Новый исторический вестник

2006
№1(14)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.А. Копылов

Francovich Onesti N. I Vandali: Lingua e Storia. Roma: Carocci editore, 2002. – 225 p.

В историографии Великого Переселения народов в последние десятилетия значительное внимание уделяется этнической истории отдельных племен и народов, принимавших участие в этом процессе. Монография профессора германской филологии университета г. Сиена Николеты Франкович Онести, посвященная вандалам, в известной мере восполняет недостаток исследовательской литературе, посвященный этому восточногерманскому народу. Специфика рецензируемой работы заключается в том, что ее автор по роду своей научной деятельности является филологом-германистом, что сказывается на самом характере книги. В частности, Н. Франкович Онести впервые за сто с лишним лет поставила проблему реконструкции языка вандалов по данным ономастики.

Рецензируемая работа состоит из введения и трех глав, последняя из которых посвящена реконструкции сведений о языке вандалов и включает в себя обширный словарь вандальских собственных имен (с. 137–194), а также предварительные данные о вандальском вокализме и консонантизме, которые были получены исследовательницей на основании кропотливого анализа данных этнонимии и антропонимии, засвидетельствованных в нарративных и эпиграфических источниках. Вторая глава книги сопровождается приложением (с. 99–132), куда вошли фрагменты источников в итальянском переводе, содержащих важные сведения по истории вандалов. Это отрывки из «Хроники» Идация, «Хроники» Кассиодора, «Хроники» Виктора Туннунского, трактата «Об управлении Божием», «Истории вандальских гонений» епископа Виктора из Виты, «Войны с вандалами» и «Тайной истории» Прокопия Кесарийского. Это делает книгу полезной для студентов и для всех тех, кто впервые приступает к изучению данной проблемы.

С самого начала Н. Франкович Онести формулирует ряд признаков, отличавших вандалов от других восточногерманских народов. В первую очередь это – гегемония на море, которая, хотя и длилась недолго, но все же оставила след в памяти многих германских народов, на языках которых Средиземное море называлось «морем вандалов» (Wendels е на древнеанглийском, Wentilseo на древневерхненемецком, с. 12). Подчеркивается шаблонность и односторонность негативного образа вандалов как еретиков и гонителей, преследовавших ортодоксальную церковь в Африке, что в дальнейшем позволило парижскому епископу Григорию из Блуа ввести в 1794 г. термин «вандализм» как синоним разрушительных действий в отношении памятников культуры. Н. Франкович Онести также подвергает критике тезис о скандинавском происхождении вандалов. Гораздо более обоснованной автор считает теорию, согласно которой прародина вандалов должна находиться в междуречье Вислы и Одера. На рубеже I – II вв. вандалы образовали племенной союз с лугиями, и географическое расположение этого союза совпадало с ареалом распространения пшеворской культуры, никоим образом не связанной со Скандинавией. Также вандалы на страницах книги представлены не как некий монолитный народ, но как племенной союз, представлявший собой конгломерат как племен, условно объединяемых под названием вандалов (асдинги, силинги, лакринги), а также других восточногерманских (свевы, готы) и негерманских племен (аланы и некоторые группы сарматов). Около 392 г. происходит объединение вандалов с частью аланов и образование вандальско-аланского племенного союза. Анализируя основные этапы истории Вандальского королевства от вторжения вандалов в Африку в 429г. и до византийского завоевания 534 г., автор делает основной акцент на преемственности как экономических отношений, так и административных структур Вандальской Африки в сравнении с римским временем.

Тем не менее с некоторыми выводами автора вряд ли можно согласиться. Во-первых, Н. Франкович Онести несколько преувеличивает германский характер арианской церкви вандалов, изображая ее сугубо «национальной» конфессией (с.81–85), в то время как данные «Истории» Виктора из Виты свидетельствуют, что арианская церковь с самого начала была ориентирована на широкомасштабный прозелитизм среди афро-римского населения.

Помимо этого, она считает, что вандалы изначально восприняли христианство в его арианской форме. Однако Исидор Севильский указывает, что вандалы изначально приняли христианство в никейской форме и лишь затем обратились в арианство. Примечательно, что определенный процент вандалов и далее оставался приверженным никейской вере. Кроме того, данные «Истории» Виктора из Виты позволяют заключить, что институционально арианская церковь была приспособлена не к традиционному военно-племенному устройству у вандалов (вероятно, уже исчезнувшему к середине V в.), как полагает Н. Франкович Онести, а к иерархии господствующей ортодоксальной африканской церкви, чтобы составить последней конкуренцию и вытеснить ее с занимаемых позиций.

Наконец, автором рецензируемой книги не были проанализированы такие важные проблемы, как специфика королевской власти в Королевстве вандалов и политика короля по отношению к различным группам населения Вандальской Африки. Спецификой королевской власти во многом объясняется неоднородность репрессивной политики вандальской правящей верхушки по отношению к ортодоксальной церкви Африки. Более того, вандальский король был арбитром в делах веры, поэтому религиозную и культурную жизнь Вандальского королевства невозможно изучить в полной мере, игнорируя этот вопрос.

Тем не менее монография Н. Франкович Онести может и должна рассматриваться как введение в изучение истории вандалов, которое призвано познакомить читателей с современным состоянием изучения проблемы. Наличие не публиковавшегося ранее материала по языку вандалов обуславливает новизну книги.             

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru