Новый исторический вестник

2004
№1(10)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.П. Афанасьева, В.А. Хохлов

СТУДЕНТЫ И КАФЕДРА:ОБЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

В Российском государственном гуманитарном университете не первый год ведутся как теоретические, так и прикладные разработки в области создания информационной среды современного гуманитарного образования. На основе опыта внедрения в учебный процесс обучающих систем и мультимедийных информационных технологий вырабатывается стратегия новой образовательной модели РГГУ.

Этот опыт был положен в основание концепции обучающей информационной среды кафедры отечественной истории новейшего времени.

История вопроса

В 1995 - 2003 гг. в рамках научно-практического семинара по новым образовательным технологиям на различных кафедрах проводилась работа по созданию электронных обучающих систем нового поколения, которые сочетали бы в себе мультимедийный учебник, библиотеку ссылок, хрестоматию, совокупность баз данных справочного характера, систему контроля знаний, структурирование материала для различных категорий пользователей, развернутую поисковую систему и возможности для осуществления студентами собственной исследовательской деятельности. Несколько компьютерных обучающих систем, разработанных в рамках единой стратегии, уже применяются в учебном процессе. Эти продукты были реализованы на дисках («История науки и техники», «Отрытый музей», «Немецкие авиационные технологии», «Архивистика»[1], «1917 год. Плакат в революции…», «Зарубежная Россия»[2] и другие) или в Интернете («Архивистика», «Зарубежная Россия», «Белое дело»[3]).

Новым шагом в развитии обучающих систем стала работа над учебным комплексом «Россия в XX в.» в рамках программы «Универсальная компонента образования и создание новой образовательной среды». В ней был усилен креативный подход, предоставляющий студенту возможности для самостоятельного построения не только ответа, но и исследовательского вопроса.[4] Главная идея комплекса - воспроизвести в процессе познания модель творческой лаборатории историка, пытающегося воссоздать картину прошлого путем анализа текста разнообразных источников (законодательства, графики, слухов, публицистики и других). Компьютерные технологии при создании комплекса призваны привлечь дополнительные информационные ресурсы для 1) обеспечения удаленного доступа к базам данных, 2) создания многофункциональной образовательной среды, 3) воздействия на различные каналы восприятия с помощью мультимедийных технологий, 4) обеспечения разветвленной системы поиска и новых форм исследовательской работы с помощью Интернета. В рамках данного проекта создан диск «XX съезд».[5]

В результате работы в данном направление многие кафедры РГГУ получили опыт использования информационных технологий и создания обучающих систем. Однако, на наш взгляд, задача интегрирования созданных разработок в единую информационную образовательную среду университета и связанные с ней задачи унификации, выработки общих требований к образовательному продукту еще ждут своего разрешения.

В частности это вызвано трудностями, возникающими при использовании современных мультимедийных технологий в учебном процессе: отставанием традиционной учебно-методической базы;

отсутствием комплексных образовательных систем по базовым учебным курсам (отечественной истории, философии, культурологии и другие); отсутствием навыков работы с интернет-ресурсами и мультимедийными технологиями у профессорско-преподавательского состава, а также методических рекомендаций, способных восполнить этот пробел; недостатком финансирования проективной деятельности и, как следствие, невозможностью привлечь квалифицированных программистов, веб-дизайнеров, компайлеров.

Подход кафедры отечественной истории новейшего времени

В связи с этим нам бы хотелось предложить для обсуждения подход кафедры отечественной истории новейшего времени к созданию и разработке обучающей информационной среды на примере учебного курса «Отечественная история. Новейшее время». При разработке концепции модели информационной среды был учтен опыт кафедры отечественной истории новейшего времени в области разработки информационных систем.

В период 2000 - 2003 гг. работа кафедры в области информационных образовательных технологий была направлена на реализацию тематических научно-образовательных проектов – «Зарубежная Россия», «Белое дело», «История России, 1985 – 2002».[6] Эти проекты были реализованы на дисках и, одновременно, в Интернете. Последнее особенно важно, так как тираж учебных дисков, как правило, невелик, а публикация проекта на сайте предоставляет возможности для его всестороннего использования в многопользовательском режиме.

Тематические сайты – особый «жанр», если можно так выразиться, интернет-ресурсов, позволяющий углубленно изучить источники и историографию, получить доступ к базам данных по какой-либо проблеме. Вместе с тем в настоящее время создание тематических проектов по истории – на 90 % дело любителей и энтузиастов. Это ведет к тому, что среди них преобладают авторские странички или разработки творческих коллективов, ассоциаций любителей. И хотя ресурсы, созданные любителями, порой публикуют обширный объем источников, участие историков в создании тематических сайтов – весьма актуальная задача.[7]

Работа профессиональных историков над тематическими научными проектами, на наш взгляд, соответствует основным тенденциям развития и совершенствования информационных ресурсов по историческим наукам. Так, на сайте «Зарубежная Россия» представлен словарь-справочник по персоналиям и организациям Российского зарубежья и по истории русской культуры в эмиграции, созданная историками, ведущими научные изыскания в этом направлении.

Однако создание тематических проектов, помимо трудоемкости, имеет и другой недостаток: они охватывают узкую область изучаемого предмета.

К проектам универсального характера можно отнести сайт журнала «Новый исторический вестник», публикующего материалы по всему спектру проблем российской истории XIX - XX вв. В журнале существует рубрика «В помощь изучающим отечественную историю», представляющая студентам учебно-методические материалы: лекции, подборки документов, вопросы и задания.[8] В ее рамках были опубликованы лекции по истории России на рубеже XIX – XX вв., Гражданской войны, нэпа, послевоенного СССР 1945 - 1953 гг., постсоветского периода.

Исходя из того, что кафедра уже имеет определенный опыт в создании информационных ресурсов, при обсуждении концепции информатизации образовательного процесса возобладал интеграционный подход. Это отражает современные тенденции развития образовательного сегмента Интернета. Представители сообщества историков неоднократно указывали на важность координации и интеграции усилий по созданию электронных версий исторических источников и публикации их на сайтах.[9]

При формулировании концепции создания информационной среды кафедры было поставлено две главные цели:

- объединение уже созданных кафедрой ресурсов (учебно-методических, интернет-, научных и других) в единую образовательную среду;

- максимальное использование коммуникативных возможностей сети для связи между студентами и преподавателями в процессе изучения курса.

Создание образовательной среды предполагается осуществлять в три этапа:

1) создание навигатора по курсу;

2) развитие существующих тематических научно-образовательных ресурсов и создание новых ресурсов;

3) использование мультимедийных технологий для реализации новых дидактических подходов и создания обучающих систем, основанных на креативном подходе.

Этапы намечены в соответствии с возрастанием сложности поставленных задач. Задачи первого этапа кафедра планирует реализовать собственными силами при поддержке Центра информационных технологий ИАИ. Второй этап – достаточно трудоемкий и требует более тщательной организационной разработки. А реализация третьего этапа возможна силами творческого коллектива психологов, методистов, историков, опирающегося на техническую поддержку медийного издательства.

Итак, остановимся на реализации первого этапа – создания навигатора по курсу отечественной истории новейшего времени и спецкурсам, читаемым преподавателями кафедры.

В ходе реализации данного этапа проекта ставится задача не столько разработки нового продукта, сколько объединения уже существующих продуктов в единую информационно-образовательную среду для наиболее эффективного использования всеми без исключения преподавателями кафедры для организации учебной деятельности студентов под контролем и в контакте с преподавателями.

Структура проекта

Практическая реализация проекта осуществляется на страничке кафедры отечественной истории новейшего времени сайта «Историко-архивный институт».[10]

Предполагается следующая структура странички кафедры:

- главная страница с оглавлением и указаниями об использовании навигатора в самостоятельной работе студента;

- навигатор по основному курсу «История России. Новейшее время»;

- УМК по курсу «История России. Новейшее время» для различных факультетов и специальностей;

- спецкурсы;

- форумы (средства интерактивного диалога в ходе обсуждения дискуссионных проблем основного курса или спецкурсов).

Простая структура материала и интуитивно понятный интерфейс должны облегчить навигацию и поиск необходимой информации пользователями. Навигатор будет иметь следующую структуру:

Основное меню.

1. Основной курс «История России. Новейшее время».

1.1. Вводная лекция. «Введение в историю России новейшего времени».

1.2. Программа курса.

1.3. Список источников и литературы (единый список и структурированный по разделам программы).

1.4. Электронная библиотека (единый массив и структурированная по разделам программы).

1.5. Конспект-организатор по темам для самостоятельной работы студента.

1.6. Контрольные вопросы по курсу для студентов специальности «История», «Историко-архивоведение».

1.7. Контрольные вопросы по курсу для неисторических специальностей.

2. Спецкурсы.

В основу дальнейшего структурирования материала положены разделы программы курса, соответствующие периодизации отечественной истории новейшего времени. Темы семинарских занятий, коллоквиумов, итоговых контрольных работ так или иначе связаны с проблемами одного из периодов. Структура каждого раздела программы строится следующим образом:

1.2. Программа

1.2.1. Раздел 1. Россия от февраля к октябрю 1917 г.

1.2.1.2. Текст программы.

1.2.1.3. Список источников и литературы к разделу (источники и литература разделяются на основные и дополнительные, литература – на учебную и научную).

1.2.1.4. Электронная библиотека.

1.2.1.4.1. Ссылки на ресурсы кафедры.

1.2.1.4.2. Ссылки на другие ресурсы РГГУ.

1.2.1.4.3. Ссылки на научно-образовательные ресурсы других разработчиков (например, электронную библиотеку исторического факультета МГУ).

1.2.1.5. Конспект-организатор к разделу.

Текст программы, помимо перечня дидактических единиц, снабжен иллюстрациями: фотодокументами, плакатами, видеофрагментами и другими. Это позволит студенту «погрузиться» в атмосферу данного периода и увидеть за перечнем дидактических единиц реальное «лицо эпохи».

При подготовке списка источников и литературы были учтены все последние учебные, учебно-методические и научные издания кафедры: курсы лекций, учебники, учебно-методические модули, рабочие тетради студента.[11] Учебная литература по каждому разделу программы приведена отдельно для исторических и неисторических специальностей (приведена общим списком и по разделам программы, причем обязательная учебная и научная литература снабжена постраничными сносками). Благодаря активной издательской деятельности кафедры, фактически все темы программы охвачены учебной и учебно-методической литературой, написанной и разработанной преподавателями кафедры. А по темам «Гражданская война в России» и «Русское зарубежье» предлагается значительное количество научной литературы, созданной в рамках развиваемого кафедрой научного направления.

Электронная библиотека в настоящий момент представляет собой собрание ссылок на публикации источников и историографии в Интернете. За образец была взята электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, созданная совместно с ассоциацией «История и компьютер».[12] Электронная библиотека поможет интегрировать информационные ресурсы кафедры и все научно-образовательные ресурсы, созданные вузами России, независимыми авторскими коллективами и отдельными авторами. В отличие от библиотеки МГУ, мы предполагаем более тщательно структурировать и аннотировать ресурс, разделяя ресурсы на источники и литературу, а внутри раздела – провести видовую классификацию публикуемых в Интернете источников. Разработчики предполагают обновлять ссылки каждые два месяца.

Все ссылки классифицированы сначала по авторскому признаку (ресурсы кафедры, РГГУ, других организаций и авторов).

К первой группе отнесены три тематических проекта, о которых говорилось выше – «Зарубежная Россия», «Белое дело», «История России, 1985 - 2001», а также сайт журнала «Новый исторический вестник». В электронной библиотеке они «привязаны» к конкретным разделам программы, чтобы, используя ссылку, можно было перейти в ту часть сайта, которая относится к данному периоду. Например, к теме «Россия в период нэпа» - лекция о нэпе, опубликованная в «Новом историческом вестнике».

Во второй группе (ресурсы РГГУ) представлены ссылки на коллекции электронного архива компьютерной обучающей системы «Архивистика». Например, ссылка на коллекцию листовок политических партий к теме «Гражданская война в России».

В третьей группе ссылки структурированы по видам исторических источников.

В дальнейшем, при завершении работы над собиранием ссылок, планируется провести выявление и оцифровку источников и литературы, не представленных в Интернете, которые необходимы для учебного процесса.

При создании электронной библиотеки возникает проблема с качеством публикаций, выполненных на авторских сайтах. С одной стороны, учебные публикации высокого качества предлагают такие ресурсы, как хрестоматия проекта «Заметки на полях» (Сост. В.Г. Щербаков). Использование таких публикаций в учебном процессе не вызывает вопросов. С другой стороны, в Интернете существуют такие ресурсы, как «Из архивов русской революции» О. Колесникова, где размещены, например, все труды Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого. Автор проделал колоссальную работу, однако при публикации не приведены ни даты, ни источник текста. В таком случае, на наш взгляд, следует либо отказаться вообще от ссылок на подобные ресурсы, четко разграничив критерии отбора в руководстве пользователя, либо оговаривать в аннотации популярный характер данного издания.

Конспект-организатор к каждому разделу программы призван направлять самостоятельную работу студента, определяя последовательность изучения тем в рамках раздела. В основу этой части навигатора положены методические указания по изучению курса, система контроля знаний, включающая в себя задания для самостоятельной работы и итоговые контрольные вопросы. Первоначально планировалось использовать уже изданную кафедрой рабочую тетрадь студента. Но впоследствии разработчики решили переработать задания, привязав их к текстам электронной библиотеки. Например, ответить на вопрос, какова связь между программными установками лидеров Белого движения и причинами его поражения вполне возможно на основе анализа текстов программных документов, публикации которых размещены на сайтах «Белое дело» и «Белая гвардия», и коллекции листовок на сайте «Архивистика». Изучая вопрос об эволюции программных установок Белого движения, вполне возможно провести анализ мемуаристики его лидеров, также широко представленной в Интернете. Результаты работы студента по конспекту-организатору могут быть высланы преподавателю по электронной почте.

Интернет-форумы

Помимо конспекта-организатора планируется использование такого испытанного средства обратной связи между преподавателями и студентами, как интернет-форумы. Здесь кафедра, конечно, не является первооткрывателем. Так, на Историческом факультете МГУ с помощью энтузиастов Интернета ведется на форуме несколько десятков тем по проблемам всеобщей и отечественной истории одновременно. Интересен интернет-форум на сайте гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Решив технические проблемы с администрированием форума, кафедра планирует в качестве  «дебюта» провести форум как форму промежуточной аттестации, а также организовать «классические» форумы.

Классический тип форума предполагает обсуждение дискуссионных историографических проблем:

- причины краха демократической альтернативы в 1917 г.;

- причины, сущность и историческое значение сталинизма;

- концепция «превентивной войны» в истории внешней политики СССР второй половины 1939 - июня 1941 гг.

Преподаватель открывает тему первой репликой, в которой содержится постановка проблемы. Название темы определяет проблему, в первой реплике содержатся более дробные вопросы, которые предлагается обсудить участникам форума в рамках данной темы. Вопросы могут ориентировать студента на теоретическое осмысление исторического процесса, например:

- сформулируйте основные положения концепции «сталинизма» в неомарксистком направлении отечественной историографии (по работам Р. Медведева);

- сопоставьте концепции «сталинизма» и «тоталитаризма» с точки зрения трактовки развития СССР в 1930-е гг.;

- проблема «террор и общество», правомерность идеи национального «покаяния» в общественной мысли 1960 - 70-х гг.

Вопросы могут быть ориентированы на изучение источников и фактического материала:

- проблема соотношения роли партии и государства в советской политической системе 1930-х гг.;

- механизм осуществления «большого террора» (партия, карательный аппарат, чрезвычайное законодательство);

- творческая интеллигенция в условиях политической системы 1930-х гг.

Вопросы также могут предполагать тщательное изучение историографии проблемы:

- версии о причинах «большого террора»;

- вопрос о количестве жертв «большого террора».

В первой реплике дается также список рекомендованных источников и литературы и гипертекстовые ссылки на публикации в Интернете. Далее студенты, посещая форум в свободное время, добавляют реплики по выбранному вопросу, преподаватель координирует и направляет течение «виртуальной дискуссии» и принимает решение об аттестации студентов по ее результатам.

Другой тип форума предполагает решение исследовательских задач. Такие форумы целесообразнее проводить в рамках спецкурсов. Например, доцент А.А. Киличенков ведет спецкурс по теме «Танковые войска СССР и Германии в 1941 - 1945 гг.: ментальный аспект военно-технического противоборства». В ходе спецкурса студенты изучают один из методов исследования путем сопоставления тактико-технических и эксплуатационных данных советской и германской танковой техники на основе анализа научно-технических и фотодокументов. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о «ментальной модели» танка как технической конструкции, воплощающей замысел.[13] В ходе занятий студенты овладевают исследовательским методом, анализируют источники (чертежи, схемы, рисунки, фотографии) и литературу. Форум в ходе подобного спецкурса может расширить образовательное пространство, создать более широкий научный контекст при решении конкретных задач по сравнительному анализу конкретных моделей техники, предложенных в репликах преподавателя.

Форумы могут быть организованы различным образом. Можно создавать форумы по хронологическому принципу, «закрепив» за каждым преподавателем определенный раздел программы, или по авторскому принципу, когда определенный преподаватель ведет его в соответствии с кругом своих научных интересов. Форумы можно организовать по курсам, группам или совместные, для студентов разных факультетов и специальностей. Наиболее важную и малодоступную литературу по темам следует оцифровать и выложить в Интернет.

Мультимедийность проекта максимально планируется реализовать во вводной лекции по курсу. Создать вводную лекцию и достойно представить ее в Интернете – задача сложная и ответственная. Она должна, с одной стороны, максимально «погрузить» студента в предмет дисциплины, познакомить его с такими сложными вопросами, как методологические концепции в изучении истории новейшего времени, историография и источниковая база дисциплины, вопросы эвристики, периодизация. С другой стороны, важно увлечь студента, не вызвать скуки и отторжения по отношению к изучаемому предмету. И здесь одинаково важен как текст лекции, так и средства представления ее. Текст лекции в HTML-формате, даже снабженный гипертекстовыми ссылками на список литературы, словарь персоналий и терминов к лекции, будет выглядеть бледно и неубедительно. Поэтому планируется использовать гипертекст, «привязав» к разделам лекции цитаты из методологических и историографических трудов с заданиями для студентов по их анализу. Следует продумать использование графики и видео в качестве иллюстраций к тексту, схем с графическими отсылками, звука. Возможна реализации лекции или ее фрагмента в виде анимационного клипа, как это осуществлено в ряде обучающих систем – на фоне закадрового голоса на экране возникают иллюстрации, - кинохроника, документы, фотографии. Возможно представление в лекции творческих разработок разных преподавателей кафедры. Апробировав на вводной лекции технологию представления текста лекции в Интернете, можно подготовить и выложить подобным образом лекции преподавателей по основным проблемам курса.

Данный проект, максимально простой в области информационных технологий, позволяющий использовать HTML-формат, может стать первым шагом в интеграции различных образовательных ресурсов в единую информационную среду.

Результаты нашей работы можно увидеть по адресу: http://iai.rsuh.ru/project/koinv.shtml

Конечно, в реализации данного проекта множество проблем – правовых, технических, дидактических. Мы приглашаем коллег к сотрудничеству и обсуждению нашего опыта.

Примечания:


[1] Архивистика. Путеводитель по архивным технологиям. Компьютерная обучающая система [Электронный ресурс] /Авторский коллектив: Бурова Е.М. – рук., Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Осичкина Г.А. Техническая поддержка – Д.Н. Басарев, К.Н. Зайцев, — Режим доступа: http://history.rsuh.ru/arhiv/frame.htm

[2] Зарубежная Россия. Сайт по истории русской эмиграции 1920 - 40-х гг. [Электронный ресурс] / Сост. и отв. ред. - Карпенко С.В.; редакционная коллегия: Безбородов А.Б., Голотик С.И., Евсеева Е.Н., Ипполитов С.С., Крейд В.П. (Новый Журнал), Можаева Л.А., Петрушева Л.И. (ГАРФ), Сафонова Е.И.; дизайн, программирование и графика - Надточенко А.В.; редактор-корректор – Голубева И.И.; администратор проекта - Ревинский Д.О. — Электрон. дан.- М., 2001. — Режим доступа: http://zaross.rsuh.ru/avtor/index.html

[3] Белое дело. [Электронный ресурс]: посвящен истории Белого движения в России 1917 – 1920 гг. Включает научно-исследовательские, энциклопедические, справочные, иллюстративные, библиографические и учебно-методические материалы. / Авторы: Карпенко С.В., Голотик С.И., Бутаков Я.А., Езеев А.Б., Ипполитов С.С., Марыняк А.В., Цветков В.Ж., Чичерюкин-Мейнгардт В.Г., Широкова Е.А.; Web- программист – Надточенко А.В. — Электрон. дан. - М., [2000]. — Режим доступа: http://beldel.rsuh.ru/avtors/index.html

[4] Афанасьев Ю.Н., Шеховцов С.Г. Путь гуманитарного университета: опыт рефлексии // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда. Материалы всероссийской научно-методической конференции 1 - 4 февраля 1994 гг. Голицыно. М., 2000. С. 166.

[5] XX cъезд. Информационно-образовательный проект. CD-ROM / Российский государственный гуманитарный университет, Radio Free Europe/ Radio Liberty. При участии НИПЦ «Мемориал». Сост. Тольц В.С., Зубкова Е.В., Беляева Т.А., Бородачева Ю.М. М., 2003.

[6] История России, 1985 - 2002. [Электронный ресурс] / Авторы: Афанасьева Л.П., Елисеева Н.В., Мартынова А.Ю.; Web-программист – Надточенко А.В. — Электрон. дан.- М., 2002 — Режим доступа: http://postsov.rsuh.ru

[7] См. подробнее: Афанасьева Л. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? //Новый исторический вестник. 2003. № 1 (9).

[8] Новый исторический вестник (http://nivestnik.rsuh.ru).

[9] См., напр.: Владимиров В.Н., Гарскова И.М., Киселев И.Н. Секция «Электронные ресурсы и Интернет на VII конференции АиК // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26/27. С. 13.

[10] Официальный сайт Историко-архивного института (http://iai.rsuh.ru).

[11] История России в новейшее время (1945 - 2001): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001; История России. XX век. Лекции и учебно-методические материалы. М., 2002; История России в новейшее время: Курс лекций. В 3 вып. / Отв. ред. А.Б. Безбородов. М., 2002; История России с древнейших времен до наших дней. Для специальности № 02.07.00 «История». Программа курса / Отв. ред. А.Б. Безбородов, Л.Г. Березовая, А.Б. Каменский. Ч. 3. М.: РГГУ, 2001; История России, XX век: Рабочая тетрадь студента. Для специальностей № 02.08.00 «Историко-архивоведение», 02.07.00 «История». М., 2000; Хроника важнейших событий новейшей истории России второй половины ХХ века. М., 1999.

[12] Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс] / МГУ; ассоциация «История и компьютер». Рук. проекта. Т.Я. Валетов, составители А.Л. Пономарев, А.А. Некмировский, А.Ю. Андреев, Н.В. Пиотрух , А.Ю. Бакушкин. — Электрон. дан. - М., [199—]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm. Раздел «Россия. XX в.». См. подробнее: Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Электронные ресурсы в изучении истории России. М., 2002.

[13] Киличенков А.А. Танковые войска СССР и Германии в 1941 - 1945 гг.: ментальный аспект военно-технического противоборства. Программа спецкурса // История России, XX - XXI вв. Программы спецкурсов. Для специальностей № 02.08.00 «Историко-архивоведение» и № 02.07.00 «История». М., 2002.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru