об отнесении к частной собственности архивных документов религиозных объединений после отделения церкви от государства. Подразумевается, что архивные документы РПЦ, созданные в период с учреждения Святейшего Синода в 1721 г. до выхода  23 января 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», относятся к государственной собственности. Тем самым на законодательным уровне закреплена государственная собственность на архивные документы РПЦ до отделения церкви от государства.

В состав этих документов входят фонды Поместного Собора 1917– 1918 гг. и канцелярии патриарха Тихона, хранящиеся в ГА РФ;  многочисленные фонды монастырей и церквей, хранящиеся в РАДА, Российском государственном архиве Дальнего Востока (РГА ДВ), Центральном  историческом архиве Москвы (ЦИАМ); фонды Александро-Невской лавры, канцелярии Святейшего Синода, его комитетов и управлений, хранящиеся в РГИА. Объем этих документов, имеющих большую историческую ценность, значителен.

РПЦ никогда не предъявляла требований о возвращении принадлежащих ей документов, хранящихся в государственных архивах. На наш взгляд, если следовать букве закона, она могла бы поставить вопрос о возвращении своих документов за период ранее 1721 г. Известный российский историк церковных архивов профессор Е.В. Старостин отмечает: «По существу на столетие эта тема оставалась запретной для российских историков-архивистов. На ней лежало идеологическое табу, нарушать которое мало кто осмеливался, поскольку это было небезопасно. Что касается представителей церковной науки, то и они избегали ставить острые вопросы о судьбе своего документального наследия»[1].

Не так безупречен правовой статус и фонда Архиерейского Синода РПЦ за границей, хранящегося в ГА РФ. Архив его до 1941 г. находился в Белграде на  квартире у предстоятеля РПЦ за границей митрополита Анастасия. В 1941 г. он был конфискован немцами и вывезен в Германию[2]. В 1945 г. архив был найден и вывезен в СССР, где был помещен в Особый архив. 25 августа 1948 г. в соответствии с  решением ГАУ МВД СССР № 12/3-937 архив зарубежного Синода в количестве 55 дел и 16 килограмм россыпи был передан в ЦГАОРСС СССР (ныне ГА РФ)[3]. После научного описания был образован фонд № Р-6343 «Высшее церковное управление РПЦ за границей» в количестве 384 дел. В 1996 г. название фонда было изменено на  «Архиерейский Синод РПЦ за границей, г. Сремские Карловцы, Югославия». В 1992 и 1998 гг. к фонду было присоединено несколько дел, сформированных из россыпи, поступившей из Библиотеки федеральных архивов. Документы фонда находились на секретном хранении до 1988 г., когда по решению комиссии ЦГАОР СССР на основании акта № 1 от 29 февраля 1988 г. они были рассекречены. В 1995 г. для создания страхового фонда они были микрофильмированы в количестве 384 дела, 663 микрофиши, 24 020 кадров[4].

Документы этого фонда были созданы и отражают деятельность РПЦ уже после отделения церкви от государства. Более того, большинство из них образовалось в деятельности церковных учреждений за пределами СССР. Следовательно,  по Федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации» документы этого фонда должны входить в негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации. Пункт 7 ст. 6 закона гласит: «Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук». А имеется ли такой договор между РПЦ за границей и Федеральным архивном агентством России? Вопрос риторический.

Значительное число документов, отражающих историю РПЦ и ее положение в Советском Союзе, образовалось в деятельности органов партийной и государственной власти СССР. Эти документы безусловно являются государственной собственностью. Но это не уменьшает их значения как исторических источников по истории РПЦ. На наш взгляд, наибольшей информативностью обладает фонд Совета по делам религий при Совете Министров СССР  (до 1965 г. – Совет по делам Русской православной церкви), включающий более 13 тыс. единиц хранения за 1938–1991 гг.[5] Материалы его, хранящегося в ГА РФ, показывают, что советское правительство внимательно наблюдало за РПЦ, имело достаточно полную и объективную информацию о происходящих в ней процессах и оказывало на них существенное влияние. Документы Совета сохранились с достаточной полнотой за все годы его существования. Это объясняется и тем, что часть документов находилась на секретном хранении: они не подвергались экспертизе ценности и не выделялись к уничтожению. В ГА РФ также находятся на хранении фонды Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, Союза воинствующих безбожников СССР и другие.

В российских государственных архивах  отложилось много личных фондов иерархов, священников и других деятелей РПЦ. Наибольшее число таких фондов имеется в ГА РФ.  Среди них – личные фонды митрополита Арсения (Стадницкого), протоиерея Петра Булгакова, архиепископа Варнавы (Накропина), священника Георгия Гапона, митрополита Евлогия (Георгиевского), историка церкви А.В. Карташева, протоиерея Димитрия Константинова, историка церкви В.С. Русака, протоиерея Иннокентия Серышева, протопресвитера Георгия Шавельского и другие[6].

Приход к власти большевиков в 1917 г. и более чем 70-летнее существование РПЦ под властью Советского государства прервали процесс естественного складывания сети церковных архивов и нормативно-методической базы их деятельности, а также препятствовали формированию новой научной дисциплины – церковного архивоведения. Тем не менее, несмотря на разрушение и закрытие монастырей и храмов, уничтожение части церковных архивов, многие документы после национализации удалось сохранить в государственных архивах.

В советское время в архивном деле функция хранения преобладала над функцией использования. Документы по истории РПЦ в основном находились в спецхранах или на секретном хранении. В рекомендациях Первой международной научной конференции «Архивы Русской православной церкви: пути из прошлого в настоящее», состоявшейся в ноябре 2003 г., констатировалось, что «фонды учреждений духовного ведомства», рассредоточенные по государственным хранилищам, «в течение атеистического ХХ столетия практически не изучались»[7].

Использование документов было подчинено коммунистической идеологии. Исходя из того, что главная задача атеистической работы – раскрытие классовой роли религии и церкви, историки-атеисты выдвигали на первый план разоблачение «церковной контрреволюции» и «эксплуататорской» сущности религиозных организаций, раскрытие политической позиции духовенства. Работы историков должны были «помочь» верующим преодолеть «религиозные предрассудки». Поэтому основными темами «научных исследований» стали антисоветские действия духовенства. А потому политика государства по отношению к церкви всегда оценивалась как положительная, а действия церкви, религиозных организаций и деятелей – как «контрреволюционные». Отличительными чертами историографии тех лет была узость источниковедческой базы, недостаточное внимание к архивным документам. В качестве главных источников исторических работ использовались декреты Советской власти, труды В.И. Ленина и других партийных вождей и идеологов.

В последние годы в связи с кардинальными переменами в политиче­ском строе и внутриполитической жизни страны изменилась си­туация и в российской исторической науке. Многие периферийные и ранее запретные темы исследований вы­двинулись на первый план. В новых условиях получили возможность обратиться к истории РПЦ российские светские и церковные историки. Базой для появления серьезных научных трудов, опирающихся на широкую источниковую базу, является и большой комплекс ранее недоступных документов по истории РПЦ, сохраненный в государственных архивах России.

В 1991 г. после крушения коммунистического режима РПЦ освободилась от государственных пут и избавилась от назойливой опеки партийных и государственных органов. Но обретение подлинной независимости – это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс избавления от груза прошлого и преодоления инерции церковного подчинения государству. В настоящее время у РПЦ много проблем, требующих решения и успешно решаемых. К сожалению, далеко на периферии сознания церковных иерархов, священников осталась проблема архивного наследия РПЦ и его сохранения.

В Уставе РПЦ всего пять раз встречается слово «архив». Уставом предусмотрен один центральный архив при Управлении делами. В ст. 5 Устава определено: «Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: а) Управление делами Московской Патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха, Синода, Синодальной библиотекой, необходимыми отделами и архивом». Уставом также предусмотрены архивы епархий и приходские архивы: «Каждое Епархиальное управление должно иметь епархиальный архив». При необходимости архив может быть организован при благочинном: «При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются правящим архиереем, и архив».

Тем не менее в РПЦ пока не создано единого центрального архива. Точнее, архивы есть, но их статус, источники и порядок комплектования, взаимоотношения между собой и с Управлением делами Московской патриархии не регламентированы. В Уставе РПЦ упоминается один центральный архив – Архив Управления делами РПЦ. В тоже время у РПЦ действуют как общецерковные Архивы Московской патриархии и Священного Синода РПЦ. Кроме того, РПЦ имеет Синодальную библиотеку, которая является общецерковным хранилищем печатных изданий и рукописных материалов, а также учреждением, ведущим библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую и издательскую работу. Библиотека  комплектуется не только книгами, но и архивными документами. Обширным историческим архивом обладает Отдел внешних церковных сношений РПЦ.

В 2001 г. в прессе появились сообщения о создании Центрального церковно-исторического архива на базе церковно-научного центра «Православная энциклопедия»[8]. Более того, директор центра высказал предположение о том, что в будущем в создаваемый архив поступят документы Отдела внешних церковных сношений. Но в Уставе РПЦ нет ни слова об этом церковно-историческом архиве. Не ясно также, как будет комплектоваться новый архив, на какой основе будут передавать свои законченные и потерявшие оперативное значение дела епархиальные архивы, архивы синодальных учреждений и другие. Думается, в настоящее время, пока у РПЦ нет нормативных документов, подобных «Основным правилам работы государственных архивов» и «Основным правилам работы архивов организаций», и пока не определены и не разграничены источники комплектования, состав документов, которые должны находится на постоянном хранении в приходских, епархиальных и центральных архивах, говорить о появлении Центрального церковно-исторического архива РПЦ рано. Да и невозможно представить, чтобы такой архив создавался на базе церковно-научного центра, главная задача которого – подготовка и выпуск новых томов «Православной энциклопедии». Видимо, при «Православной энциклопедии» предполагается создать архив научно-справочных документов, необходимых для деятельности центра.

До настоящего времени не существует единой нормативно-методической базы деятельности архивов и ведения делопроизводства в церковных учреждениях. Отсутствуют типовые инструкции по ведению делопроизводства в церковных учреждениях, типовые положения об епархиальных и приходских архивах, правила работы архивов РПЦ, примерные и типовые перечни документов с указанием сроков хранения, методические рекомендации по проведению экспертизы ценности и описанию документов, хранящихся в епархиальных и приходских архивах. Не определены статус приходского архива  (является ли он архивом с переменным составом документов или хранит документы постоянно), какие именно документы должны в него передаваться и как должно быть организовано их описание, хранение и использование.

Подводя итоги, можно констатировать отсутствие нормативно-методической базы для организации делопроизводства и архивного дела в РПЦ. В организации делопроизводства приходы, епархиальные и синодальные учреждения руководствуются государственными нормативными актами. Но касается это прежде всего финансовой и бухгалтерской документации, предоставление которой требуют государственные организации[9]. Положение архивов и церковного делопроизводства в настоящее время находится в удручающем состоянии, что требует скорейшего принятия высшей церковной властью нормативных актов, регулирующих эту сферу. По экономическим причинам не каждый приход сможет выделить помещение под архив, обеспечить надлежащее хранение, описание и использование архивных документов. Поэтому при организации сети архивов РПЦ нам представляется целесообразным придать приходским архивам статус архивов с переменным составом документов, при котором они должны передавать документы с постоянными сроками хранения на постоянное хранение в епархиальные архивы. Епархиальные архивы, в свою очередь, должны получить статус архивов с постоянным составом документов, комплектующихся документами епархиальных учреждение, благочиний и приходов. Наряду с этим должен быть создан единый центральный архив РПЦ (Архив Московской патриархии), в который могли бы поступать законченные делопроизводством и потерявшие оперативное значение дела и документы канцелярии Патриарха Всея Руси, Священного Синода, синодальных учреждений, поместных и архиерейских соборов РПЦ, заграничных учреждений и миссий РПЦ. Еще одним источником его комплектования должны стать личные фонды иерархов и священников РПЦ и других лиц, принятые на хранение после экспертизы ценности документов по договору между архивом и фондообразователем.

Подготовку нормативно-методических документов по делопроизводству и архивному делу, контроль за их выполнением в масштабах всей РПЦ должно осуществлять Управление делами Московской патриархии. Для решения этих задач необходимо тесное сотрудничество РПЦ с Федеральным архивным агентством и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, а также Центром архивных исследований Историко-архивного института, Российским обществом историков-архивистов и другими организациями.  В декабре 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской патриархией и Федеральной архивной службой России, но, к сожалению, оно не было наполнено реальным содержанием и не привело к улучшению состоянию архивного дела и делопроизводства в РПЦ. Поэтому на базе подписанного соглашения необходимо развивать практическое сотрудничество между РПЦ и Федеральным архивным агентством. Делать это надо немедленно. В противном случае нам грозит не только потеря большого комплекса документов по истории Русской православной церкви конца ХХ – начала XXI в., но и невосполнимая утрата части нашей исторической и социальной памяти.

 

Примечания:

 

[1] Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее. М., 2005. С. 11. (Труды Историко-архивного института. Т. 36.)

[2] Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). М., 2002. С. 48.

[3] ГАРФ. Ф. 6343. Дело фонда. Л. 4а.

[4] Справка о микрофильмировании документов фонда Ф. Р-6343.

[5] ГА РФ. Ф. Р-6991.

[6] Попов А.В. Архивное наследие зарубежного православия // Новый журнал. 2005. № 239. С. 158–173.

[7] Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее. С. 376.

[8] Создается церковно-исторический архив РПЦ // Утро. 2001. 1 марта.

[9] Горькавая Г.П. Архивы Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем. М., 2000. С. 24.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru