Новый исторический вестник

2003
№1(9)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д.В. Алешкин, И.Л. Буланцева, А.В. Деева

ДИСК «1917 ГОД. ПЛАКАТ В РЕВОЛЮЦИИ…»: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Эта заметка – попытка обобщения впечатлений, оставшихся от работы с выпущенным в РГГУ диском «1917 год. Плакат в революции – революция в плакате».

Рассматривать его, на наш взгляд, можно с двух сторон. С одной - как обучающий мультимедийный курс, рассчитанный на то, что студент, ознакомившись с ним, получит более или менее полное представление об истории России первой четверти XX в. С другой – как компьютерную программу, обладающую своими преимуществами и недостатками. Таким образом, оценивать этот диск следует как с исторической точки зрения, так и с точки зрения удобства использования информации, заложенной в нем.

Попробуем совместить рассмотрение обеих сторон в общем анализе.

Чтобы приступить к установке предлагаемой программы, необходимо ввести пароль. Обычно на лицензионных дисках его помещают на внутренней стороне упаковки или указывает в специальной книжке-инструкции. Здесь же он приклеен скотчем на задней стороне коробки, что наталкивает на мысли о сомнительном происхождении.

Лицо программы – это ее заставка. На данном диске она представлена: в звуковом ряде – речью М.И. Калинина, отображаемой на экране в виде текста, и исполнением Интернационала, во время проигрывания которого на мониторе поочередно всплывают изображения революционных плакатов. С оформительской точки зрения – замысел неплохой, особенно если знакомишься с этим диском впервые. Но когда загружаешь его во второй или третий раз, наталкиваешься на проблему невозможности отключить заставку и перейти сразу же к основному меню. Пользователь вынужден терять три - четыре минуты на то, чтобы снова и снова прослушивать речь Калинина и Интернационал.

Многих это обстоятельство может попросту оттолкнуть от использования диска, хотя для некоторых его обладателей, возможно, составит особо изысканное наслаждение.

Главное меню структурировано довольно грамотно. Оно включает в себя пять пунктов, в соответствии с которыми пользователь может выбрать интересующую его тему: либо исторический контекст революционной эпохи, либо историю плаката, либо же сразу перейти к «семинарским» занятиям, являющимся основной частью курса.

Из главного мы попадаем в тематическое меню, где можно выбрать конкретную специфику или период интересующего нас вопроса. Такое построение программы довольно удобно, так как исключает необходимость поиска информации в рамках целого раздела.

Итак, выбрав заинтересовавший нас подраздел, мы попадаем в собственно программу.

Однако прежде чем на мониторе появится текст, сопровождаемый плакатами, взору пользователя предстает ряд плакатов, сопровождаемый музыкой. При желании можно нажать на клавишу «далее» и перейти к основной части, только остается не ясным, зачем был создан этот ряд, если все те же плакаты, сопровождаемые текстом и речью диктора, демонстрируются позднее.

Теперь об основном окне программы. Оно содержит несколько источников информации. В начале по каждой тематике пользователю предлагается изображение плаката, текст, характеризующий либо данный исторический вопрос, либо повествующий о данном жанре плаката и т.п. Хотя иногда возникают некоторые несуразицы. К примеру, плакат с лозунгом «Мы – СССР и трудящиеся всего мира говорим: Долой империалистическую войну» помещен в теме «Созыв Учредительного собрания».

Одновременно голос диктора читает более подробный текст по предложенной тематике. Темп его речи, бесспорно, профессионален, однако не у каждого хватит терпения дослушать до конца предлагаемую информацию. Скорее, появится желание отключить звук и прочитать все самому. Но даже при самостоятельном ознакомлении с текстом, заметим, нет никакой возможности ускорить вялую смену рубрик и неторопливую работу диска.

Кроме того, в некоторые подразделы включены видео-ролики с хроникой начала XX в.

Такое построение окна довольно удобно. Внизу располагается строка инструментов, для использования которой достаточно подвести курсор к одному из значков, после чего сразу же всплывает подсказка с указанием назначения этой кнопки. При желании пользователь может быстро пролистать не интересующие его разделы и начать работу с любого места.

Находясь в рубриках, посвященных истории плаката, пользователь может при помощи соответствующего значка обратиться к исторической справке по данному вопросу, то есть автоматически перейти к работе с историческим подразделом. По окончании работы с ним можно вернуться к оставленной ранее теме плаката либо же вовсе покинуть программу.

В исторических подразделах существует такая функция, как более подробный просмотр текста, который читается диктором при нахождении в основном окне. При этом данный текст можно распечатать, нажав соответствующую кнопку на панели инструментов. Однако на печать почему-то выводится не сам текст, а его графическое отображение. Синие буквы на голубом фоне с красным заголовком на экране кому-то могут показаться симпатичными. А на листе бумаги это выглядит еще интереснее: в виде размытых черных «граффито» на грязно-сером поле. Согласитесь, все это сводит задумку авторов диска насчет распечатки абзацев, заинтересовавших пользователя, на нет.

Остается единственная возможность: скопировать необходимые фрагменты с помощью средств Windows и перенести их в Word. Это доступно не каждому пользователю персонального компьютера по причине разного уровня знаний о системных продуктах и возможностях программного обеспечения. Не хотелось бы акцентировать на этом внимание, но все же в таких ситуациях невольно возникает желание дополнить название диска надписью «Сделай сам» и, действительно, улучшить его самому, сделав более доступным широкому кругу школьников, абитуриентов, студентов и преподавателей.

Несколько слов о выходе из программы. Находясь в основном окне, пользователь может как сразу же выйти из всего курса в операционную систему, так и вернуться в главное меню основных разделов, или же сделать только один шаг назад – вновь обратиться к списку подразделов той темы, где находился. Такая система, на наш взгляд, довольно удобна, так как предоставляет возможность быстрого просмотра любой подтемы без выхода из самой программы.

К сожалению, на диске отсутствует поисковая программа, которая могла бы значительно облегчить работу с ним.

В итоге хотелось бы отметить некоторые особенности программного построения данного курса. Фактически вся информация на этом диске содержится в четырех видах файлов. В звуковых и видео, которые с легкостью можно открыть независимо от самой программы при помощи проигрывателя Windows, а также текстового, просмотреть который можно при помощи Word. Все графические изображения содержатся в файлах, открыть которые можно при помощи почти любого графического редактора. Такое построение мультимедийного курса удобно. Если пользователя интересует какое-либо изображение плаката, видео-ролик или песня из звукового сопровождения, то он просто открывает необходимый ему файл, не входя в программу. Таким образом, появляется возможность использования частей диска без самой программы.

Трудности возникают с текстовой информацией. Минимальные данные содержатся в единственном файле на диске. Однако в самой программе используются более обширные текстовые материалы, которые можно распечатать, только находясь в самом курсе. Такое построение довольно странно: при наличии свободного доступа к видео-, аудио- и графической информации простой вариант использования текста закрыт.

И отметим, наконец, наличие фактических и терминологических неточностей, содержащихся в основных текстах.

Из диска мы узнаем, что «под нажимом председателя Думы Родзянко Николай Второй в ночь со 2 на 3 марта отрекся от престола». Авторы не знают, кто ездил в Ставку от Государственной думы? Не знают об участии в «нажиме» начальника штаба верховного главнокомандующего генерала М.В. Алексеева и командующих фронтами?

Упоминается, что «в сентябре 1917 года Корнилову дали понять, что в случае победы над Советами… ему будет предоставлена полная свобода действий». Это когда же в сентябре: когда генерал Л.Г. Корнилов уже находился в заключении в Быхове? Остается предположить, что авторы запутались в Юлианском и Григорианском календарях.

По мнению авторов, «при “военном коммунизме”… пришлось обложить крестьян продовольственным налогом». Разве не о введенной в январе 1919 г. продразверстке должна идти речь?

Небрежность в обращении со статистикой привела авторов к утверждению, что «промышленное производство в начале 20-х годов снизилось почти на 20 % по сравнению с 1913 годом». Если речь идет о конце Гражданской войны, то уместнее было бы указать, что оно упало до 20 % от уровня 1913 г., как это и произошло в действительности.

В заключение отметим, что при ряде доработок и исправлений, как в фактическом, так и технологическом построении и содержании диска, он вполне может применяться для обучения школьников 10 - 11 классов. Для использования в университете диск, на наш взгляд, все же мало информативен и дает слишком поверхностное представление о революционной эпохе начала XX в. в России.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru