Новый исторический вестник

2003
№1(9)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Вадим Крейд

ГУЛЬ РОМАН БОРИСОВИЧ (1896 – 1986)

Писатель Роман Гуль родился 1 августа 1896 г. в Киеве, в дворянской семье. В раннем детстве и в гимназические годы жил в Пензе. Часто бывал в уездном городе Керенске, в усадьбе деда Сергея Петровича, председателя Керенской уездной земской управы и предводителя дворянства; там ощутил, как он писал в очерке «Отрочество», «прелесть и радость всего мира…, где все решительно счастливы». Отец его – Борис Сергеевич – занимался юридической деятельностью, имел дом в Пензе и поместье Конопать в Инсарском уезде (умер в 1913 г.). Роман побывал с родителями в Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. В 1914 г., после окончания 1-й мужской гимназии в Пензе, поступил на Юридический факультет Московского университета. Увлекся философией, слушал курс «Введение в философию» у известного культуролога и ученого-правоведа Ивана Ильина.

Р.Б. Гуль
Р.Б. Гуль

Летом 1916 г., когда он перешел на 3-й курс, его год был мобилизован. По окончании 4-месячной Московской школы прапорщиков он был произведен в офицеры и выпущен в 140-й запасный пехотный полк, стоящий в Пензе. Весной 1917 г. был направлен с пополнением на Юго-Западный фронт, где попал в 467-й пехотный Кинбурнский полк. Участвовал в боевых действиях, последовательно занимая должности младшего офицера, командира роты, полевого адъютанта командира полка. После захвата власти большевиками, получив известие, что крестьяне сожгли усадьбу, покинул армию и вернулся в Пензу.

В декабре 1917 г., получив предложение своего командира полковника В.Л. Симановского прибыть на Дон и принять участие в вооруженной борьбе с большевиками, вместе со старшим братом Сергеем (родился в 1895 г. – умер в 1945 г. во Франции) уехал в Новочеркасск. В январе 1918 г. в чине прапорщика вступил в Добровольческую армию. Сначала служил в офицерском партизанском отряде полковника Симановского, затем, когда при реогранизации армии в станице Ольгинская отряд был влит в Корниловский ударный полк, - рядовым этого полка, в составе которого и принял участие в 1-м Кубанском («Ледяном») походе. Был ранен и по возвращении армии на Дон находился на лечении в Новочеркасске. По выздоровлении, в начале осени 1918 г., подав рапорт об увольнении, вместе с братом покинул Добровольческую армию и уехал в Киев к родным. В октябре вступил в офицерскую дружину для защиты Киева от наступающих украинских частей С.В. Петлюры. 14 декабря, когда петлюровцы заняли город, вместе с дружиной сдался в плен. В последних числах декабря, в связи с наступлением на Киев войск советского правительства Украины, в составе группы в несколько сот офицеров был вывезен эвакуировавшимися немцами в Германию. С января 1919 г. Р. Гуль жил в лагере для перемещенных лиц Гельмштадт, работал на лесоповале. «Мысль записать все, что я пережил и видел в гражданской войне, — рассказывает Гуль в воспоминаниях «Я унес Россию», — засела во мне… Так я и написал свою первую книгу “Ледяной поход”». Написана она была на основе сохранившихся дневниковых записей. В 1920 г. отрывки из книги были опубликованы в эмигрантском журнале «Жизнь», издававшемся в Берлине.

После их опубликования, в том же 1920 г., он переехал на жительство в Берлин, где был принят на работу в редакцию журнала «Жизнь». В Берлине - в то время столице Российского зарубежья - Гуль знакомится с писателями, поэтами, критиками из Советской России, приезжавшими в Германию в начале 20-х гг. — с Б. Пастернаком, С. Есениным, Е. Замятиным, К. Фединым, Б. Пильняком, Ю. Тыняновым. Еще многочисленнее были встречи с писателями-эмигрантами — В. Ходасевичем, А. Ремизовым, М. Осоргиным, Ф. Степуном, Б. Вышеславцевым, А. Белым, Ю. Айхенвальдом, Н. Оцупом, Сашей Черным, Г. Ивановым (с которым много позднее, в 50-е гг., Гуль продолжал активно поддерживать связь и опубликовал свою с ним «Переписку через океан»), М. Цветаевой (14 ее писем к Гулю напечатаны в «Новом Журнале», 1959, № 58). Гуль регулярно бывал на собраниях берлинского Дома искусств, и таким образом круг литературных знакомств чрезвычайно расширился. Тому же способствовала его работа с 1922 г. секретарем редакции известного критико-библиографического журнала «Новая русская книга». В нем печатались его литературно-критические статьи и рецензии на произведения В. Брюсова, З. Гиппиус, М. Зощенко, Б. Пильняка, В. Шкловского, А. Толстого, А. Ветлугина и других современных авторов. Одновременно он сотрудничал в газете «Накануне», основанной в марте 1922 г. С середины 1923 до середины 1924 гг. Гуль был редактором «Литературного приложения» этой газеты. Печатался он и в других берлинских периодических изданиях - «Голос России», «Русский эмигрант», «Время».

Результатом знакомства с А. Белым явилась книга Гуля «Пол в творчестве» (1923 г.). В том же году вышла отдельным изданием повесть о жизни в эмигрантов «В рассеяньи сущие». Эмигрантский опыт стал содержанием и другой его книги — «Жизнь на фукса» (1927 г.). Вышедшая в следующем году книга «Белые по черному» представляет собой очерки о русских беженцах в Африке; написана она была по рассказам русского эмигранта, вернувшегося из Африки в Европу. В конце 20-х гг. Гуль обращается к историко-биографической художественной прозе и сразу получает признание как мастер этого жанра. Опубликованный в 1929 г. роман об эсере-террористе Б.В. Савинкове «Генерал БО» был переведен на немецкий, французский, испанский, английский, польский, литовский и латышский языки. Много лет спустя, когда Гуль жил в Америке, он переработал этот роман и выпустил его в 1959 г. под названием «Азеф». «На первом месте в романе не Азеф, а Савинков… — писала в отзыве на эту книгу поэтесса Екатерина Таубер. — Пришел новый человек, переставший быть человеком… Азеф — просто машина, идеально и расчетливо работающая в свою пользу… Более убийственной картины подпольного быта трудно придумать» (Новый Журнал. 1959. № 58). Сюжеты из жизни исторических личностей интересовали Гуля как романиста и в дальнейшем. Роман «Скиф» посвящен судьбе знаменитого анархиста М.А. Бакунина и охватывает годы царствования Николая I. К этому роману, напечатанному в 1931 г., Гуль так же, как и к своему «Генералу БО», вернулся в 50-е гг., основательно переработал его и переиздал под названием «Скиф в Европе».

Три книги документально-художественных очерков, написанных и изданных в 30-е гг., представляют собой серию портретов известных большевиков (военных и чекистов): М.Н. Тухачевского, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, В.К. Блюхера, Г.И. Котовского, Ф.Э. Дзержинского, В.Р. Менжинского, Я.Х. Петерса, М.И. Лациса, Г.Г. Ягоды. В книге «Дзержинский» писатель прослеживает возникновение и разгул красного террора. Издать ее в фашистской Германии Гулю не разрешили (она вышла в Париже в 1936 г.). «В гитлеровской тоталитарной Германии я не мог психологически и душевно жить… — пишет он в книге «Я унес Россию». - Всем существом захотел я вырваться из этого коричневого тоталитаризма на свободу». Когда он уже готов был уехать из Германии, летом 1933 г. он неожиданно был арестован. Вменив ему в вину немецкое издание романа «Генерал БО», нацисты заключили его в концлагерь Ораниенбург. Через месяц был освобожден с объяснением, что его арестовали «по недоразумению». Вскоре, в сентябре, ему удалось вместе с семьей выехать во Францию. Свое пребывание в лагере Гуль подробно описал в книге «Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере» (1937 г.).

С сентября 1933 г. Гуль жил в Париже, сотрудничал в «Последних новостях», «Современных записках», «Иллюстрированной жизни» и других эмигрантских изданиях. Более полугода провел в Лондоне, участвуя в постановке фильма по роману «Генерал БО». По этому же роману была поставлена русским театром в Париже пьеса «Азеф». В начале Второй мировой войны Гуль уехал из Парижа на юг Франции, департамент Лот-э-Гаронн, в свободную зону. Там он арендовал небольшие фермы, вместе с семьей зарабатывая на жизнь крестьянским трудом. «Мы с женой решили превратиться в самых настоящих крестьян», — рассказывает он в автобиографии (Новый Журнал. 1986. № 164).

В Париж вернулся через два месяца после окончания войны. Здесь он заканчивает автобиографическую книгу «Конь рыжий». В 1946 г. ее печатает из номера в номер нью-йоркский «Новый Журнал», с которым, начиная со времени первой публикации, будут тесно связаны сорок лет его жизни. В рецензии на отдельное издание «Коня рыжего» Г. Иванов определил характер и особенности книги: «Это история жизни автора, сплетенная с историей «роковых минут» России и мира. Это сознательное суждение о мире, о себе, о своем прошлом, требующее раздвоения, диалога со своей душой. И диалога души с миром» (Иванов Г. Третий Рим. Тенафлай (США), 1987. С. 321). В 1948 г. Гуль создал в Париже политическую антитоталитарную группу «Российское народное движение», издававшую журнал «Народная правда» (сам был его редактором). Переехав в 1950 г. в США и поселившись в Нью-Йорке, он продолжал редактировать этот журнал. Некоторое время работал на радио «Свобода».

В 1951 г. Гуль стал ответственным секретарем «Нового Журнала», который он считал «лучшим русским журналом не только за рубежом, но и во всем мире». Основанием для столь решительного утверждения было понятие свободы, в особенности свободы творческой. «Советские журналы, — писал он в автобиографии, подтверждая свой вывод, — продолжают оставаться несвободными». В 1959 г., после смерти М.М. Карповича, многие годы возглавлявшего «Новый Журнал», Гуль вошел в состав редакторского «триумвирата» (вместе с Ю. Денике и Н. Тимашевым). С 1966 г. стал главным редактором. Эта работа продолжалась 27 лет, и под его редакторством (большей частью единоличным, а в некоторые периоды - совместным с соредакторами) вышло 105 томов. Подводить итоги этому труду — значит, говорить о половине истории «Нового Журнала», о 3 тысячах публикаций на 30 тысячах страниц. При этом множество произведений переросло значение просто очередной журнальной публикации и стало долговременным достоянием русской литературы, историографии, философии, публицистики. Редактирование самого престижного в Зарубежье журнала он понимал как «всероссийское дело» и в конце жизни говорил: «Культура старой России всегда была со мной и продолжает во мне жить. Поэтому чувствование себя русским эмигрантом, вероятно, основано в первую очередь на этом» (Новое русское слово. 1985. 13 авг.).

Гуль был одним из наиболее активных авторов журнала. Его статьи, эссе, рецензии и другие публикации находим в 130 номерах, начиная с 1946 г. Лучшие эссе собраны в книгах «Одвуконь» (1973 г.) и «Одвуконь 2» (1982 г.). Смысл этого названия Гуль поясняет в предисловии: «После большевицкого переворота русская литература пошла одвуконь. Часть ее осталась в своей стране, а часть выбросилась на Запад, в свободные страны, став русской эмигрантской литературой. Так — одвуконь — русская литература жила полвека». Здесь представлены эссе и заметки о Б. Пастернаке, А. Ахматовой, Н. Клюеве, И. Эренбурге, М. Булгакове, Б. Окуджаве и вместе с тем о писателях и поэтах зарубежья — о Г. Иванове, М. Цветаевой, В. Вейдле, Г. Адамовиче, И. Одоевцевой, И. Чиннове, А. Седых, Н. Берберовой, Л. Ржевском, Н. Нарокове. В ответ на эссе о Г. Иванове последний писал Гулю: «Ваша статья блестяща и оглушительно талантлива… Никто так о поэзии не умеет писать да и очень редко кто вообще умел… И я как читатель прочел и перечел, насладившись, забывая того Георгия Иванова, которого, м. б., ошибочно понимаю по-своему — видя и принимая целиком того Г. Иванова, которого преподносит Гуль».

В «Новом Журнале» печатались также и его мемуары «Я унес Россию». Отдельным изданием 1-й том с подзаголовком «Россия в Германии» вышел в 1981 г., 2-й («Россия во Франции») — в 1984 г., 3-й («Россия в Америке») был издан посмертно — в 1989 г. В интервью, данном газете «Новое русское слово» (1985. 13 авг.), Гуль определил задачу, которую поставил перед собой, работая над мемуарной трилогией: «Я хотел дать художественно-исторический набросок всей эмиграции… Мне хотелось запечатлеть, какая это была большая культурная сила». Критики справедливо называли его «летописцем русского зарубежья». «Гуль всегда был неуемно любознательным: его кровно интересует всякий встреченный на его жизненном пути человек; он замечает и крепко запоминает любое явление, свидетелем которого был. Советские и эмигрантские литераторы и артисты, «осколки разбитой вдребезги» русской интеллигенции, театры и печать русского зарубежья, ночные таксисты — бывшие полковники и генералы. Весь этот люд живет в его художественной мемуарной прозе и в его летописных хрониках» (Филиппов Б. Памяти Р.Б. Гуля // Новый Журнал. 1986. № 164. С. 10).

Скончался Роман Борисович Гуль 30 июня 1986 г. в Нью-Йорке.

Сочинения:

Гуль Р. Ледяной поход // Белое дело. Избранные произведения в 16 кн. Кн. 2. Ледяной поход. М., 1993.

Гуль Р. Киевская эпопея // Белое дело. Избранные произведения в 16 кн. Кн. 2. Ледяной поход. М., 1993.

Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. В 3 т. Т. 1. Россия в Германии. Нью-Йорк, 1981; Т. 2. Россия во Франции. Нью-Йорк, 1984; Т. 3. Россия в Америке. Нью-Йорк, 1989.

Литература:

Крейд В. Первая эмиграция в «Новом Журнале» // Зарубежная Россия. СПб., 2000.

Пирожкова В. Памяти Р.Б. Гуля // Новый Журнал. 1986. № 164.

Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж; М., 1996.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru