9
декабря (26 ноября по старому стилю) 2003 г. Русская православная церковь
отмечает день святого великомученика Георгия. Этот религиозный праздник
когда-то был большим событием для людей военных. В наградной системе Российской
империи у каждого ордена был небесный покровитель, и, хотя в повседневном
общении говорили о награждении «Анной», «Станиславом» и тому подобное, святое
покровительство наград живо ощущалось нашими предками.
В этот день - день Юрия Зимнего - в
Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» (Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2)
состоялся вечер, приуроченный к празднику императорского Военного Ордена
Святого Великомученика и Победоносца Георгия и посвященный истории этой высокой
награды. Вечер был подготовлен силами сектора военной истории
научно-исследовательского отдела, вновь организуемого в Библиотеке-фонде. Его
сотрудники в своих докладах и сообщениях предложили аудитории свои размышления
о месте ордена Св. Георгия в истории и духовной жизни России.
Е.П.
Пуденкова («Святой
Георгий Победоносец в культуре и самосознании русского народа») остановилась на
житии Святого Георгия, его иконографии и почитании великомученика-победоносца
на Руси. Реально существовавший воин из знатного рода, отрекшийся от богатства
и земных благ ради служения вере, подвергался пыткам и гонениям за свои
убеждения, но не изменил вере и был казнен. За стойкость и мужество он стал
особо почитаем и дорог русскому народу, а его знаменитое изображение в виде
всадника, повергающего копьем змея, символизирующего зло, слилось в сознании
народа с былинными сказаниями о чудо-богатырях.
А.А. Петров («Очерк истории ордена Св. Георгия»)
рассказал об истории создания и развитии ордена в Российской империи. «Ни высокий
род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в
уважение при удостоении к ордену Св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается
оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по
присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя в пользу и славу
Российского оружия особенным отличием», - гласил Статут награды, на протяжении
полутора столетий остававшейся самой почетной и любимой в императорской армии.
Постепенно была создана целая система наград, включавшая помимо четырех
степеней ордена еще и Георгиевское оружие, а также солдатские Георгиевский
крест и Георгиевскую медаль (и тот, и другая - также четырех степеней).
А.С.
Кручинин («“Белый
крестик” в годы Гражданской войны») затронул некоторые символические связи,
соединяющие имперский период истории России с Белым движением: среди первых
кавалеров ордена в Великую войну 1914 – 1917 гг. – будущий главнокомандующий
Русской армией барон П.Н. Врангель; «белый крестик», в свое время
врученный генералу Калитину «Белым генералом» М.Д. Скобелевым, был в 1914
г. передан Калитиным отважному есаулу В.И. Волкову, который в 1918 г.
привел к власти адмирала А.В. Колчака. Не простой, по его мнению, была
наградная политика вождей Белого движения: вряд ли она базировалась, как часто
считается, на «невозможности награждать в войне русских против русских». В
отказе главкома ВСЮР генерала А.И. Деникина от награждений орденом, по его
мнению, скорее можно увидеть пример щепетильного отношения - возможно, и не
осознанного до конца, - к границам собственной власти: не вручая орденов
(прерогатива императора), он считал вполне нормальным награждение нижних чинов
Георгиевскими крестами и медалями (прерогатива командира корпуса согласно
Статуту 1913 г.).
А.В. Марыняк («“Георгиевские традиции” русского
воинства: полки, знамена, праздники…») остановился на истории коллективных
Георгиевских наград императорской армии (знамен и штандартов, труб и рожков,
петлиц на мундиры нижних чинов отличившихся частей, широких Георгиевских лент к
штандартам славнейших полков русской кавалерии - Нижегородских и Северских
драгун), рассказал о празднования Георгиевского праздника в Российской империи,
об истории 13-го драгунского Военного Ордена полка, Георгиевского батальона
охраны Ставки и других частей, связанных с орденом Св. Георгия, о продолжении
Георгиевских традиций в изгнании (последние награждения Георгиевскими крестами
IV ст. состоялись в декабре 1941 г. в рядах Русского корпуса).
Доклад
был ненадолго прерван: собравшиеся почтили память последнего из награжденных на
родной земле Георгиевских кавалеров - скончавшегося 26 сентября 2003 г.
почетного председателя Русского общевоинского союза, атамана Всевеликого войска
Донского за рубежом, председателя Тройственного союза казаков Дона, Кубани и Терека,
профессора Николая Васильевича Федорова.
Тему
исторической памяти, обращения наших современников к страницам воинской славы
России и ее тяжким годам, продолжили выступление автора-исполнителя Виктора Леонидова и демонстрация документального фильма «Крест Юденича»
(режиссер В.А. Фонарев, С.-Петербург), посвященного кавалеру ордена Св. Георгия
IV, III и II ст., вождю Белого движения на северо-западе России, генералу от
инфантерии Н.Н. Юденичу.
После показа фильма выступил епископ Дионисий (Алферов; РПЦЗ(В)), отметивший значение воинского долга и подвига,
часто, особенно в России, соприкасающегося с подвигом духовным. Очень интересна
была высказанная им мысль о тех переменах, которые произошли в русском народе
за время существования ордена Св. Георгия: если раньше Юрьев день воспринимался
как возможность сбросить с себя лишнее бремя, облегчить свою жизнь, обеспечить
достаток, то за десятилетия день 26 ноября стал прочно ассоциироваться с
подвигом - подвигом воинским и духовным, ибо «нет больше той любви, ежели кто
душу свою положит за други своя»…
В зале библиотеки-фонда была развернута
тематическая выставка, где были представлены: почтовые марки и денежные знаки с
изображением Св. Георгия и Георгиевской символикой, выпущенные на белом юге
России в 1919 – 1920 гг.; фотографии Георгиевского знамени лейб-гвардии
Финляндского полка в России на фронте Первой мировой войны и в изгнании
(Галлиполи, 1921 г.); литература, посвященная образу Св. Георгия в русском
церковном искусстве, на печатях, монетах, в геральдике Руси и Российской
империи; книги об истории ордена Св. Георгия и награждениях им, которые, можно
сказать, перекликались и спорили с докладчиками.
На вечере присутствовали представители русских
национальных организаций и органов печати.