Эта заметка – попытка обобщения впечатлений, оставшихся
от работы с выпущенным в РГГУ диском «1917 год. Плакат в революции – революция
в плакате».
Рассматривать его, на наш взгляд, можно
с двух сторон. С одной - как обучающий мультимедийный курс, рассчитанный на то,
что студент, ознакомившись с ним, получит более или менее полное представление
об истории России первой четверти XX в. С другой – как компьютерную программу,
обладающую своими преимуществами и недостатками. Таким образом, оценивать этот
диск следует как с исторической точки зрения, так и с точки зрения удобства
использования информации, заложенной в нем.
Попробуем совместить рассмотрение обеих
сторон в общем анализе.
Чтобы приступить к установке
предлагаемой программы, необходимо ввести пароль. Обычно на лицензионных дисках
его помещают на внутренней стороне упаковки или указывает в специальной
книжке-инструкции. Здесь же он приклеен скотчем на задней стороне коробки, что
наталкивает на мысли о сомнительном происхождении.
Лицо программы – это ее заставка. На
данном диске она представлена: в звуковом ряде – речью М.И. Калинина,
отображаемой на экране в виде текста, и исполнением Интернационала, во время
проигрывания которого на мониторе поочередно всплывают изображения
революционных плакатов. С оформительской точки зрения – замысел неплохой,
особенно если знакомишься с этим диском впервые. Но когда загружаешь его во
второй или третий раз, наталкиваешься на проблему невозможности отключить
заставку и перейти сразу же к основному меню. Пользователь вынужден терять три
- четыре минуты на то, чтобы снова и снова прослушивать речь Калинина и
Интернационал.
Многих это обстоятельство может попросту
оттолкнуть от использования диска, хотя для некоторых его обладателей,
возможно, составит особо изысканное наслаждение.
Главное меню структурировано довольно
грамотно. Оно включает в себя пять пунктов, в соответствии с которыми
пользователь может выбрать интересующую его тему: либо исторический контекст
революционной эпохи, либо историю плаката, либо же сразу перейти к
«семинарским» занятиям, являющимся основной частью курса.
Из главного мы попадаем в тематическое
меню, где можно выбрать конкретную специфику или период интересующего нас
вопроса. Такое построение программы довольно удобно, так как исключает
необходимость поиска информации в рамках целого раздела.
Итак, выбрав заинтересовавший нас
подраздел, мы попадаем в собственно программу.
Однако прежде чем на мониторе появится
текст, сопровождаемый плакатами, взору пользователя предстает ряд плакатов,
сопровождаемый музыкой. При желании можно нажать на клавишу «далее» и перейти к
основной части, только остается не ясным, зачем был создан этот ряд, если все
те же плакаты, сопровождаемые текстом и речью диктора, демонстрируются позднее.
Теперь об основном окне программы. Оно
содержит несколько источников информации. В начале по каждой тематике
пользователю предлагается изображение плаката, текст, характеризующий либо
данный исторический вопрос, либо повествующий о данном жанре плаката и т.п.
Хотя иногда возникают некоторые несуразицы. К примеру, плакат с лозунгом «Мы –
СССР и трудящиеся всего мира говорим: Долой империалистическую войну» помещен в
теме «Созыв Учредительного собрания».
Одновременно голос диктора читает более
подробный текст по предложенной тематике. Темп его речи, бесспорно,
профессионален, однако не у каждого хватит терпения дослушать до конца
предлагаемую информацию. Скорее, появится желание отключить звук и прочитать
все самому. Но даже при самостоятельном ознакомлении с текстом, заметим, нет
никакой возможности ускорить вялую смену рубрик и неторопливую работу диска.
Кроме того, в некоторые подразделы
включены видео-ролики с хроникой начала XX в.
Такое построение окна довольно удобно.
Внизу располагается строка инструментов, для использования которой достаточно
подвести курсор к одному из значков, после чего сразу же всплывает подсказка с
указанием назначения этой кнопки. При желании пользователь может быстро
пролистать не интересующие его разделы и начать работу с любого места.
Находясь в рубриках, посвященных
истории плаката, пользователь может при помощи соответствующего значка
обратиться к исторической справке по данному вопросу, то есть автоматически
перейти к работе с историческим подразделом. По окончании работы с ним можно
вернуться к оставленной ранее теме плаката либо же вовсе покинуть программу.
В исторических подразделах существует
такая функция, как более подробный просмотр текста, который читается диктором
при нахождении в основном окне. При этом данный текст можно распечатать, нажав
соответствующую кнопку на панели инструментов. Однако на печать почему-то
выводится не сам текст, а его графическое отображение. Синие буквы на голубом
фоне с красным заголовком на экране кому-то могут показаться симпатичными. А на
листе бумаги это выглядит еще интереснее: в виде размытых черных «граффито» на
грязно-сером поле. Согласитесь, все это сводит задумку авторов диска насчет
распечатки абзацев, заинтересовавших пользователя, на нет.
Остается единственная возможность:
скопировать необходимые фрагменты с помощью средств Windows и перенести их в
Word. Это доступно не каждому пользователю персонального компьютера по причине
разного уровня знаний о системных продуктах и возможностях программного
обеспечения. Не хотелось бы акцентировать на этом внимание, но все же в таких
ситуациях невольно возникает желание дополнить название диска надписью «Сделай
сам» и, действительно, улучшить его самому, сделав более доступным широкому
кругу школьников, абитуриентов, студентов и преподавателей.
Несколько слов о выходе из программы.
Находясь в основном окне, пользователь может как сразу же выйти из всего курса
в операционную систему, так и вернуться в главное меню основных разделов, или
же сделать только один шаг назад – вновь обратиться к списку подразделов той
темы, где находился. Такая система, на наш взгляд, довольно удобна, так как
предоставляет возможность быстрого просмотра любой подтемы без выхода из самой
программы.
К сожалению, на диске отсутствует
поисковая программа, которая могла бы значительно облегчить работу с ним.
В итоге хотелось бы отметить некоторые
особенности программного построения данного курса. Фактически вся информация на
этом диске содержится в четырех видах файлов. В звуковых и видео, которые с
легкостью можно открыть независимо от самой программы при помощи проигрывателя
Windows, а также текстового, просмотреть который можно при помощи Word. Все
графические изображения содержатся в файлах, открыть которые можно при помощи
почти любого графического редактора. Такое построение мультимедийного курса
удобно. Если пользователя интересует какое-либо изображение плаката,
видео-ролик или песня из звукового сопровождения, то он просто открывает
необходимый ему файл, не входя в программу. Таким образом, появляется
возможность использования частей диска без самой программы.
Трудности возникают с текстовой
информацией. Минимальные данные содержатся в единственном файле на диске.
Однако в самой программе используются более обширные текстовые материалы,
которые можно распечатать, только находясь в самом курсе. Такое построение
довольно странно: при наличии свободного доступа к видео-, аудио- и графической
информации простой вариант использования текста закрыт.
И отметим, наконец, наличие фактических
и терминологических неточностей, содержащихся в основных текстах.
Из диска мы узнаем, что «под нажимом
председателя Думы Родзянко Николай Второй в ночь со 2 на 3 марта отрекся от
престола». Авторы не знают, кто ездил в Ставку от Государственной думы? Не
знают об участии в «нажиме» начальника штаба верховного главнокомандующего
генерала М.В. Алексеева и командующих фронтами?
Упоминается, что «в сентябре 1917 года
Корнилову дали понять, что в случае победы над Советами… ему будет
предоставлена полная свобода действий». Это когда же в сентябре: когда генерал
Л.Г. Корнилов уже находился в заключении в Быхове? Остается предположить, что
авторы запутались в Юлианском и Григорианском календарях.
По мнению авторов, «при “военном
коммунизме”… пришлось обложить крестьян продовольственным налогом». Разве не о
введенной в январе 1919 г. продразверстке должна идти речь?
Небрежность в обращении со статистикой
привела авторов к утверждению, что «промышленное производство в начале 20-х
годов снизилось почти на 20 % по сравнению с 1913 годом». Если речь идет о
конце Гражданской войны, то уместнее было бы указать, что оно упало до 20 % от
уровня 1913 г., как это и произошло в действительности.
В заключение отметим, что при ряде
доработок и исправлений, как в фактическом, так и технологическом построении и
содержании диска, он вполне может применяться для обучения школьников 10 - 11
классов. Для использования в университете диск, на наш взгляд, все же мало
информативен и дает слишком поверхностное представление о революционной эпохе
начала XX в. в России.