Новый исторический вестник

2003
№1(9)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.П. Афанасьева

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСТОРИКА: МУСОРНАЯ КОРЗИНА ИЛИ КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ?

Отношение историков к всемирной глобальной сети не многим отличается от отношения к «интервенции» Интернета остального человечества, то есть остается двойственным. Приходится признать, что эта двойственность - достаточно характерная тенденция. Так, Окинавская хартия Глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой восьмерки, провозглашает в качестве цели «непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех» и призывает бороться за право каждого человека на доступ к информационным и коммуникационным сетям, включая людей с ограниченной трудоспособностью, пожилых граждан, жителей отдаленных сельских районов - словно речь идет о водопроводе, отоплении или лекарствах.

С другой стороны, глобальные сети рассматриваются не только как жизненно важное средство развития цивилизации, но и как ее потенциальный могильщик. Так, в Доктрине Информационной безопасности РФ, утвержденной 9 сентября 2000 г., прямо говорится об угрозе, которую несет в себе доступ к сетям связи и информационным системам органов власти, организаций финансово-кредитной и банковской сфер, срeдств автоматизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами. Увы, эти опасения основаны на печальном опыте.1

Деятели культуры предпочитают говорить об угрозе иного рода, нежели та, которая исходит от злоумышленников, пытающихся с помощью сети вызвать хаос в государственном управлении или овладеть контролем над ядерным оружием. Интернет, не знающий цензуры, обеспечивает миллионы людей информацией сомнительного во всех смыслах качества. Интернет зачастую становится проводником скорее невежества, нежели просвещения. «Интернет – это полное отражение общества – та же борьба белых и черных сил, где ангел соседствует с дьяволом», - констатирует Итоговый документ 150-й сессии исполнительного Совета ЮНЕСКО от 16 августа 1996 г.

Такое же противоречивое отношение к ресурсам Интернета существует в сообществе историков. С одной стороны, невозможно отрицать лавинообразный рост как ресурсов Рунета, так и числа российских пользователей сети.2 С другой стороны, даже учитывая отставание в обеспечении компьютерной техникой, не только преподавателям вузов, но и учителям средней школы приходится вести «незримый бой» с создателями тысяч серверов с рефератами, постепенно вытесняющими учебники. Чтобы не получить работу по истории, написанную буквально на три счета (выделить – копировать - вставить), преподавателям приходится проявлять верх изобретательности в сочинении темы. В США пошли по пути создания специального программного обеспечения, позволяющего атрибутировать текст контрольной работы, сверив с наиболее посещаемыми информационными ресурсами Интернета. Высказывается мнение, что преподаватель обязан досконально знать такие ресурсы, как многочисленные «российские коллекции рефератов» и прочие готовые шпаргалки, чтобы быть в состоянии оценить реальный уровень знаний по истории своих учеников.3

Интернет де-факто остается реальной информационный средой исторического образования, которая находится вне закона в прямом и в переносном смысле слова. Однако педагоги уверенно утверждают, что он может стать средством развития творческого, самостоятельно мышления учащегося.

Попытаемся рассмотреть современное состояние ресурсов Рунета по отечественной истории с точки зрения возможностей их включения в образовательную среду учащегося или студента, постигающего премудрости Клио.

Интернет и история в 90-е гг.

В исторической науке и образовании, как и в других сферах человеческой деятельности, сетевые технологии в последнее десятилетие нашли широкое применение.

Специалисты выделяют несколько важных шагов в этом направлении.4 В первой половине 1990-х гг. использование Интернета историками ограничивалось доступом к наиболее простым протоколам (FTP-архивам, содержащим статьи и материалы конференций) и электронной почтой. К этому же времени относится начало использования ресурсов WWW.

Первопроходцами в создании интернет-ресурсов стали представители сообщества историков-клиометристов, объединенных вокруг ассоциации «История и компьютер» (АИК), на V конференции которой был обобщен опыт создания научно-образовательных ресурсов по истории. В 1997 г. был создан сервер ассоциации и листы рассылки АИК.

В 1998 г. состоялась конференция «Интернет – новая информационная среда исторической науки» в Барнауле, где были выработаны основные направления развития отечественных исторических ресурсов.

После этого начался настоящий вал создания ресурсов: 2/3 исторических факультетов вузов открыли свои странички в сети, появились различные виды информационных ресурсов по истории – тематические проекты («Российский флот»5), электронные библиотеки («Военная литература»6), библиотеки ссылок по истории («InterHistory»7), периодические издания, региональные исторические ресурсы, создаваемые университетами, музеями и архивами (например, «История Приморья»8), обучающие системы.

Этапом в интеграции ресурсов, создаваемых архивными и музейными учреждениями, стали серверы «Архивы России»9 и «Музеи России».10 В учебник «Информатика для гуманитариев» 1998 г. издания11 был включен раздел, посвященный интернет-ресурсам.

Важным шагом стало создание в результате сотрудничества ассоциации «История и компьютер», лаборатории исторической информатики МГУ и Международного сообщества Клиометрики сети «Социально-гуманитарные науки» RSSN.NET. Сеть дает возможность историкам подписаться на листы рассылки по нескольким темам (экономическая история, историческая демография, современная экономика, искусство).12

Следующим этапом в создании информационных ресурсов по истории современности стала Университетская информационная система России (УИС), доступ к которой был открыт для университетов с января 2000 г.13

Обобщению накопленного опыта способствовал «круглый стол» на тему «Историк. Источник. Интернет», проведенный в 2000 г., и целый ряд конференций по данной проблеме.

Введенный с 1 июля 2002 г. ГОСТ14 на библиографическое описание электронного ресурса узаконил уже давно существовавшие де-факто ссылки на электронные публикации в научных трудах и установил единые правила их описания.

С появлением систем, способных к сложному поиску с учетом морфологии русского языка - «Следопыт», «Апорт» и «Yandex», - расширились возможности использования историками интернет-ресурсов.

Итоги развития интернет-технологий в исторической науке оцениваются по-разному.

Историки-«количественники» утверждают, что Интернет из малодоступной диковинки превратился в феномен национальной российской культуры и становится полноценным источником информации для гуманитариев, в том числе и для историков.15 С другой стороны, в ходе дискуссий по этому вопросу были высказаны критические замечания. Например, Д.А. Гутнов (ИРИ РАН, МГУ) указал на такие негативные черты развития интернет-технологий, как порочность поисковых систем, подменяющих интуитивно-аналитическую форму поиска формально-логической (когда успех поиска ограничен количеством ключевых слов, известных данной поисковой системе), невысокое качество публикаций документов, отсутствие в электронной публикации указания на реальные страницы, возможность исключения из открытого доступа комплексов документов при переводе их из традиционной в электронную форму и даже угроза забвения «докомпьютерной культуры».16

На наш взгляд, главным негативным последствием развития сетевых технологий можно считать невысокое качество большинства ресурсов, доступных многомиллионной аудитории учащихся и студентов.

Интернет и история на современном этапе

В настоящее время можно следующим образом определить основные направления использования Интернета в иcторическом образовании и науке.

1. Интернет как средство научной коммуникации сообщества историков России. Это направление предполагает создание «представительских сайтов» учреждений и организаций, занимающихся исследованием проблем отечественной истории - научных учреждений, истфаков вузов, творческих коллективов, ассоциаций и исторических клубов, домашних страниц ученых и других авторов. Такие страницы содержат информацию о направлениях и тематике исследований, их результатах, творческих коллективах, публикациях, аннотации монографий и других научных работ (иногда электронные публикации статей, тезисов конференций), контактные данные. К этому же направлению относится использование электронной почты, листов рассылки, форумов17, досок объявлений, телеконференций, обмен ссылками между дружественными сайтами (например, истфаков), баннерообменные сети. Интеграции такого рода ресурсов способствует сервер ассоциации «История и компьютер», содержащий каталог ссылок на сайты различных исторических учреждений.

2. Интернет как справочник - информационная эвристика по проблемам отечественной истории. Это направление предполагает создание и использование поисковых систем, каталогов ссылок на интернет-ресурсы по различным вопросам. К поисковым средствам Интернета относят и виртуальные библиотеки (Yahoo, Bubl), поисковые машины (AltaVista, Web Crawler), информационные шлюзы (SOSYS, OMNY).18 Существуют специальные программы для поиска русскоязычных ресурсов – «Русская поисковая программа», Rambler, Weblist, «АУ!», «Апорт!», «Следопыт»19 и другие. Каталогизация существующих ресурсов в предметно-ориентированных и тематических (по историческим проблемам) перечнях и каталогах также облегчает задачу поиска.20 К этому же направлению следует отнести и создание энциклопедических и справочно-информационных ресурсов по истории в Интернете.21 Важно дать представление будущему историку со студенческой скамьи о существенном расширении эвристических возможностей за счет использования ресурсов глобальных сетей, предоставляющих доступ к библиографическим и архивным справочникам и научным публикациям.

Следующим шагом после создания средств поиска интернет-ресурсов стало размещение каталогов библиотек, справочников системы НСА архивов и музеев. Отечественные исследователи давно используют для поиска информации каталоги Библиотеки конгресса США22, Колумбийского, Гарвардского университета и другие. С 1996 г. под эгидой Министерства культуры РФ создается единая библиотечная сеть Либнет. Первым этапом проекта стала публикация в сети электронных каталогов крупнейших библиотек. В настоящее время исследователи могут пользоваться электронными каталогами ИНИОН23, РГБ24, Государственной публичной исторической библиотеки25 и других книгохранилищ.26

Постепенно, хотя и медленно, решается задача публикации в сети научно-справочного аппарата (НСА) российских архивов.27 На сервере «Архивы России» опубликованы путеводители по нескольким архивам и даны ссылки на другие информационно-поисковые справочники on-line.28

Хотя приходится констатировать, что лишь немногие из информационно-поисковых баз данных архивов доступны исследователям даже в читальном зале, не говоря уже о сети. Информационная система, созданная в результате реализации широко разрекламированного международного проекта «Архив Коминтерна»29, так и не была опубликована в Интернете, хотя она доступна исследователям в РГАСПИ. Очень мало в сети справочников, содержащих описание на уровне единицы хранения и документа, - архивных описей и каталогов, являющихся основой информационного поиска.30

Такая же ситуация сложилась с публикацией в сети каталогов музеев. Музейные базы формируются уже более 15-ти лет, однако не существует единого информационного центра, который бы собирал БД по учету экспонатов. Сайты «Музеи России»30, «Музеи Москвы» содержит ссылки на странички отдельных музеев.31 Большинство страниц отечественных музеев дают краткое обобщенное описание фондов, коллекций и экспозиции музея, но не каталоги. Лишь немногие сайты, например, Новосибирского областного краеведческого музея, содержат описание коллекций и даже виртуальные выставки.32

Как показывает опыт, наибольшего успеха в создании электронных информационно-поисковых систем удается достичь в результате сотрудничества историков и архивистов. Так, в ходе реализации международного проекта «СВАГ - SMAD» - программы изучения и издания документов Советской военной администрации в Германии в 1945 - 1949 гг. - создается единая база данных каталогов дел и документов (23 212 записи), а также 55 768 электронных образов документов. На завершающем этапе система каталогов совмещается с системой управления образами документов и разрабатываемой в ГА РФ системой «Электронный архив»33.

Проект «Архивная мозаика культуры Карелии в Интернете», реализованный совместно Национальным архивом республики Карелия и Петрозаводским государственным университетом, предусматривает размещение в сети ряда тематических каталогов по культуре - «Российские деятели культуры и Карелия», «Личные архивы деятелей культуры в Карелии», «Культурное наследие духовных учреждений», «Культура Карелии в фотографиях».34

Созданию сетевых версий архивных справочников в будущем будет способствовать использование в новых «Основных правилах работы государственных архивов» международных стандартов описания архивных документов.35

3. Интернет как библиотека - публикации научных трудов по истории. За рубежом публикация научной статьи, тематического отчета в сети давно стала необходимым завершающим этапом научного исследования. В нашей стране, прежде всего из-за нерешенных проблем с авторским правом, такая практика пока не получила распространения. Конечно, существуют сетевые периодические издания по истории. Материалы для них готовятся учеными, преподавателями, и студентами («Международный исторический журнал»36, «Два века»37), истфаками университетов («Хронограф» - журнал Удмурдского университета, «Сибирская заимка» - краеведческий сетевой журнал Новосибирского университета), авторскими коллективами, энтузиастами и историческими клубами («Мир истории»38, «Вестник САЙПИ»).39 Существуют и достаточно авторитетные сетевые СМИ. Например, издаваемый с 1998 г. электронный журнал «Опубликовано в России» или «Русский архив». Бросается, однако, в глаза отсутствие сетевых версий основных исторических изданий («Вопросы истории» и других).40 Хотя статьи по истории из журналов «Знание-сила», «Новая и новейшая история» можно найти на сервере «Vivos Voco!».41

В сети можно обнаружить хаотично составленные подборки статей по отечественной истории: о казачестве, о революции и Гражданской войне, о национальных движениях XX в.42 Подборки публикаций документов и научных трудов по военной истории можно найти на сайте «Военного обозрения» «Независимой газеты».43 В публикации монографий ведущую роль играют библиотеки научной литературы, существующие в Интернете.44 К сожалению, в этих библиотеках публикуются в основном труды историков XIX в. - М.Н. Карамзина, С.М. Соловьева и других, что объясняется проблемами защиты авторского права. Исключение составляют труды по военной истории (например, В. Суворова, Б.В. Соколова). Помимо сетевых библиотек, научные труды можно найти на тематических сайтах по историческим проблемам.45 Наконец, публикация научных трудов осуществляется на сайтах научных издательств (например, издательства «Самарский университет»46), сайтах - персональных собраниях сочинений47, сайтах вузов, исторических клубов, научных учреждений. Однако электронная публикация научных трудов, как правило, осуществляется бессистемно, усилиями энтузиастов.

4. Интернет как архив и музей - удаленный доступ к историческим источникам. Публикация источников в Интернете стала довольно распространенным явлением. Она позволяет не только расширить круг доступных исследователю источников, но и использовать документы в образовательном процессе, не ограничиваясь краткими и тенденциозными публикациями в учебниках и хрестоматиях.

К сожалению, первенство в этом направлении развития сетевых технологий принадлежит отнюдь не тем организациям, которые хранят документальное наследие отечественной истории – архивам, отделам рукописей библиотек и музеям. Документы, помещенные на сайтах этих учреждений, играют, как правило, роль иллюстрации. Научно-популярный характер имеет, например, проект «Победа», осуществляемый при участии федеральной архивной службы, в ходе которого планируется на сайте «Архивы России» создать раздел «Победа» с описанием кинофотодокументов периода Великой Отечественной войны, а также сами фотографии и стоп-кадры наиболее ценных кинодокументов.48

Наиболее репрезентативным собранием публикаций документов по русской истории в сети является библиотека электронных ресурсов истфака МГУ.49 Создатели библиотеки поставили перед собой цель представить в сети источники по русской истории, которые используются в учебном процессе. Библиотека содержит как тексты, оцифрованные ее создателями, так и ссылки на другие публикации документов в сети. Интересно, что большинство ссылок сделано на домашние странички и авторские проекты.50 Публикации, подготовленные МГУ, сопровождаются указанием на источник текста и комментариями, но воспроизведены, как правило, по учебным, а не по научным изданиям источников.51 В электронной библиотеке также помещены тематические базы данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв. и коллекция цифровых изображений счетных книг казначейств Каффы за 1374 - 1472 гг. К сожалению, источники по истории XX в. недостаточно полно представлены в данном собрании.

Большинство публикаций по истории XX в. размещены на сайтах политических партий и общественных движений, проектах авторских коллективов и домашних страничках. Их объединяют общие недостатки – отсутствие ссылки на источник текста, отсутствие комментариев, несоблюдение правил научной публикации документов. Это ставит под вопрос использование такого рода публикаций в учебном процессе и, тем более, в научных исследованиях. Так, на сайте объединения «Яблоко» размещены программы российских политических партий без ссылки на источник публикации.52 Вместе с тем на сайте по истории донского казачества «Вольная страница»53 опубликованы документы периода Гражданской войны с легендой и ссылкой на архив. В связи с тем, что работа по публикации документов очень трудоемка, историки не раз призывали к координации усилий, созданию единой программы, плана электронной публикации наиболее важных источников по отечественной истории.

Ситуация с удаленным доступом к источникам по истории постсоветской России такова: по периоду 1990-х гг. существуют электронные архивы, помещенные в сети на сайтах электронных библиотек. Данные библиотеки комплектуются материалами электронных СМИ, сетевыми версиями традиционных СМИ, оцифрованными копиями газет, журналов и статистических сборников. Четырьмя крупнейшими электронными библиотеками (Фондом эффективной политики (ФЭП), «Интегрум-техно», Национальной электронной библиотекой (НЭБ) и библиотекой «Вектор-инфо») отслеживается более 250 общероссийских и свыше 600 региональных печатных изданий, выпуски 100 региональных телекомпаний, более 40 лент региональных информационных агентств.54 Эти хранилища содержат развитые средства поиска. Однако доступ к большинству ресурсов - платный.

Опыт создания электронных библиотек очень важен, поскольку они являются первыми электронными архивами в нашей стране. Причем некоторые из них, например, Национальная электронная библиотека55, существуют более 10-ти лет, в то время как опыт учреждений Федеральной архивной службы в области комплектования документами на машинных носителях пока незначителен. Вдобавок, электронные библиотеки не только хранят, но и делают доступными через глобальную сеть массивы документов по новейшей истории, создаваемых в машиночитаемом виде.

Исходя из опыта архивов машиночитаемых данных за рубежом, состав хранящихся материалов можно определить следующим образом:

1) базы данных (государственная и ведомственная статистика, материалы социологических обследований по экономике, демографии, здравоохранению, материалы избирательных кампаний и другие);

2) тексты законодательных и нормативных актов, стенограмм заседаний высших органов власти и управления, наиболее популярные справочные, энциклопедические издания;

3) публикации в печатных СМИ;

4) оцифрованные копии (графические файлы) особо ценных источников (летописей, хроник и других раритетов).

Таким образом, электронные библиотеки являются первым шагом к созданию в нашей стране электронных архивов с удаленным доступом.

Наконец, в Интернете могут быть представлены не только письменные, но и вещественные, включая археологические, источники. Виртуальные тематические исторические выставки документов и вещественных источников особенно важны в образовательном процессе. За рубежом виртуальные выставки документов и фотографии музейных экспонатов с трехмерной графикой и мультимедийными экскурсиями, как правило, готовятся музеями, архивами литературы и искусства, центрами документации.56 Таким образом, в Интернет продолжается жизнь экспозиции после закрытия реальной выставки. В нашей стране на сайтах музеев и архивов, как правило, можно найти лишь краткое описание экспозиции с несколькими иллюстрациями.57 Однако на домашних страничках и сайтах авторских коллективов и коллекционеров можно обнаружить содержательные экспозиции, в основном по военной истории и военной археологии, уступающие, правда, зарубежным аналогам качеством графики.58 Данное направление развития интернет-технологий является очень перспективным.

5. Интернет как лаборатория историка. Применение сетевых технологий в научных исследованиях - дело будущего. В настоящем же можно говорить о представлении в сети так называемых электронных версий исторических источников - баз данных, созданных на материале источников для проведения какого-либо исследования. Так, на научно-образовательном сервере «Клио» (ассоциации «История и компьютер») представлены базы данных «Динамика российской промышленности за 1887 – 1913 гг.», «Трудовые конфликты на текстильных фабриках Центрально-Промышленного района в 1895 - 1901 гг.», «Оплата труда текстильщиков т-ва Н.Н. Коншина в 1888 – 1916 гг.», а точнее – отдельные таблицы этих баз данных в формате Excel.

С одной стороны, публикация делает доступным другим исследователям базы данных, созданные для работы над уже завершенным проектам. С другой стороны, такой массив создан и структурирован в рамках авторской методики работы с источниками, что ставит под вопрос использование его другими исследователями. Кроме того, к научным можно отнести сложные интегративные ресурсы, как правило, тематического характера, объединяющие коммуникативную информацию о центрах исследования данной проблемы, электронную библиотеку, справочные издания, публикацию источников и другие. К таким научным ресурсам можно отнести, например, евразийский востоковедческий сервер EAOS, созданный в 1997 г. на базе Института Востоковедения РАН, концентрирующий информацию обо всех востоковедческих исследованиях.59

6. Интернет и образование историка. Конечно, все вышеперечисленные виды информационных ресурсов могут быть использованы для конструирования образовательной среды. Собственно образовательные ресурсы и обучающие системы по истории России XX в. в Интернете пока уступают по количеству и качеству мультимедийным продуктам, создаваемым для тиражирования на CD-Rom.60 Наиболее популярный продукт по новейшей истории для школьников 9 - 11 классов – компьютерный мультимедиа учебник «История России. XX век» издательства «Клио-Софт» - также выпущен на 4-х дисках с брошюрой.61 Ряд сетевых ресурсов созданы на основе CD-Rom-версий.62 Большинство образовательных ресурсов в Интернете представляют собой текстовые версии учебников, курсов лекций63, авторы которых отнюдь не всегда являются профессиональными историками.

Ряд вузов, однако, предлагает полноценные обучающие системы - Web-страницы, - предназначенные для занятий по основному курсу или спецкурсам по отечественной истории.64 Вопрос об анализе обучающих систем требует особого рассмотрения, однако в целом можно сказать, что создание такого рода образовательных продуктов - дело отдельных преподавателей-энтузиастов. Хотя представители научного сообщества не раз предлагали перейти от «здоровой конкуренции» в области создания научно-образовательных ресурсов по истории к сотрудничеству разных вузов. В качестве координирующего центра предлагался сайт Совета деканов истфаков университетов России.

Тем большее значение имеет опыт РГГУ, где предпринимаются целенаправленные поиски стратегии использования информационных технологий в рамках новой образовательной модели. В 1995 - 2002 гг. в рамках научно-практического семинара по новым образовательным технологиям на различных кафедрах РГГУ проводилась работа по созданию электронных обучающих систем нового поколения, которые сочетали бы в себе мультимедийный учебник, навигатор Интернет или библиотеку ссылок, хрестоматию, совокупность баз данных справочного характера, систему контроля знаний, продуманное структурирование материала для различных пользователей, развернутую поисковую систему и возможности для проведения студентами собственных исследований. Несколько компьютерных обучающих систем, разработанных в рамках единой стратегии, уже применяется в учебном процессе РГГУ («История науки и техники», «Отрытый музей», «Немецкие авиационные технологии», «Архивистика», «Зарубежная Россия»65 и другие.).

Следующим этапом при создании обучающих систем стало требование к усилению креативного подхода, предоставления студенту самостоятельности в построении ответа на вопрос, в изучении курса и решении исследовательских задач.66

Новым шагом в развитии обучающих систем стала работа над учебным комплексом «Россия в XX веке» в рамках программы «Универсальная компонента образования и создание новой образовательной среды» на базе РГГУ. Главная идея комплекса - воспроизвести в процессе познания модель творческой лаборатории историка, пытающегося воссоздать картину прошлого, путем анализа текста разнообразных источников (законодательства, графики, слухов, публицистики и других). Компьютерные технологии при создании комплекса послужат для привлечения дополнительных информационных ресурсов, обеспечения удаленного доступа к базам данных, создания многофункциональной образовательной среды, воздействия на различные каналы восприятия с помощью мультимедийных технологий, обеспечения разветвленной системы поиска и новых форм исследовательской работы с помощью Интернета.

К сожалению, первый продукт, создаваемый в рамках этого проекта – «XX съезд», - также реализован в CD-ROM-версии.

Главное направление, в котором, как нам кажется, следует двигаться разработчикам обучающих систем по отечественной истории - это реализация декларированного принципа ее открытости путем усиления связи своей модели «рабочего стола историка» с реальной информационной среды. Система не должна замыкаться на себе, она должна побуждать студента продолжить поиск вовне и снабдить его для этого необходимыми эвристическими навыками и справочным аппаратом (списками литературы, библиографическими указателями, путеводителями по архивам, ссылками на сайты архивов в Интернете). Тогда исследовательская компонента системы сможет реализоваться в полной мере. Несомненно, что для воспитания у студента уважения к источнику необходим высокий уровень текстологической работы при электронной публикации документов в обучающих системах, создаваемых вузами. Несмотря на трудоемкость этого проекта, сложность и спорность самого материала России XX в., несомненно, что будущее принадлежит разработкам, основанным на креативном, а не на репродуктивном подходе.

интернет-технологиям, несомненно, принадлежит будущее в реализации систем дистанционного образования и обучения. В этом случае глобальная сеть является связующим мостом, средством создания интегративных образовательных сред. На Всероссийской научно-методической конференции 1 - 4 февраля 1994 г. «Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда» в докладе Ю.С. Воронкова и С.В. Кувшинова на основе анализа мирового опыта создания компьютерных обучающих систем была представлена типология компьютерных систем в образовании. 67

С точки зрения структуры и функциональных возможностей, компьютерные обучающие системы (КОС) подразделяются на лекции-презентации, мультимедийные обучающие системы, мультимедийные комплексы, сетевые обучающие системы, учебно-исследовательские системы, национальные образовательные интегративные среды и международные межкорпоративные многоязычные образовательные среды. С точки зрения содержания, КОС могут разрабатываться по одной дисциплине, по комплексу дисциплин, по проблемам, а также быть универсальными учебно-научными системами. Основное направление развития интернет-технологий в образовании – универсализация и интеграция отдельных продуктов в образовательные среды.

Важной компонентой современных образовательных технологий могут стать и коммуникационные возможности Интернета. Телекоммуникационные конференции, в том числе в режиме реального времени (чаты, форумы, гостевые книги), как формы научной дискуссии используется не только вузами68, но и школами.69

Интернет и право

Правовые проблемы относятся к кругу факторов, которые, к сожалению, существенно ограничивают творчество историка в области создания информационных ресурсов. Автор этих строк столкнулся с ними в ходе работы над двумя проектами.70 Среди обширного круга правовых проблем можно выделить две наиболее существенные, связанные с созданием научного и образовательного ресурса по истории:

1) cоблюдение авторского права и смежных прав создателями ресурса при публикации на сайте документов и научных работ по истории;

2) защита авторских прав на сайт и размещенные на нем материалы.

Первая проблема вызвана тем, что в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах (1993 г.), а также нормами международного права (например, Бернской конвенции) воспроизведение работы, являющейся объектом авторского права, возможно только с разрешения автора.71 По закону, срок действия авторского права, по истечении которого произведение становится общественным достоянием, – 50 лет72, но права могут передаваться по наследству. Таким образом, нельзя никому, ни для каких целей помещать в Интернете без согласия на то автора или правообладателя прав никакую информацию, являющуюся объектом авторского права.73 Интересно, что этот запрет ставит вне закона даже деятельность библиотек, пересылающих заказчику цифровые копии хранящихся у них журналов и книг74 и создающих сетевые архивы в соответствии с реализацией второго этапа программы Либнет – «Электронные библиотеки».

Такая суровая защита авторских прав, конечно, справедлива. Однако законодательство защищает также права пользователя на доступ к информации. Так, федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) обязывает государство создавать условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан. Причем ст. 10 закона запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.

При создании сетевого ресурса, например, тематического проекта, разработчики стремятся опубликовать на сайте как можно больше научных работ, документов, чтобы увеличить его информационную ценность. Например, при работе над сайтом по истории России 1985 - 2000 гг. основное внимание было уделено созданию хроники событий этого периода. Причем эта хроника - не просто список дат, каких немало в сети. Описание события сопровождается ссылками на источники и оценки события в историографии. Таким образом, хронологическая ось должна стать, по мысли создателей, основой конструирования научно-образовательной среды по истории постсоветской России. Но наиболее важные источники по истории этого периода, который можно условно назвать «золотым веком» толстых журналов – периодическая печать, публицистика. Публикация статей без разрешения авторов неправомерна, получить разрешение у всех авторов, чье творчество связано с различными точками нашей хронологической оси, также не представляется возможным. Даже правомерность републикации таких широко известных материалов, как выступления и работы М.С. Горбачева, представляется сомнительной с точки зрения закона. Ст. 19 закона разрешает публикацию «публично произнесенных политических речей» только с информационной целью.

В связи с публикацией в сети документов возникают смежные права - составителя сборника, издательства (в случае републикации сборника), комментатора, иллюстратора. Возможно, поэтому документы в сети публикуются без указания источника текста и комментариев.

Что же касается защиты прав автора интернет-публикации, она также остается чисто декларативной, почему авторы часто отказываются размещать свои работы на сайте. На практике не существует механизма, который оградил бы опубликованную в сети статью от неправомерного использования.75 С одной стороны, интернет-сайт отнесен к объектам авторского права законом «Об авторском праве и смежных правах» и законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.).76 Указание обладателя авторских прав и режима доступа обязательно при описании ресурса удаленного доступа в соответствии с требованиями ГОСТ 7-82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».77 Однако авторское право на базу данных приравнивается к авторскому праву на литературное или художественное произведение: носителем его является физическое лицо. В современных условиях, когда создателем интернет-ресурса является целый коллектив (Web-мастер, Web-дизайнер, программист и другие), это размывает понятие правообладателя.

Кроме того, в международном праве существует понятие «право базы данных». В статье российского закона оно сформулировано следующим образом: «Авторское право на базу данных признается при условии соблюдения авторского права на каждое из произведений, включенных в эту базу данных».78 Таким образом, для защиты интернет-ресурса необходимо, чтобы при его создании были соблюдены права авторов всех материалов, представленных на данном сайте.

Наконец, техническая легкость копирования материалов и сложность в обнаружении нарушений приводит некоторых специалистов к выводу, что при наличии Интернета авторское право уже не может удерживать свои позиции, и пора пересмотреть традиционное понимание правовых норм. К тому же законы об авторском праве имеют национальный характер, а Интернет - всемирная сеть, где даже локализовать правонарушение бывает сложно. Их оппоненты, правда, говорят о наступлении эры «всемирного авторского права».

Как же найти компромисс между интересами создателем сайта и пользователей, которые хотят видеть ресурсы значительно более информативными, и защитой авторского права?

Существует несколько возможных решений.

Вариант первый – ограничиться, в соответствии с буквой закона, публикацией на сайте только тех работ, разрешение на публикацию которых получено у обладателя авторских прав. Это бывает целесообразно в том случае, если в организации, создающей сайт, сложилась научная школа, исследующая какую-либо проблему, и публикация на сайте диссертаций, отчетов, тезисов конференций делает их доступными широкому читателю. Например, на сайте «Зарубежная Россия»79 (составитель и ответственный редактор С.В. Карпенко), опубликованы научные работы и учебно-методические материалы по проблемам истории эмиграции и Гражданской войны, созданные в рамках развиваемого на кафедре отечественной истории новейшего времени РГГУ научного направления.

С другой стороны, зачастую такой подход не позволяет отразить разработку проблемы в современной историографии, поскольку ограничивает публикации кругом авторов - знакомых создателей сайта, у которых можно получить разрешение, как это бывает на авторских сайтах.

Второй подход предполагает получение разрешения на публикацию у возможно более широкого круга авторов и издательств, и в частности путем приобретения лицензии на публикацию материалов в сети. Этот подход основан на зарубежном опыте, где существуют специальные организации, подобные агентству по авторскому праву и лицензированию в Великобритании, контролирующие выдачу лицензий на копирование материалов.80 Эта задача по плечу только крупным консорциумам и электронным библиотекам.

Например, в Великобритании 15 млн. ф. ст. было выделено на программу развития электронных виртуальных библиотек для учреждений высшего образования. В проекте, инициированном студентами, участвовали 65 издательств, которые заключали договоры с авторами. Журналы, энциклопедии, учебники обрабатывались на серверах издательств, а потом к ним подключались серверы университетов. Таким образом, доступ к ресурсам был бесплатным для пользователей – учреждений высшего образования.81

Подобный подход был реализован при создании Университетской информационной системы России (УИС), реализованной на сервере научного информационно-вычислительного центра МГУ им. Ломоносова. УИС формируется из первоисточников; создатели заключают соглашение с авторами и владельцами ресурсов. Для университетов доступ к системе бесплатный. Но это неосуществимо в случае создания ресурсов вузами и научными учреждениями, которые не могут взять на себя груз выплат авторских отчислений.

Еще один подход к проблеме – переложить выплаты по авторским отчислениям на плечи пользователей. Примером может служить опыт Библиотеки Конгресса США и других хранилищ, которые бесплатно предоставляют доступ к каталогам, но электронные копии документов - за плату.

Выходом из правового тупика могла бы стать републикация в сети монографий, сборников документов издательствами или архивами, которые обладают авторскими правами на публикацию в традиционной форме.82

Однако все эти примеры не решают проблемы творческого коллектива ученых или преподавателей, решившихся на создание сетевого ресурса. А именно массовое создание такого рода ресурсов могло бы существенно изменить качество исторического Рунета.

Что касается вышеописанного примера с хроникой истории постсоветской России, выход был подсказан создателями сайта по истории российского флота, сославшихся при публикации материалов на ст. 19 закона «Об авторском праве и смежных правах», которая разрешает размещение материалов «без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора» в случае цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях, «включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати». Решено было полнотекстовые публикации заменить цитатами, и составить обзор «толстых журналов» эпохи перестройки с цитатами силами студентов специализации «История постсоветской России».

Экспертиза ценности интернет-ресурсов

Лавинообразный темп создания интернет-ресурсов по отечественной истории ставит перед преподавателями вопрос о критериях оценки их качества. Проблема экспертизы ценности интернет-ресурсов возникает и в связи с проблемой отбора сайтов на хранение как источников современной истории.83 Это тем более важно сейчас, когда количество подобных ресурсов, созданных отечественными разработчиками, не слишком велико и не превышает нескольких сотен.84

Для анализа сайтов следует их классифицировать, чтобы сравнивать сходные ресурсы. При изучении интернет-ресурсов исследователи, как правило, выявляют сайты по конкретной теме - Русское зарубежье, военная история, история искусства и т.д. В информатике приняты разные классификации Wed-ресурсов. Одна из них предполагает разделение на личные страницы (проба пера одного автора), некоммерческие сайты (добровольных объединений, общественных организаций, библиотек и музеев, университетов), коммерческие сайты фирм, контент-сайты (новостные сайты, поисковые системы, образовательные ресурсы), которые занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими, «зарабатывая» на баннерной рекламе. Большинство сайтов по истории относится к некоммерческим.

Сайты, создаваемые по исторической тематике, отличаются большим разнообразием, поэтому сложно выработать единый принцип их классификации. Мы использовали метод выборки, включив в нее 323 наиболее посещаемых (по данным поисковых систем) ресурсов Рунета по истории.85 Результаты классификации ресурсов по назначению и типологии приведены в таблице 1.

Таблица 1. Разновидности сайтов Рунета по содержанию, целевому назначению и авторам

    Разновидности сайтов

    Всего

%

1. Тематические проекты (по    проблемам)

147

   45,3 %

2. Сайты истфаков вузов

52

   16 %

3. Электронные библиотеки

20

   6,3 %

4. Каталоги интернет-ссылок

16

   5 %

5. Энциклопедии, справочники

14

   4,4 %

6. Учебники, обучающие системы, авторские курсы

12

   3,8 %

7. Исторические журналы ON-Line

10

   3,2 %

8. Календари исторических дат

8

   2,5 %

9. Сборники исторических анекдотов

7

   2,2 %

10. Сайты исторических клубов, фондов и других общественных организаций

6

   1,9 %

11. Публикации исторических источников

6

   1,9 %

12. Сайты издательств

5

   1,8 %

13. Публикации трудов по истории

5

   1,5 %

14. Сайты музеев

4

   1,2 %

15. Персональные собрания сочинений

3

   0,9 %

16. Сайты коллекционеров

3

   0,9 %

17. Описи, каталоги библиотек и архивов

3

   0,9 %

18. Сайты научно-исследовательских учреждений

2

   0,6 %

Всего

323

   100 %

Перечисленные в таблице разновидности сайтов можно разбить на несколько групп по целевому назначению:

- тематические проекты, созданные с целью углубленного освещения какой-либо проблемы, направления или периода отечественной истории (№ 1 - как видно из таблицы, эта группа преобладает)86;

- представительские сайты (сайты-визитки), содержащие информацию об организации и ее разработках (№ 2, 10, 12, 14, 18) – ресурсы этой группы находятся на втором месте по количеству;

- образовательные ресурсы (№ 6);

- справочные ресурсы (словари, энциклопедии – № 4, 5, 16, 17);

- публикации (№ 3, 7, 11, 12, 13, 15).

Для оценки качества сайтов, на наш взгляд, вполне возможно применить критерии экспертизы ценности, используемые в архивоведении при отборе документов на хранение:

- критерии происхождения,

- критерии содержания,

- критерии внешних особенностей.

Однако эти традиционные критерии следует пересмотреть и дополнить специфическими критериями оценки сайтов, а также учитывать соблюдение правовых и этических норм при создании сайта.

Критерии происхождения предполагают учет при оценке качества сайта роли его авторов в разработке темы. Исходя из данного критерия, предполагается, что сайт научно-исследовательской организации, истфака вуза, тематический сайт, в разработке которого принимали участие историки – специалисты по данной проблеме, обладает большей информационной ценностью и достоверностью.

Однако изначально возникает проблема с определением авторства. Из данных таблицы 2 можно сделать заключение, что 22 % тематических сайтов, попавших в выборку, анонимны.

 Таблица 2. Разновидности сайтов по тематике и авторству

Тип сайта

Разработчики

Все

го

%

Научные организации,

вузы

Общественные организации, клубы, автор-ские кол-лек-тивы

Домашняя

Страница частного лица

Не установленны

1

2

3

4

5

6

7

Всего тематических проектов

В том числе:

15

10 %

27

18 %

72

49 %

33

22 %

147

100 %

100 %

Всеобщая история

3

6

22

6

37

26 %

История России (все периоды)

12

21

50

27

110

74 %

В том числе История России XX в.

6

13

36

13

68

46 %

Военная история России (все периоды)

1

5

28

5

39

26 %

Региональная история и краеведение (все периоды)

4

1

7

6

18

12 %

История семьи, генеалогия (все периоды)

-

1

2

6

9

6 %

Общественно-политическая история (все периоды)

-

5

1

1

7

5 %

История казачества (все периоды)

-

-

-

4

4

3 %

Освоение космоса

1

-

2

-

3

2 %

История Русской православной церкви (все периоды)

-

-

-

2

2

1,3 %

Внешняя политика

1

1

2

1,3 %

Социально-экономическая история (все периоды)

1

1

-

-

2

1,3 %

Геральдика (все периоды)

-

1

1

-

2

1,3 %

Другие темы

5

7

8

2

22

15 %

К тому же указание на участие в разработке сайта какого–либо вуза или научной организации может и не соответствовать действительности.87 Надежным способом определения авторства сайта служит упоминание о нем в эхо-конференциях, ссылки на него на других официальных сайтах, а главное - упоминание о нем в научных изданиях и периодической печати.

Однако изучение сайтов убеждает нас в том, что к интернет-ресурсам критерий авторства нужно применять достаточно осторожно. Если мы сопоставим данные таблиц 1 и 2, обращает на себя внимание тот факт, что, хотя сайты вузов и научных учреждений составляют около 17 % всей выборки, ими создается только 10 % тематических проектов. Большинство сайтов научных учреждений и вузов носит представительский характер, то есть содержит лишь краткий перечень структурных подразделений, список сотрудников и, иногда, список опубликованных научных трудов. Из 52 сайтов истфаков вузов лишь несколько содержат научно-образовательные ресурсы (электронные публикации, периодику, каталоги, базы данных, форумы, обучающие системы).88

Краткие визитки представляют собой и сайты научно-исследовательских учреждений; например, Института истории РАН.89 Исключением являются Евразийский востоковедческий сервер, о котором говорилось выше, Алтайский региональный исторический сервер90, поддерживаемый истфаком Алтайского университета. Проекты, созданные одним автором или коллективом энтузиастов, зачастую бывают значительно информативнее, что подтверждают и обзоры интернет-ресурсов.91 Не случайно 49 % всех тематических проектов приходится на авторские сайты, и 18 % - на независимые творческие коллективы. Интересно, что в каталогах интернет-ресурсов МГУ и других вузов, а также в каталоге Interhistory преобладают ссылки на авторские странички (а ведь эти каталоги ссылок составляют профессиональные историки). Поэтому критерии происхождения играют в данном случае второстепенную роль по сравнению с критериями содержания.

К критериям содержания можно отнести степень полноты и репрезентативности представленной на сайте информации по проблеме, ее достоверности и повторяемости. Например, насколько полно представлена на сайте историография и источники по проблеме, первая ли это публикация или репринт, насколько широко доступны публикуемые источники. Вынести суждение по этим вопросам может историк-специалист по проблеме, которой посвящен сайт. К этой ж группе критериев следует отнести качество публикации документов – соответствие публикации установленным требованиям, наличие предисловия, комментариев, ссылки на источник текста, правильность передачи текста, тенденциозность подборки. Процесс экспертизы становится очень трудоемким, так как он требует сличения оригинала текста с электронной публикацией. Здесь также следует учитывать такой критерий, как регулярность обновлений сайта.

В таблице 2 представлена тематика сетевых ресурсов, посвященных проблемам отечественной истории. Анализ тематики 147-ми тематических рассмотренных сайтов, вошедших в выборку, как и сайтов, вошедших в каталог Interhistory92, позволяет сделать вывод, что создателей ресурсов по отечественной истории интересуют в первую очередь проблемы истории России XX в. Среди тем, как не трудно заметить, преобладают привлекающие любителей, энтузиастов, участников реконструкторских клубов и исторических обществ. Это - военная история (прежде всего история военной техники)93, краеведение, генеалогия. На наш взгляд, наиболее качественные научно-образовательные ресурсы создаются по региональной истории и краеведению, особенно если сайт разрабатывается при участии музеев, научных организаций или вузов.94 Проблематика, которая находится в центре внимания ученых – экономическая история, социальная, политическая - представлена в сети слабо.95 

К критериям внешних особенностей следует отнести качество дизайна и его соответствие принятым в практике Web-дизайна стандартам, стилевое единство, соответствие оформления содержанию сайта. Если тематика сайта предъявляет особые требования к дизайну (например, сайт по истории искусства), то целесообразно ввести экспертные оценки качества изображения (разрешение, цветопередача и другие). К дополнительным критериям следует отнести общее удобство интерфейса, навигации по сайту, наличие поисковой системы, удобство формата с точки зрения хранения.

К правовым критерием относится соблюдение разработчиками авторских прав при размещении материалов: указания на разработчиков сайта и статуса ресурса (официальный сайт, домашняя страница, авторский проект и другие), авторства материалов и иллюстраций, а также основание для публикации материалов (разрешение автора, другие основания). Регистрация ресурса в Информрегистре также свидетельствует о его легальном статусе.

Наконец, рекомендуя ресурсы студентам, важно учитывать соблюдение этических норм их разработчиками: отсутствие на сайте пропаганды национализма96, нацизма97, насилия98, соблюдение нравственных и этических норм.

Подводя итог оценке качества ресурсов по отечественной истории, можно условно разделить их на три группы, как это сделано в таблице 3.

Таблица 3. Разновидности сайтов по качеству

Качество сайта

Количество  сайтов

% ко всей выборке

Научные

12

3,7 %

Научно-популярные

В т.ч. форумы

В т.ч. справочно-поисковые

77

4

14

28,1 %

1,2 %

4,3 %

Представительские

54

16,7 %

Прочие

166

51,3 %

Всего

323

100 %

Первая группа - ресурсы научные, которые могут быть использованы для научно-исследовательской работы, а также рекомендованы студентам высших учебных заведений по специальности история. К научным ресурсам можно отнести сайты, на которых опубликованы:

- тексты монографий, статей, тезисов докладов;

- базы данных, созданные на материалах исторических источников, в том числе полнотекстовые базы данных;

- тексты источников и отсканированные образы - при соблюдении правил научной публикации исторических документов;

- обучающие системы, мультимедийные экскурсии и экспозиции музеев и выставок;

- информационно-поисковые справочники библиотек, музеев и архивов;

- справочники и каталоги исторических ресурсов в глобальных сетях.

Несмотря на то, что в этом направлении достигнуты во второй половине 1990-х гг. большие успехи, следует признать, что создание научных ресурсов Интернета в настоящее время все еще находится в стадии становления. Этим объясняется небольшой процент ресурсов данной категории в выборке – 3,7 %.

К научно-популярным ресурсам можно отнести сайты, которые можно рекомендовать для среднего образования, а также использовать для популяризации научного знания. Наиболее распространенные виды ресурсов этой группы – тематические проекты, форумы, каталоги ссылок и справочники. Количество ресурсов этой группы более значительно – около 28 %.

Большую группу - 16,7 % - составляют и представительские ресурсы – сайты научных и учебных заведений, исторических клубов, политических движений, содержащие, как правило, не только контактную информацию, но и электронные публикации. Эти сайты выполняют коммуникативную функцию.

Таким образом, около половины - 48,7 % - всех ресурсов имеют определенную образовательную ценность. Однако, на наш взгляд, большинство ресурсов, включенных в каталоги, при оценке по вышеперечисленным критериям, не могут быть рекомендованы учащимся и студентам.

Во многом это объясняется тем, что до сих пор отсутствует стратегия создания научных информационных ресурсов по исторической тематике и концепция создания исторического сервера. Высказываются точки зрения о создании региональных исторических ресурсов, а также о создании ресурсов по отдельным направлениям исторической науки. Отсутствует согласованная политика и унификация создаваемых ресурсов по всем направлениям, начиная от уровня публикаторской и исследовательской работы до программного обеспечения, формата представления данных, структуры и дизайна сайта. Еще в 1997 - 1998 гг. на различных конференциях «количественников» поднимался вопрос о создании координационного совета по историческим ресурсам в Интернете, который взял бы на себя функции координационного и информационного центра, направлявшего работу различных учебных и научных заведений в области создания информационных ресурсов в соответствии с совместно разработанной концепцией информатизации исторического знания.

Если говорить о механизме реального воздействия ученых на качество ресурсов по историческим наукам, нам видится два пути. Во-первых, увеличение роли научных организаций и вузов в создании тематических ресурсов. Во-вторых, создание каталогов ссылок на образовательные ресурсы на сайтах вузов, основанных на строгом отборе ресурсов с применением критериев их экспертной оценки.

Примечания:


1 Есть немало примеров использования глобальных сетей как средства разрушения. Так, невинный почтовый вирус I LOVE YOU вывел из строя информационные системы европейских парламентов. А в октябре 2002 г. призрак гибели навис надо всей глобальной сетью: DOS-атаке подверглись 13 корневых серверов DNS и 10 серверов поддержки верхнего уровня. Авторитетные специалисты заявили, что если бы нападение хакеров увенчалось успехом, Интернет прекратил бы свое существование.

2 В 1993, когда в России началось динамичное развитие коммерческих компьютерных сетей - Relcom, Спринт Сеть, Совам Телепорт и других, - количество пользователей сети на территории бывшего СССР не превышало 80 000 человек (Максимович Г.Ю., Берестова В.И. Компьютерные сети передачи данных – современное средство коммуникации // Секретарское дело. 1997. № 2. С. 94) По материалам исследовательской группы NUA, основанных на статистических обзорах, на январь 1998 г. доступ в Интернет имели 101 000 000 человек, в России количество пользователей с января по октябрь 1997 г. возросло с 200 000 – 300 000 до 600 000 человек. В 1998 г. в каталоге «АУ!» было зарегистрировано около 6 000 серверов русскоязычного сегмента (Информационный бюллетень АИК. 1998. № 23. С. 191). Наконец, на 2002 г., по неофициальным данным, 8 800 000 человек, или 8 % всего населения России, являлись пользователями Интернета. По числу пользователей глобальной сети Россия попала на 11-е место после Бразилии, Мексики, ЮАР и других стран. Причем 48 % пользуются сетью в офисе, а 21 % - в университетах и институтах (МК-бульвар. 2002. 18 – 24 ноября. С. 18). По данным Российской академии образования, более 2 000 школ и около 1 000 специальных учебных заведений являлись в 2000 г. пассивными пользователями Интернета (История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 3. С. 2).

3 Господарик Ю. Интернет и изучение истории // История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 3. С. 2.

4 Владимиров В.Н. Интернет для историка: И все-таки новая парадигма! // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001. С. 279 - 289.

5 www.navy.ru

6 http://militera.lib.ru

7 http://www.ab.ru/~kleio/internet/

8 www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY/hist.htm

9 www.ruaschives.ru

10 www.museum.ru

11 Информационные технологии для гуманитариев: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Акимова, Н.М. Арсеньева, Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М.; Саранск, 1998. С. 166 - 177.

12 Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». М., 1999. С. 270.

13 Система создана как база для реализации учебных программ и исследовательских проектов по гуманитарным наукам. УИС включает ресурсы, обновляемые на регулярной основе: нормативные документы федерального уровня; стенограммы заседания ГД и Федерального собрания; статистика Госкомстата и Центризбиркома; средства массовой информации - электронные версии «Независимой газеты», «Сегодня», «Правды», «Слова», «Известий», «АИФ» и других, аналитические доклады, публикации, отчеты, статистика Российско-европейским центром экономической политики, Российской программой экономических исследований, Бюро экономического анализа.

14 ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. М., 2002.

15 Владимиров В.Н., Гарскова И.М., Киселев И.Н. Секция «Электронные ресурсы и Интернет» на VII конференции АИК // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26/27. С. 13.

16 Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26/27.

17 Одним из наиболее активных является, например, военно-исторический форум (http://www.russ.ru/forums-new/war-ist/).

18 Злобин Е.В. Internet как исторический источник для изучения военных проблем новейшей российской истории // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 1998. № 23. С. 180 - 182.

19 www.interrussia.com; www.weblist.ru, www.au.ru; www.ru и другие.

20 Например, каталог http://hronos.km.ru/page2.html; http://www.hrono.ru/index.sema; каталог на сервере КЛИО (АИК) http://www.ab.ru/~kleio/; каталог исторических ресурсов Inter History http://www.ab.ru/~kleio/internet/; каталог электронного издательства Клио-Софт http://www.history.ru/hist.htm; каталог исторических ресурсов «Интернет-история» http://vvvhistory.chat.ru/; русскоязычные Web-ресурсы http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/links.htm#01; каталог военно-морских ресурсов http://www.flot.tsi.ru/catalog/index.htm; каталог сайта МГУ http://www.hist.msu.ru/Links/D/rushissites.htm; каталог Алтайского университета http://hist.dcn-asu.ru/link.shtml; каталог: www.katalog.freeservers.com/ctalog4b.htm; каталог русских ресурсов за рубежом www.skyscout.da.ru/; одним из крупнейших в мире является каталог исторических ресурсов Канзасского университета kuhttp/cc/ukans/edu/history/WWW_history_main/html, «полезные ссылки» на сайте РГГУ http://liber.rsuh.ru/guade.html.

21 Например, биографические справочники на сайте http://www.public.ru; энциклопедический словарь по истории российской эмиграции (http://xxx.irex.ru/db/zarub/about.asp); Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн (/www.edic.ru/); энциклопедический ресурс (http://www.encyclopedia.ru/encyclopedias.html); энциклопедический словарь героев Великой Отечественной войны (www.warheroes.ru/main.asp); Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (russia.agama.com/bol/); Энциклопедия Кирилла и Мефодия для школьников (www.km.ru.news); энциклопедия мировой авиации (www.cofe.ru/avia/a/list_avia.htm), всероссийский каталог икон (www.wco.ru.icons .ru); каталог памятников русской архитектуры (www.archi.ru, раздел «каталог памятников») и другие.

22 //lcweb.loc.gov/homepage/lchp.html

23 http://www.inion.ru/product/db.htm

24 http://www.nlr.ru:8101/

25 На сайте ГПИБ России (WWW.shml.ru) размещены общий каталог, каталог периодических изданий, каталог самиздата и новой политической прессы, каталог книг кириллической печати XVI - XX вв. и каталог издательства ГПИБ. В библиотеке действует службы электронной доставки документов. На сайте библиотеки также размещен каталог интернет-ресурсов по истории культуры.

26 В сети доступны каталоги Государственной публичной научно-технической библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, государственной публичной исторической библиотеки, Государственной центральной научной медицинской библиотеки, Библиотеки РАН по естественным наукам, ВИНИТИ, библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Библиотеки Российской Академии Наук (БАН), научной библиотеки ряда ведущих вузов России, включая МГУ и РГГУ, межбиблиотечные каталоги - например, проект RUSMARC Российской библиотечной ассоциации (РБА).

27 Важнейшим каталогом, объединяющим все информационные ресурсы архивов в единую информационную сеть, является каталог «Архивы мира» Юнеско: www.unesko.org/general/end/infoserv/archives/archives.html

28 На конференциях историков не раз поднимался вопрос о том, что первоочередной задачей архивных учреждений должна стать публикация в Интернете путеводителей по архивам. В настоящее время в сети доступны каталоги ГАРФ (на все разделы 1 тома), РГАЛИ, Государственного архива Пермской области, Национального архива республики Карелия, ЦДНА и других.

29 Андерсон К.М. Новый облик архива Коминтерна // Отечественные архивы. 1998. № 1. С. 17 - 20; Презентация проекта «Компьютеризация архива Коминтерна» // Вестник архивиста. 1997. № 6. С. 124.

30 Например, опись фонда 67 «Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска» на сайте государственного архива Омской области; каталог единиц хранения (то есть описи) Государственного архива Пермской области; описи посольских книг (РГАДА) на Евразийском востоковедческом сервере, ряд тематических и именной каталог Национального архива республики Карелия, кинокаталог и фотокаталог РГАНТД, каталог документальных фильмов РГАКФД, каталог фотодокументов ЦГА КФФД СПБ.

30 Проект, реализованный творческим коллективом под руководством К.А. Наседкина на базе государственного Дарвиновского музея, на основе которого планируется создание сети культурного наследия России.

31 Ссылки на сайты музеев мира на сервере «Russia on line» содержит проект «Музеи реального мира».

32 Иногда на сайтах музеев публикуются краеведческие статьи и другие материалы (например, на сайте Алмазного фонда, Азовского краеведческого музея, археологического музея-заповедника «Танаис», Тамбовского краеведческого музея).

33 Согласно информации сайта «Архивы России», в программе участвуют Росархив совместно с МИД России, Генштабом ВС России и РАН. Программа предусматривает изучение 13-ти проблем и публикацию по ним ряда документальных сборников и справочников. К сожалению, описание программы, реализуемой с 1998 г., не дает представление о том, планируется ли разместить часть информации в глобальной сети.

34 http://archives.karelia.ru/nark/projects/mosaic

35 ISAD(G): Общий Международный стандарт описания архивных документов. Утвержден специальной комиссией по стандартам описания. Стокгольм, Швеция, 21 - 23 января 1993 г. Секретариат комиссии MCA по стандартам описания. Оттава, 1994.

36 http://history.machaon.ru/about/otred/index.html

37 www.dvaveka.pp.ru.

38 http://www.historia.ru/

39 Журнал Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства http://www.kemsu.ru/org/sapar/vestnik.html

40 Исключение составляют немногие издания: «Исторический архив» -http://www.rosspen.com/R/histarch/index.shtml (материалы не обновлялись в течение года); «Военно-исторический журнал», «Вопросы истории естествознания и техники», «Век XX и мир» (за 1990 - 1995 гг.) - http://www.russ.ru/antolog/vek/ и некоторые другие.

41 www.techno.ru/vivovoco/

42 Например: http://www.hist.ru

43 ng.ru

44 Например, знаменитая «библиотека Мошкова» - www.lib.ru; «Русские галереи» - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY/hist.htm; «История России» - http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/Stand_Russ/index.html; http://militera.lib.ru.

45 Например, на сайте проекта «1812 год» помещено 45 полнотекстовых электронных книг, в том числе научных трудов – Тарле, Клаузевица и других авторов (www.museum.ru/ museum/1812). Подборку научных трудов можно обнаружить на сайтах «Заброшенное прошлое окрестностей Петербурга» (http://www.klio.spb.ru/) и «Россия – Финляндия. Советско-финская война» (http://around.spb.ru/finnish\).

46 http://www.ssu.samara.ru/campus/rio

47 Например, на сайте Фонда Л.Н. Гумилева (http://www.ssu.samara.ru/campus/rio); сайте о творчестве Н. Эйдельмана http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM. Сайт фонда Л.Н. Гумилева очень информативен и содержит публикации не только трудов знаменитого историка, но и авторов, разделявших его научную концепцию - А.А. Васильева, Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого.

48 Информация сайта «Архивы России».

49 http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm

50 Например, в разделе «Древний Восток» единственный сайт научного учреждения - сайт электронной библиотеки Института философии РАН, но и в этой электронной библиотеке нет указания на источник текста и комментариев. Остальные сайты - «Упельсинкина страничка», «Древний мир» - создания энтузиастов, не имеющих исторического образования.

51 Так, Соборное уложение 1649 г. опубликовано по изданию 1960 г., а не 1986 г. Текст «Манифеста 19 февраля 1861 г.» приводится по учебному изданию «Законодательство России X - XX вв.», а не по Полному собранию законов или архивному первоисточнику.

52 Интересно, что на этот сайт есть ссылка в библиотеке электронных ресурсов МГУ.

53 http://www.fstanitsa.ru

54 Давлетшина Н.В. Массивы материалов СМИ как исторический источник по российской истории новейшего времени // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. С. 292.

55 nel.nns.ru. Публикации источников по истории постсоветской России и справочников (например, база данных «Современная Россия») представлена также на сайте «Духовное наследие» (nasled.ru), сайтах новостных агентств и СМИ (например, «Русского журнала» (www.rus.ru); сайта, посвященного толстым журналам – «Журнальный зал в “Русском журнале”» (http://magazines.russ.ru/), сайта издательства «Вагриус» (http://www.vagrius.com); архива «Независимой газеты» (http://ng.ru/1999-12-22/). На сайте «Русского журнала» осуществлена републикация двух сборников документов «Хроника путча 1991 г.» (www.russ.ru/antolog.1991/) и «Хроника путча 1993 г.» (www.russ.ru/antolog.1993/).

56 В Интернете доступны сайты Лувра (WWW. mistral.culture.fr/louvre/louvrea.htm); Музея Метрополитен (www.metmuseum.org); галереи Уффици (www.uffizi.firenze.it/welcomeE.htm) и других.

57 Так, краткое описание коллекции и иллюстрированный каталог экспозиций содержит, например, сайт Государственного исторического музея (http://www.shm.ru/). Исключением являются, например, сайт Центрального музея авиации в Монино, на котором можно ознакомиться с виртуальной экспозицией (http://www.monino.ru/index.sema?a=pages&id=11); сайт музея Кижи (www.soros.karelia.ru/projects/1998/kizi), дающий возможность осуществить виртуальную экскурсию; виртуальный музей истории и культуры Сибири (sati.archaelogy.nsc.ru/virtual-e.htm).

58 Например, виртуальная выставка кораблей русского флота на сайте «Русский флот» (www.navy.ru/main.htm, раздел «Кают-кампания»). Существует несколько сайтов по военной археологии периода Второй мировой войны. Из «гражданской» тематики можно назвать виртуальный музей петербургского трамвая, созданный Санкт-Петербургским трамвайным историческим обществом на сайте http://www.mapserv.com/railnet/r/pages/piter_tram_about_fund.htm

59 Голованов.Е.И., Гобунов Д.Н., Васильев Д.Д. Концепция сети распределенных сайтов евразийского востоковедческого сервера // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» 1998. № 23. С. 176 - 178.

60 Обучающие системы по отечественной истории на CD-ROM создаются в основном для школьников: например, продукты издательства «Кордис-медиа» «История России и ближайших соседей» (совместно с издательством «Аванта+»), учебник «Москвоведение» и другие. В Ростовском государственном университете разработан электронный учебник «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до февраля 1917 г.» (Н.В. Самарин и другие). Из реализованных в последнее время можно назвать научно-популярные проекты «Мультимедийная история Казахстана» (разработанный при участии института этнологии им. Ч. Валиханова) и «Золотой человек» (описания и изображения археологических находок IV – III в. до н.э., найденных на раскопках кургана Иссык), и даже компьютерную игру издательства «Медиа Хаус» «Загадки Сфинкса», созданную при участии ученых сектора проблем информатики РАН.

61 Продукт предназначен для работы на одном компьютере и в локальной сети компьютерного класса. Через Интернет можно получить обновления к учебнику. На сайте издательства «Клио-Софт» (WWW.history.ru/index.htm) также можно ознакомиться с описанием учебника (одной из 248 мультимедийных лекций). Данный учебник, подготовленный большим коллективом авторов (А.А. Данилов, Л.Г Косулина и другие.), неоднократно подвергался критике как с содержательной стороны, так и с точки зрения образовательной стратегии (См., например: Балыкина Е.Г. Новые тенденции в развитии информационных технологий в образовании // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». М., 1999. № 24. С. 72). Его новая версия переработана с учетом этих замечаний.

62 Например, сайт «Династия Романовых», созданный на основе CD фирмы «Коминфо» (www. online.ru/sp/cominf/romanov).

63 Очень популярен в сети курс Б.В. Личмана «История России с древнейших времен до наших дней» (М., 1995). Наряду с трудами известных историков в сети множество работ А.Т. Фоменко, А.К. Гуца, а самым информативным сайтом по истории средневековой России является сайт группы «Новая хронология». Два «антифоменковских» сайта, ссылки на которые есть на сервере истфака МГУ, из-за невысокого качества дизайна выглядят на его фоне несколько бледно.

64 Так, электронный архив учебных пособий (в формате zip) предоставлен пользователям на сайте истфака Калининградского университета, на сайте Казанского университета есть аннотация учебного пособия по истории России до XVIII в., подготовленного под руководством профессора Ермолаева, но нет ссылки на само пособие. На сайте гуманитарного факультета Новосибирского университета опубликована хрестоматия по истории Древнего мира и ряд страничек по спецкурсам по всеобщей истории. На сайте Петрозаводского университета – две Web-странички, посвященные спецкурсам по истории России.

65 Данные проекты были реализованы как для издания на CD-ROM, так и для публикации в сети на сервере РГГУ www.rsuh.ru.

66 Афанасьев Ю.Н., Шеховцов С.Г. Путь гуманитарного университета: опыт рефлексии // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда: Материалы всероссийской научно-методической конференции 1 - 4 февраля 1994 г., Голицино. М., 2000. С. 166.

67 Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Методологические проблемы построения новой образовательной среды историко-научного знания // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда. С. 88 - 93.

68 Например, форум на сайте Новосибирского университета.

69 Так, например, в рамках проекта «Гармония», организованного Государственным департаментом США в 1996 - 1999 гг., было реализовано пять международных телекоммуникационных проектов для России и семь межшкольных коммуникационных проектов, в числе которых «Итоги XX века», «Семь чудес российской истории» и другие. (История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». №. 2000. № 3. С. 2).

70 Компьютерная обучающая система «Архивистика». Путеводитель по архивным технологиям (http://iai.rsuh.ru/saien/pybl/fad_2001.shtml). История России, 1985 - 2000. – postsov.rsuh.ru (Проект в стадии разработки).

71 «Запись произведения в память ЭВМ» при размещении данных на сервере, также по закону является его воспроизведением.

72 Хотя эксперты международной организации ТАСИС настаивают на 75-летнем сроке.

73 К такому категоричному выводу пришла, например, Ю. Юмашева в результате тщательного изучения отечественных и зарубежных законодательных актов по авторскому праву (Юмашева Ю.Ю. Дорога в ад вымощена благими намерениями: Нормативно-правовое рондо // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. С. 371 - 409).

74 Например, деятельность службы «Русский курьер» РГБ. Статья Закона «Об авторском праве и смежных правах» о репродуцировании (ст. 20) не распространяется на эту деятельность, так как «репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме». («Ст. 20. […] Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:… 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях». В 2000 г. библиотеки в порядке эксперимента перешли на «электронную доставку документов». После этого в рамках развития Либнета была поставлена задача реализации и программы «Электронные библиотеки России» – публикации не только каталогов, но и самих электронных документов. При этом выработка нормативно-правовой базы в концепции этой программы отнесена лишь к третьей стадии реализации программы.

75 По этой причине научные руководители зачастую запрещают студентам публиковать сайты по темам дипломной работы до защиты диплома.

76 Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» предоставляет автору «исключительное право» производить или разрешать выпуск, воспроизведение, распространение и модификацию программы, при этом совершено не давая ответа на вопрос, каким образом автор может отследить и доказать каждое копирование его программы или базы данных. В большинстве европейских законов есть исключения: позволяется без разрешения автора «справедливое распределение» (в английском законодательстве), «справедливое использование (в законе США) и «личное копирование» (в большинстве европейских законов).

77 Вот пример такого описания:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997. — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

78 Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» // Собрание законов Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1621. Ст. 5.

79 zaross.rsuh.ru

80 В нашей стране с этой целью также создано Российское общество по  мультимедиа и цифровым сетям (РОИС).

81 Михайлов О.А. Новое в поиске в Интернете по источникам 2000 г. М., 2001. С. 28.

82 Например, английское издательство “Chedwisk Healey” публикует либо свои репринты, либо произведения по соглашению с автором.

83 Вопрос о хранении интернет-ресурсов поставил Ю. Бурхард в докладе на XV Международной конференции ассоциации «История и компьютер» в 2001 по теме «Архивирование информации, существующей в Интернете». В США и Швеции существуют первые архивы, собирающие информацию из глобальной сети. Инициатором дискуссий вокруг этой проблемы была Е.В. Боброва (Боброва Е.В. Интернет-документ как объект архивного хранения // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26/27. С. 108 - 114).

84 Большинство исследователей ограничивалось простым обзором ресурсов. Исключение составляет работа Г.С. Маевского, в которой выработано 11 критериев оценки сайтов по истории искусства. В том числе критерии, позволяющие оценить как содержание сайта (типы ресурсов, жанры работ), так и дизайн сайта, удобство навигации и другие. Для итогового анализа сайтов был выработан критерий «образовательной полезности» ресурса (см.: Маевский Г.С. Отечественное искусство XX в. и Интернет: Цифровая эстетика // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 1998. № 23. С. 182 - 184).

85 При составлении выборки были использованы каталоги Yandex, Rambler, IterHistory , электронная библиотека МГУ, каталог WWW-ресурсы по истории России.

86 Например: «Великая Отечественная под водой» (http://town.ural.ru/ship); «Похороны Сталина» (http://stalin.narod.ru/stalin.htm).

87 Поэтому существует понятие «официальный сайт организации».

88 К таким «исключениям», на наш взгляд, следует отнести сайты истфаков и аналогичных им подразделений Казанского, Удмурдского, Петрозаводского, Новосибирского университетов, МГУ, РГГУ.

89 Исключением, пожалуй, является сайт Центра антиковедения СПбГУ, который содержит библиотеку электронных публикаций монографий и статей по истории античности, материалы конференций, обширный каталог интернет-ресурсов.

90 http://hist.dcn-asu.ru/

91 Например, сайт «1812 год», созданный независимым творческим коллективом, был отмечен за «фундаментальный подход авторов, сочетающий академичность и простоту подачи материала, что, безусловно, делает «1812 год» одним из самых популярных на сегодняшний день ресурсов». Одним из наиболее информативных сайтов по истории XX в. является сайт по истории советской космонавтики, авторский ресурс Александра Красникова (space.hobby.ru). Помимо справочников о космонавтах, конструкторах, проектах, космодромах, библиотеки и фотоархива на сайте выложена база данных по запускам, осуществленным всеми космических держав, созданная по материалам прессы.

92 В каталоге Interhistory приведено 314 ссылок на русскоязычные ресурсы по истории, которые по тематике и хронологии распределяются следующим образом:

                      Тема

Количество ссылок

Организации исторического профиля

114

Отечественная история

В том числе

По истории XX в.

Современной истории

Истории и краеведению регионов России

63

11

6

33

Всеобщая история

45

Электронные публикации и издания

27

Специальные исторические дисциплины

16

История стран СНГ

12

Каталоги исторических ресурсов

10

Нетрадиционная история

5

История исторической науки, персоналии

4

Историческое образование

3

Этнология и историческая антропология

3

Неклассифицированные ресурсы

1

Библиографические ресурсы

2

Всего:

314

93 Наиболее популярные ресурсы: сайт по истории войн «всех времен и народов» - «Боевая техника древности» (Xlegio.engoi.ru/); «История военно-морского флота конца XIX - начала XX вв.» (www.batterships.spb.ru); «Флот в русско-японской войне» (www.dhs.com.ua/flot); «Флот в Первой мировой войне» (www.infoart.ru/history/navy/index.htm); «История флота СССР» (lgg.ru/’himik/); «Наваль» - история флота (www.uw.ru/msvirin/naval/index.htm); «Пыль веков» - материалы о Первой и Второй мировой войне (www.machaon.ru/hist/); История русско-японской войны (www.chat.ru/”rus_japan/); «РККА - исторические материалы» (с 1918 г. до 1945 г.) - http://www.rkka.ru/; авторский сайты по военной истории России - http://www.genstab.ru/; сайт по Афганской войне (http://www.afghanwar.spb.ru/); сайт по истории отечественной бронетанковой техники «Броня» (http://armoured.vif2.ru/).

94 История Новгорода (http://novgorod.ru/city/history/) и другие.

95 Один из наиболее информативных сайтов по истории репрессий и политического инакомыслия – сайт общества «Мемориал» (www.memo.ru), который содержит публикации статей и документов по истории карательных органов, истории ГУЛАГА, истории инакомыслия, описание документов архива и экспозиции музея НИПЦ «Мемориал», электронную библиотеку.

96 Так, например, создатели ресурса «Русское небо», на раздел которого «Страницы истории» имеются ссылки в библиотеке электронных ресурсов МГУ, проповедуют националистические идеи (http://www.rus-sky.com/history/revolut.htm).

97 Поражает огромное количество сайтов по археологии Третьего рейха, хотя их авторы ссылаются на то, что не в коей мере не проповедуют идеологию фашизма. Двойственные чувства также вызывает публикация плакатов нацистской Германии, многие из которых носят антисемитский характер.

98 Например, главная страница сайта клуба «Милитаризм» вызывает эмоциональный шок. Однако сам ресурс довольно содержателен, содержит обширную библиотеку, публикации документов (http://www.militarism.ru/).

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru