Новый исторический вестник

2004
№1(10)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В.В. Киселева

ГЕОРГИЕВСКИЙ ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ-ФОНДЕ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»

9 декабря (26 ноября по старому стилю) 2003 г. Русская православная церковь отмечает день святого великомученика Георгия. Этот религиозный праздник когда-то был большим событием для людей военных. В наградной системе Российской империи у каждого ордена был небесный покровитель, и, хотя в повседневном общении говорили о награждении «Анной», «Станиславом» и тому подобное, святое покровительство наград живо ощущалось нашими предками.

В этот день - день Юрия Зимнего - в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» (Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2) состоялся вечер, приуроченный к празднику императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и посвященный истории этой высокой награды. Вечер был подготовлен силами сектора военной истории научно-исследовательского отдела, вновь организуемого в Библиотеке-фонде. Его сотрудники в своих докладах и сообщениях предложили аудитории свои размышления о месте ордена Св. Георгия в истории и духовной жизни России.

Е.П. Пуденкова («Святой Георгий Победоносец в культуре и самосознании русского народа») остановилась на житии Святого Георгия, его иконографии и почитании великомученика-победоносца на Руси. Реально существовавший воин из знатного рода, отрекшийся от богатства и земных благ ради служения вере, подвергался пыткам и гонениям за свои убеждения, но не изменил вере и был казнен. За стойкость и мужество он стал особо почитаем и дорог русскому народу, а его знаменитое изображение в виде всадника, повергающего копьем змея, символизирующего зло, слилось в сознании народа с былинными сказаниями о чудо-богатырях.

А.А. Петров («Очерк истории ордена Св. Георгия») рассказал об истории создания и развитии ордена в Российской империи. «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя в пользу и славу Российского оружия особенным отличием», - гласил Статут награды, на протяжении полутора столетий остававшейся самой почетной и любимой в императорской армии. Постепенно была создана целая система наград, включавшая помимо четырех степеней ордена еще и Георгиевское оружие, а также солдатские Георгиевский крест и Георгиевскую медаль (и тот, и другая - также четырех степеней).

А.С. Кручинин («“Белый крестик” в годы Гражданской войны») затронул некоторые символические связи, соединяющие имперский период истории России с Белым движением: среди первых кавалеров ордена в Великую войну 1914 – 1917 гг. – будущий главнокомандующий Русской армией барон П.Н. Врангель; «белый крестик», в свое время врученный генералу Калитину «Белым генералом» М.Д. Скобелевым, был в 1914 г. передан Калитиным отважному есаулу В.И. Волкову, который в 1918 г. привел к власти адмирала А.В. Колчака. Не простой, по его мнению, была наградная политика вождей Белого движения: вряд ли она базировалась, как часто считается, на «невозможности награждать в войне русских против русских». В отказе главкома ВСЮР генерала А.И. Деникина от награждений орденом, по его мнению, скорее можно увидеть пример щепетильного отношения - возможно, и не осознанного до конца, - к границам собственной власти: не вручая орденов (прерогатива императора), он считал вполне нормальным награждение нижних чинов Георгиевскими крестами и медалями (прерогатива командира корпуса согласно Статуту 1913 г.).

А.В. Марыняк («“Георгиевские традиции” русского воинства: полки, знамена, праздники…») остановился на истории коллективных Георгиевских наград императорской армии (знамен и штандартов, труб и рожков, петлиц на мундиры нижних чинов отличившихся частей, широких Георгиевских лент к штандартам славнейших полков русской кавалерии - Нижегородских и Северских драгун), рассказал о празднования Георгиевского праздника в Российской империи, об истории 13-го драгунского Военного Ордена полка, Георгиевского батальона охраны Ставки и других частей, связанных с орденом Св. Георгия, о продолжении Георгиевских традиций в изгнании (последние награждения Георгиевскими крестами IV ст. состоялись в декабре 1941 г. в рядах Русского корпуса).

Доклад был ненадолго прерван: собравшиеся почтили память последнего из награжденных на родной земле Георгиевских кавалеров - скончавшегося 26 сентября 2003 г. почетного председателя Русского общевоинского союза, атамана Всевеликого войска Донского за рубежом, председателя Тройственного союза казаков Дона, Кубани и Терека, профессора Николая Васильевича Федорова.

Тему исторической памяти, обращения наших современников к страницам воинской славы России и ее тяжким годам, продолжили выступление автора-исполнителя Виктора Леонидова и демонстрация документального фильма «Крест Юденича» (режиссер В.А. Фонарев, С.-Петербург), посвященного кавалеру ордена Св. Георгия IV, III и II ст., вождю Белого движения на северо-западе России, генералу от инфантерии Н.Н. Юденичу.

После показа фильма выступил епископ Дионисий (Алферов; РПЦЗ(В)), отметивший значение воинского долга и подвига, часто, особенно в России, соприкасающегося с подвигом духовным. Очень интересна была высказанная им мысль о тех переменах, которые произошли в русском народе за время существования ордена Св. Георгия: если раньше Юрьев день воспринимался как возможность сбросить с себя лишнее бремя, облегчить свою жизнь, обеспечить достаток, то за десятилетия день 26 ноября стал прочно ассоциироваться с подвигом - подвигом воинским и духовным, ибо «нет больше той любви, ежели кто душу свою положит за други своя»…

В зале библиотеки-фонда была развернута тематическая выставка, где были представлены: почтовые марки и денежные знаки с изображением Св. Георгия и Георгиевской символикой, выпущенные на белом юге России в 1919 – 1920 гг.; фотографии Георгиевского знамени лейб-гвардии Финляндского полка в России на фронте Первой мировой войны и в изгнании (Галлиполи, 1921 г.); литература, посвященная образу Св. Георгия в русском церковном искусстве, на печатях, монетах, в геральдике Руси и Российской империи; книги об истории ордена Св. Георгия и награждениях им, которые, можно сказать, перекликались и спорили с докладчиками.

На вечере присутствовали представители русских национальных организаций и органов печати.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru