В Российском
государственном гуманитарном университете не первый год ведутся как
теоретические, так и прикладные разработки в области создания информационной
среды современного гуманитарного образования. На основе опыта внедрения в
учебный процесс обучающих систем и мультимедийных информационных
технологий вырабатывается стратегия новой образовательной модели РГГУ.
Этот
опыт был положен в основание концепции обучающей информационной среды
кафедры отечественной истории новейшего времени.
История вопроса
В 1995
- 2003 гг. в рамках научно-практического семинара по новым образовательным
технологиям на различных кафедрах проводилась работа по созданию электронных
обучающих систем нового поколения, которые сочетали бы в себе мультимедийный
учебник, библиотеку ссылок, хрестоматию, совокупность баз данных справочного
характера, систему контроля знаний, структурирование материала для различных
категорий пользователей, развернутую поисковую систему и возможности для
осуществления студентами собственной исследовательской деятельности. Несколько
компьютерных обучающих систем, разработанных в рамках единой стратегии, уже
применяются в учебном процессе. Эти продукты были реализованы на дисках
(«История науки и техники», «Отрытый музей», «Немецкие авиационные технологии»,
«Архивистика»[1], «1917 год.
Плакат в революции…», «Зарубежная Россия»[2]
и другие) или в Интернете («Архивистика», «Зарубежная Россия», «Белое дело»[3]).
Новым
шагом в развитии обучающих систем стала работа над учебным комплексом «Россия в
XX в.» в
рамках программы «Универсальная компонента образования и создание новой
образовательной среды». В ней был усилен креативный подход, предоставляющий
студенту возможности для самостоятельного построения не только ответа, но и
исследовательского вопроса.[4]
Главная идея комплекса - воспроизвести в процессе познания модель творческой
лаборатории историка, пытающегося воссоздать картину прошлого путем анализа
текста разнообразных источников (законодательства, графики, слухов,
публицистики и других). Компьютерные технологии при создании комплекса призваны
привлечь дополнительные информационные ресурсы для 1) обеспечения удаленного
доступа к базам данных, 2) создания многофункциональной образовательной среды,
3) воздействия на различные каналы восприятия с помощью мультимедийных
технологий, 4) обеспечения разветвленной системы поиска и новых форм
исследовательской работы с помощью Интернета. В рамках данного проекта создан
диск «XX
съезд».[5]
В результате
работы в данном направление многие кафедры РГГУ получили опыт использования
информационных технологий и создания обучающих систем. Однако, на наш взгляд,
задача интегрирования созданных разработок в единую информационную
образовательную среду университета и связанные с ней задачи унификации,
выработки общих требований к образовательному продукту еще ждут своего
разрешения.
В частности это
вызвано трудностями, возникающими при использовании современных мультимедийных
технологий в учебном процессе: отставанием традиционной учебно-методической
базы;
отсутствием
комплексных образовательных систем по базовым учебным курсам (отечественной
истории, философии, культурологии и другие); отсутствием навыков работы с
интернет-ресурсами и мультимедийными технологиями у
профессорско-преподавательского состава, а также методических рекомендаций,
способных восполнить этот пробел; недостатком финансирования проективной
деятельности и, как следствие, невозможностью привлечь квалифицированных
программистов, веб-дизайнеров, компайлеров.
Подход кафедры отечественной истории новейшего времени
В связи с этим нам
бы хотелось предложить для обсуждения подход кафедры отечественной истории
новейшего времени к созданию и разработке обучающей информационной среды на
примере учебного курса «Отечественная история. Новейшее время». При разработке
концепции модели информационной среды был учтен опыт кафедры отечественной
истории новейшего времени в области разработки информационных систем.
В период 2000 -
2003 гг. работа кафедры в области информационных образовательных технологий
была направлена на реализацию тематических научно-образовательных проектов –
«Зарубежная Россия», «Белое дело», «История России, 1985 – 2002».[6]
Эти проекты были реализованы на дисках и, одновременно, в Интернете. Последнее
особенно важно, так как тираж учебных дисков, как правило, невелик, а
публикация проекта на сайте предоставляет возможности для его всестороннего
использования в многопользовательском режиме.
Тематические сайты
– особый «жанр», если можно так выразиться, интернет-ресурсов, позволяющий
углубленно изучить источники и историографию, получить доступ к базам данных по
какой-либо проблеме. Вместе с тем в настоящее время создание тематических
проектов по истории – на 90 % дело любителей и энтузиастов. Это ведет к тому,
что среди них преобладают авторские странички или разработки творческих
коллективов, ассоциаций любителей. И хотя ресурсы, созданные любителями, порой
публикуют обширный объем источников, участие историков в создании тематических
сайтов – весьма актуальная задача.[7]
Работа
профессиональных историков над тематическими научными проектами, на наш взгляд,
соответствует основным тенденциям развития и совершенствования информационных
ресурсов по историческим наукам. Так, на сайте «Зарубежная Россия» представлен
словарь-справочник по персоналиям и организациям Российского зарубежья и по
истории русской культуры в эмиграции, созданная историками, ведущими научные
изыскания в этом направлении.
Однако создание
тематических проектов, помимо трудоемкости, имеет и другой недостаток: они
охватывают узкую область изучаемого предмета.
К проектам
универсального характера можно отнести сайт журнала «Новый исторический
вестник», публикующего материалы по всему спектру проблем российской истории XIX - XX вв. В журнале существует
рубрика «В помощь изучающим отечественную историю», представляющая студентам
учебно-методические материалы: лекции, подборки документов, вопросы и задания.[8]
В ее рамках были опубликованы лекции по истории России на рубеже XIX – XX вв., Гражданской войны, нэпа,
послевоенного СССР 1945 - 1953 гг., постсоветского периода.
Исходя из того,
что кафедра уже имеет определенный опыт в создании информационных ресурсов, при
обсуждении концепции информатизации образовательного процесса возобладал
интеграционный подход. Это отражает современные тенденции развития
образовательного сегмента Интернета. Представители сообщества историков
неоднократно указывали на важность координации и интеграции усилий по созданию
электронных версий исторических источников и публикации их на сайтах.[9]
При формулировании
концепции создания информационной среды кафедры было поставлено две главные
цели:
- объединение уже
созданных кафедрой ресурсов (учебно-методических, интернет-, научных и других)
в единую образовательную среду;
- максимальное
использование коммуникативных возможностей сети для связи между студентами и
преподавателями в процессе изучения курса.
Создание
образовательной среды предполагается осуществлять в три этапа:
1) создание
навигатора по курсу;
2) развитие
существующих тематических научно-образовательных ресурсов и создание новых
ресурсов;
3) использование
мультимедийных технологий для реализации новых дидактических подходов и
создания обучающих систем, основанных на креативном подходе.
Этапы намечены в
соответствии с возрастанием сложности поставленных задач. Задачи первого этапа
кафедра планирует реализовать собственными силами при поддержке Центра
информационных технологий ИАИ. Второй этап – достаточно трудоемкий и требует
более тщательной организационной разработки. А реализация третьего этапа
возможна силами творческого коллектива психологов, методистов, историков,
опирающегося на техническую поддержку медийного издательства.
Итак, остановимся
на реализации первого этапа – создания навигатора по курсу отечественной
истории новейшего времени и спецкурсам, читаемым преподавателями кафедры.
В
ходе реализации данного этапа проекта ставится задача не столько разработки
нового продукта, сколько объединения уже существующих продуктов в единую информационно-образовательную
среду для наиболее эффективного использования всеми без исключения
преподавателями кафедры для организации учебной деятельности студентов под
контролем и в контакте с преподавателями.
Структура проекта
Практическая
реализация проекта осуществляется на страничке кафедры отечественной истории
новейшего времени сайта «Историко-архивный институт».[10]
Предполагается
следующая структура странички кафедры:
-
главная страница с оглавлением и указаниями об использовании навигатора в
самостоятельной работе студента;
-
навигатор по основному курсу «История России. Новейшее время»;
-
УМК по курсу «История России. Новейшее время» для различных факультетов и
специальностей;
-
спецкурсы;
-
форумы (средства интерактивного диалога в ходе обсуждения дискуссионных проблем
основного курса или спецкурсов).
Простая
структура материала и интуитивно понятный интерфейс должны облегчить навигацию
и поиск необходимой информации пользователями. Навигатор будет иметь следующую
структуру:
Основное меню.
1. Основной курс «История России.
Новейшее время».
1.1. Вводная лекция. «Введение в
историю России новейшего времени».
1.2. Программа курса.
1.3.
Список источников и литературы (единый список и структурированный по разделам
программы).
1.4.
Электронная библиотека (единый массив и структурированная по разделам
программы).
1.5.
Конспект-организатор по темам для самостоятельной работы студента.
1.6.
Контрольные вопросы по курсу для студентов специальности «История»,
«Историко-архивоведение».
1.7.
Контрольные вопросы по курсу для неисторических специальностей.
2.
Спецкурсы.
В
основу дальнейшего структурирования материала положены разделы программы курса,
соответствующие периодизации отечественной истории новейшего времени. Темы
семинарских занятий, коллоквиумов, итоговых контрольных работ так или иначе
связаны с проблемами одного из периодов. Структура каждого раздела программы
строится следующим образом:
1.2. Программа
1.2.1. Раздел 1. Россия от февраля к
октябрю 1917 г.
1.2.1.2. Текст программы.
1.2.1.3. Список источников и литературы
к разделу (источники и литература разделяются на основные и дополнительные,
литература – на учебную и научную).
1.2.1.4. Электронная библиотека.
1.2.1.4.1. Ссылки на ресурсы кафедры.
1.2.1.4.2. Ссылки на другие ресурсы
РГГУ.
1.2.1.4.3. Ссылки на
научно-образовательные ресурсы других разработчиков (например, электронную
библиотеку исторического факультета МГУ).
1.2.1.5. Конспект-организатор к
разделу.
Текст программы, помимо перечня
дидактических единиц, снабжен иллюстрациями: фотодокументами, плакатами,
видеофрагментами и другими. Это позволит студенту «погрузиться» в атмосферу
данного периода и увидеть за перечнем дидактических единиц реальное «лицо
эпохи».
При
подготовке списка источников и литературы были учтены все последние учебные,
учебно-методические и научные издания кафедры: курсы лекций, учебники,
учебно-методические модули, рабочие тетради студента.[11]
Учебная литература по каждому разделу программы приведена отдельно для
исторических и неисторических специальностей (приведена общим списком и по
разделам программы, причем обязательная учебная и научная литература снабжена
постраничными сносками). Благодаря активной издательской деятельности кафедры,
фактически все темы программы охвачены учебной и учебно-методической
литературой, написанной и разработанной преподавателями кафедры. А по темам
«Гражданская война в России» и «Русское зарубежье» предлагается значительное
количество научной литературы, созданной в рамках развиваемого кафедрой
научного направления.
Электронная библиотека в настоящий
момент представляет собой собрание ссылок на публикации источников и
историографии в Интернете. За образец была взята электронная библиотека
Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, созданная совместно с
ассоциацией «История и компьютер».[12]
Электронная библиотека поможет интегрировать информационные ресурсы кафедры и
все научно-образовательные ресурсы, созданные вузами России, независимыми
авторскими коллективами и отдельными авторами. В отличие от библиотеки МГУ, мы
предполагаем более тщательно структурировать и аннотировать ресурс, разделяя
ресурсы на источники и литературу, а внутри раздела – провести видовую
классификацию публикуемых в Интернете источников. Разработчики предполагают
обновлять ссылки каждые два месяца.
Все ссылки классифицированы сначала по
авторскому признаку (ресурсы кафедры, РГГУ, других организаций и авторов).
К первой группе отнесены три
тематических проекта, о которых говорилось выше – «Зарубежная Россия», «Белое
дело», «История России, 1985 - 2001», а также сайт журнала «Новый исторический
вестник». В электронной библиотеке они «привязаны» к конкретным разделам
программы, чтобы, используя ссылку, можно было перейти в ту часть сайта,
которая относится к данному периоду. Например, к теме «Россия в период нэпа» -
лекция о нэпе, опубликованная в «Новом историческом вестнике».
Во второй группе (ресурсы РГГУ)
представлены ссылки на коллекции электронного архива компьютерной обучающей
системы «Архивистика». Например, ссылка на коллекцию листовок политических
партий к теме «Гражданская война в России».
В третьей группе ссылки структурированы
по видам исторических источников.
В дальнейшем, при завершении работы над
собиранием ссылок, планируется провести выявление и оцифровку источников и
литературы, не представленных в Интернете, которые необходимы для учебного
процесса.
При создании электронной библиотеки
возникает проблема с качеством публикаций, выполненных на авторских сайтах. С
одной стороны, учебные публикации высокого качества предлагают такие ресурсы,
как хрестоматия проекта «Заметки на полях» (Сост. В.Г. Щербаков). Использование
таких публикаций в учебном процессе не вызывает вопросов. С другой стороны, в
Интернете существуют такие ресурсы, как «Из архивов русской революции» О.
Колесникова, где размещены, например, все труды Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого.
Автор проделал колоссальную работу, однако при публикации не приведены ни даты,
ни источник текста. В таком случае, на наш взгляд, следует либо отказаться
вообще от ссылок на подобные ресурсы, четко разграничив критерии отбора в
руководстве пользователя, либо оговаривать в аннотации популярный характер
данного издания.
Конспект-организатор к каждому разделу
программы призван направлять самостоятельную работу студента, определяя
последовательность изучения тем в рамках раздела. В основу этой части
навигатора положены методические указания по изучению курса, система контроля
знаний, включающая в себя задания для самостоятельной работы и итоговые
контрольные вопросы. Первоначально планировалось использовать уже изданную
кафедрой рабочую тетрадь студента. Но впоследствии разработчики решили
переработать задания, привязав их к текстам электронной библиотеки. Например,
ответить на вопрос, какова связь между программными установками лидеров Белого
движения и причинами его поражения вполне возможно на основе анализа текстов
программных документов, публикации которых размещены на сайтах «Белое дело» и
«Белая гвардия», и коллекции листовок на сайте «Архивистика». Изучая вопрос об
эволюции программных установок Белого движения, вполне возможно провести анализ
мемуаристики его лидеров, также широко представленной в Интернете. Результаты
работы студента по конспекту-организатору могут быть высланы преподавателю по
электронной почте.
Интернет-форумы
Помимо конспекта-организатора
планируется использование такого испытанного средства обратной связи между
преподавателями и студентами, как интернет-форумы. Здесь кафедра, конечно, не
является первооткрывателем. Так, на Историческом факультете МГУ с помощью
энтузиастов Интернета ведется на форуме несколько десятков тем по проблемам
всеобщей и отечественной истории одновременно. Интересен интернет-форум на
сайте гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.
Решив технические проблемы с администрированием форума, кафедра планирует в
качестве «дебюта» провести форум как
форму промежуточной аттестации, а также организовать «классические» форумы.
Классический тип форума предполагает
обсуждение дискуссионных историографических проблем:
- причины краха демократической
альтернативы в 1917 г.;
- причины, сущность и историческое
значение сталинизма;
- концепция
«превентивной войны» в истории внешней политики СССР второй половины 1939 -
июня 1941 гг.
Преподаватель открывает тему первой
репликой, в которой содержится постановка проблемы. Название темы определяет
проблему, в первой реплике содержатся более дробные вопросы, которые
предлагается обсудить участникам форума в рамках данной темы. Вопросы могут
ориентировать студента на теоретическое осмысление исторического процесса,
например:
- сформулируйте основные положения
концепции «сталинизма» в неомарксистком направлении отечественной историографии
(по работам Р. Медведева);
- сопоставьте концепции «сталинизма» и
«тоталитаризма» с точки зрения трактовки развития СССР в 1930-е гг.;
- проблема «террор и общество»,
правомерность идеи национального «покаяния» в общественной мысли 1960 - 70-х
гг.
Вопросы
могут быть ориентированы на изучение источников и фактического материала:
- проблема соотношения роли партии и
государства в советской политической системе 1930-х гг.;
- механизм осуществления «большого
террора» (партия, карательный аппарат, чрезвычайное законодательство);
- творческая интеллигенция в условиях
политической системы 1930-х гг.
Вопросы
также могут предполагать тщательное изучение историографии проблемы:
- версии о причинах «большого террора»;
- вопрос о количестве жертв «большого
террора».
В первой реплике дается также список
рекомендованных источников и литературы и гипертекстовые ссылки на публикации в
Интернете. Далее студенты, посещая форум в свободное время, добавляют реплики
по выбранному вопросу, преподаватель координирует и направляет течение
«виртуальной дискуссии» и принимает решение об аттестации студентов по ее
результатам.
Другой
тип форума предполагает решение исследовательских задач. Такие форумы
целесообразнее проводить в рамках спецкурсов. Например, доцент А.А. Киличенков
ведет спецкурс по теме «Танковые войска СССР и Германии в 1941 - 1945 гг.:
ментальный аспект военно-технического противоборства». В ходе спецкурса
студенты изучают один из методов исследования путем сопоставления
тактико-технических и эксплуатационных данных советской и германской танковой
техники на основе анализа научно-технических и фотодокументов. Проведенный
анализ позволяет сделать выводы о «ментальной модели» танка как технической
конструкции, воплощающей замысел.[13]
В ходе занятий студенты овладевают исследовательским методом, анализируют
источники (чертежи, схемы, рисунки, фотографии) и литературу. Форум в ходе
подобного спецкурса может расширить образовательное пространство, создать более
широкий научный контекст при решении конкретных задач по сравнительному анализу
конкретных моделей техники, предложенных в репликах преподавателя.
Форумы могут быть организованы
различным образом. Можно создавать форумы по хронологическому принципу,
«закрепив» за каждым преподавателем определенный раздел программы, или по
авторскому принципу, когда определенный преподаватель ведет его в соответствии
с кругом своих научных интересов. Форумы можно организовать по курсам, группам
или совместные, для студентов разных факультетов и специальностей. Наиболее
важную и малодоступную литературу по темам следует оцифровать и выложить в
Интернет.
Мультимедийность проекта максимально
планируется реализовать во вводной лекции по курсу. Создать вводную лекцию и
достойно представить ее в Интернете – задача сложная и ответственная. Она
должна, с одной стороны, максимально «погрузить» студента в предмет дисциплины,
познакомить его с такими сложными вопросами, как методологические концепции в
изучении истории новейшего времени, историография и источниковая база
дисциплины, вопросы эвристики, периодизация. С другой стороны, важно увлечь
студента, не вызвать скуки и отторжения по отношению к изучаемому предмету. И здесь
одинаково важен как текст лекции, так и средства представления ее. Текст лекции
в HTML-формате, даже снабженный
гипертекстовыми ссылками на список литературы, словарь персоналий и терминов к
лекции, будет выглядеть бледно и неубедительно. Поэтому планируется
использовать гипертекст, «привязав» к разделам лекции цитаты из
методологических и историографических трудов с заданиями для студентов по их
анализу. Следует продумать использование графики и видео в качестве иллюстраций
к тексту, схем с графическими отсылками, звука. Возможна реализации лекции или
ее фрагмента в виде анимационного клипа, как это осуществлено в ряде обучающих
систем – на фоне закадрового голоса на экране возникают иллюстрации, -
кинохроника, документы, фотографии. Возможно представление в лекции творческих
разработок разных преподавателей кафедры. Апробировав на вводной лекции
технологию представления текста лекции в Интернете, можно подготовить и
выложить подобным образом лекции преподавателей по основным проблемам курса.
Данный проект, максимально простой в
области информационных технологий, позволяющий использовать HTML-формат, может стать первым шагом в
интеграции различных образовательных ресурсов в единую информационную среду.
Результаты нашей работы можно увидеть
по адресу: http://iai.rsuh.ru/project/koinv.shtml
Конечно, в реализации данного проекта
множество проблем – правовых, технических, дидактических. Мы приглашаем коллег
к сотрудничеству и обсуждению нашего опыта.
Примечания:
[1]
Архивистика. Путеводитель по архивным технологиям. Компьютерная обучающая
система [Электронный ресурс] /Авторский
коллектив: Бурова Е.М. – рук., Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Осичкина Г.А.
Техническая поддержка – Д.Н. Басарев, К.Н. Зайцев, —
Режим доступа: http://history.rsuh.ru/arhiv/frame.htm
[2]
Зарубежная Россия. Сайт по истории русской эмиграции 1920 - 40-х гг. [Электронный ресурс] / Сост. и отв. ред. - Карпенко
С.В.; редакционная коллегия: Безбородов А.Б., Голотик С.И., Евсеева Е.Н.,
Ипполитов С.С., Крейд В.П. (Новый Журнал), Можаева Л.А., Петрушева Л.И. (ГАРФ),
Сафонова Е.И.; дизайн, программирование и графика - Надточенко А.В.;
редактор-корректор – Голубева И.И.; администратор проекта - Ревинский Д.О. — Электрон. дан.- М., 2001. —
Режим доступа: http://zaross.rsuh.ru/avtor/index.html
[3]
Белое дело. [Электронный ресурс]: посвящен
истории Белого движения в России 1917 – 1920 гг. Включает
научно-исследовательские, энциклопедические, справочные, иллюстративные,
библиографические и учебно-методические материалы. / Авторы: Карпенко С.В.,
Голотик С.И., Бутаков Я.А., Езеев А.Б., Ипполитов С.С., Марыняк А.В., Цветков
В.Ж., Чичерюкин-Мейнгардт В.Г., Широкова Е.А.; Web- программист –
Надточенко А.В. — Электрон. дан. - М., [2000]. —
Режим доступа: http://beldel.rsuh.ru/avtors/index.html
[4] Афанасьев Ю.Н., Шеховцов С.Г. Путь
гуманитарного университета: опыт рефлексии // Интеллектуальное развитие и
универсальная образовательная среда. Материалы всероссийской
научно-методической конференции 1 - 4 февраля 1994 гг. Голицыно. М., 2000. С. 166.
[5] XX cъезд. Информационно-образовательный
проект. CD-ROM / Российский государственный
гуманитарный университет, Radio
Free Europe/ Radio Liberty. При участии НИПЦ «Мемориал». Сост.
Тольц В.С., Зубкова Е.В., Беляева Т.А., Бородачева Ю.М. М., 2003.
[6] История
России, 1985 - 2002. [Электронный ресурс] / Авторы:
Афанасьева Л.П., Елисеева Н.В., Мартынова А.Ю.; Web-программист – Надточенко А.В. — Электрон. дан.- М., 2002
— Режим доступа: http://postsov.rsuh.ru
[7] См. подробнее: Афанасьева Л. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь
мудрости? //Новый исторический вестник. 2003. № 1 (9).
[8] Новый
исторический вестник (http://nivestnik.rsuh.ru).
[9] См.,
напр.: Владимиров В.Н., Гарскова И.М.,
Киселев И.Н. Секция «Электронные ресурсы и Интернет на VII конференции АиК // Информационный
бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26/27. С. 13.
[10]
Официальный сайт Историко-архивного института (http://iai.rsuh.ru).
[11]
История России в новейшее время (1945 - 2001): Учебник для вузов / Под ред.
А.Б. Безбородова. М., 2001; История России. XX век. Лекции и
учебно-методические материалы. М., 2002; История России в новейшее время: Курс
лекций. В 3 вып. / Отв. ред. А.Б. Безбородов. М., 2002; История России с
древнейших времен до наших дней. Для специальности № 02.07.00 «История».
Программа курса / Отв. ред. А.Б. Безбородов, Л.Г. Березовая, А.Б. Каменский. Ч.
3. М.: РГГУ, 2001; История России, XX век: Рабочая тетрадь
студента. Для специальностей № 02.08.00 «Историко-архивоведение», 02.07.00
«История». М., 2000; Хроника важнейших событий новейшей истории России второй
половины ХХ века. М., 1999.
[12]
Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс] / МГУ; ассоциация «История и
компьютер». Рук. проекта. Т.Я. Валетов, составители А.Л. Пономарев, А.А.
Некмировский, А.Ю. Андреев, Н.В. Пиотрух , А.Ю. Бакушкин. — Электрон. дан. - М., [199—]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm.
Раздел «Россия. XX
в.». См. подробнее: Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Электронные ресурсы в изучении истории
России. М., 2002.
[13] Киличенков А.А. Танковые войска СССР и Германии в 1941 - 1945 гг.: ментальный аспект
военно-технического противоборства. Программа спецкурса // История России, XX - XXI вв. Программы спецкурсов. Для
специальностей № 02.08.00 «Историко-архивоведение» и № 02.07.00 «История». М.,
2002.