Новый исторический вестник

2002
№3(8)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Р.И. Розовская

«ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ»:
ПУТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В современной России, в отличие от России постперестроечной, уже нет такого количества партий-однодневок, которое было в начале 90-х гг., когда на общество повеяло дурманящим запахом свободы. Тогда партии росли как грибы после дождя и так же быстро прекращали свое существование. Так что можно сказать, что до наших дней дошли только особенно упорные и целеустремленные партии и общественные объединения. Такова ситуация в мире «взрослой» политики.

Ситуация с молодежными организациями и объединениями еще проще: в России практически отсутствуют самостоятельные молодежные политические движения, сколько-нибудь заметные на политической арене. «Живучие» движения возникают и явно действуют исключительно под эгидой старших товарищей, то есть молодежные партии непременно являются отделениями «взрослых» партий. Такая ситуация сложилась на всех направлениях: на левом, правом и центристском.

Следует отметить, что в период президентства Б.Н. Ельцина расстановка политических сил коренным образом отличалась от современной: тогда на политической арене «правые» и «левые» являлись основными действующими лицами. Сейчас же можно говорить о центре как о ведущей политической силе в России. Эта тенденция не могла не коснуться молодежи. Проявлением этой тенденции стало, в частности, возникновение и усиление молодежной организации «Идущие вместе».

В настоящей статье делается попытка изучить состав, структуру, программные документы, цели и задачи этой молодежной организации, реализуемые ею проекты и проводимые ею социально-политические акции, а также реакцию, вызываемую ими у СМИ и общественности. В качестве основного источника были использованы материалы, находящиеся на центральном сайте организации. Были проанализированы также публикации, появлявшиеся в СМИ, преимущественно электронных, в связи с проводимыми ею акциями.

Молодежная организация «Идущие вместе» официально существует больше двух лет: она зарегистрировались в качестве  региональной общественной организации 14 июля 2000 г. Спустя год, 13 июля 2001 г., она зарегистрировалась в качестве общероссийской общественной организации, получив свидетельство о регистрации № 4070. Благодаря тому, что филиалы организации имеются во многих городах Российской Федерации, организация насчитывает около 50 000 человек, из которых 80 % - студенты. Возраст ее членов в основном колеблется от 15 до 25 лет.[1]

Организация существует на деньги различных спонсоров, в числе которых - несколько крупных компаний и банков.

Своей основной целью «Идущие вместе» считают содействие воспитанию духовно, нравственно и физически здоровой молодежи, способной обеспечить реальное возрождение России, а также содействие построению демократического общества.[2]

Чтобы достичь этих целей, «Идущие вместе» намерены решить целый комплекс задач.

Несмотря на часто декларируемую лояльность власти, первичной задачей своей организации они считают охрану и защиту самих себя, а заодно и всей молодежи, от произвола государства.

В частности речь идет о защите права на всеобщее бесплатное образование.[3]

Кроме того, «Идущих вместе», как и другие молодежные организации право-центристского толка, очень интересует вопрос о свободе самоопределения в военной службе. Они намерены добиваться возможности альтернативной службы для тех молодых людей, которые, согласно своим принципам или религиозным убеждениям, не считают для себя возможным защищать родину с оружием в руках. Практически во всех слоях общества молодежь по различным причинам пытается добиться права не воевать. Эта потребность скорее всего была вызвана войной в Чечне, а также обрушившимся валом информации о дедовщине в армии, волне дезертирств и тому подобных «антирекламных» для армии случаев.

Помимо вопросов, связанных с образованием и службой в армии, «Идущие вместе» намерены взять на себя защиту тех молодых людей, которые стали объектом нападения и унижения со стороны правоохранительных органов. Речь идет о произволе милиции, который часто бывает направлен именно на молодежь.

Они, в частности, протестовали против так называемой «облавы на призывников», которую произвели правоохранительные органы Москвы осенью 2001 г.[4]

Кроме того, организация ставит целью сохранение и охрану центров молодежной культуры.

В декларациях «Идущих вместе» часто присутствуют элементы юношеского максимализма и идеализма в оценке ситуации и своей роли в общественной жизни. Они заявляют: «Мы стремимся стать реальной силой, мы стремимся к тому, чтобы общество уважало «Идущих вместе», чтобы, увидев нас на улице, на площади, под окнами свои роскошных офисов бизнесмены и власть предержащие опускались с небес на землю, забывали о своем всемогуществе, понимая, что есть силы, не подвластные им. Чтобы простые люди видели - есть те, кто заступится за их детей. Есть еще люди, чьи интересы не ограничены толщиной кошелька».

Второй блок задач, которые ставят перед собой «Идущие вместе», - формирование духовного облика современной молодежи. Они считают необходимым разрушить многочисленные стереотипы, существующие в сознании молодежи, пришедшие из недалекого «застойного» прошлого, из тюрем и подворотен, а также почему-то «с Запада». По их мнению, «недопустимо торговать наркотиками, плевать на родителей и старших вне зависимости от того, правы они или нет, воровать вместо того, чтобы работать, и гордиться этим».[5]

Третий блок задач связан с ролью самой организации в обществе и формированием своего имиджа. «Идущие вместе» стремятся сформировать отношение к своей организации как к силе, которая всегда там, где нужна позитивная энергия, сплоченность и активная жизненная позиция.

Четвертый блок частично перекликается с первым, но имеет больше экономическую, чем юридическую направленность. «Идущие вместе» намерены бороться за возвращение утраченных социальных льгот и гарантий. Речь идет о качественном бесплатном образовании, равных возможностях при поступлении в вузы, высоких стипендиях и дотациях, пособиях малоимущим, бесплатных летних лагерях, скидках. Ставя такие задачи, они ясно демонстрируют, насколько далеко от реальности они оценивают обстановку и сложность ситуации в стране. Дело в том, что речь идет не о намерении добиться соответствующих результатов в будущем, а о жалобах на отсутствие их уже сейчас, для нынешнего поколения. В этих требованиях явственно проглядывают стереотипы сознания советской эпохи. Члены организации не задаются вопросом, откуда государство возьмет деньги на удовлетворение многочисленных нужд молодежи. Они просто считают, что государство им должно на том одном основании, что они существуют.  

Пятый блок задач носит исключительно декларативный характер, и построены эти декларации на откровенно подростковых эмоциях. «Идущие вместе» говорят о своем праве «выбирать «Пепси», «Стиморол» и все остальное из рекламного мыла только тогда, когда нам это нравится, а не тогда, когда этого хотят пузатые дядечки из рекламных отделов».

Несмотря на явное презрение к «дядечкам», они намерены активно привлекать властные структуры для решения своих проблем, не конкретизируя способов решения. Многие формулировки «Идущих вместе» могут вызвать только улыбку своей детскостью и нереалистичностью. Но, ничего не поделаешь, таково самосознание некоторой части нашей сегодняшней молодежи.

В то же время - и тут надо отдать идеологам «Идущих вместе» должное – они исключительно последовательны в своих воззрениях. И хорошо умеют декларировать свои намерения. Каждая из поставленных задач нашла отражение в одном или нескольких проектах организации.

Но сначала необходимо рассмотреть программные документы организации и указать на особенности ее структуры.

Основным документом организации является «Моральный кодекс». Он содержит несколько «заповедей», подробно расшифрованных и объясненных чрезвычайно казенным и пафосным языком, напоминающим протоколы комсомольских собраний.

Начинается «Моральный кодекс» с требования уважать родителей и вообще старшее поколение. Он ясно говорит о том, что «уважение к  родителям является обязанностью «Идущего» вне зависимости от того, правы родители или нет». За уважением к родителям следует недопустимость убийства и истязания животных: «Мучая животных, человек воспитывает в себе жестокость, грубость, мелочность души, которая позволяет ему издеваться только над беззащитными». Складывается такое впечатление, что эти правила составлялись не для юношей и девушек, а для детей. Но следующий пункт доказывает, что речь все-таки идет не о младших школьниках, поскольку в нем говорится о вреде и недопустимости пьянства: «Мы не сможем быть лучше, если не научимся по-другому проводить время, мы ничего не добьемся в жизни, если будем пить, мы не справимся ни с одной проблемой, если вместо ее решения напьемся “с горя”». Далее говорится о недопустимости употребления и распространения наркотиков: «Наркомания ни в какой форме не совместима с нормальной учебой, работой, отдыхом, с хорошим кругом общения, со стабильным будущим».

После важного пункта о наркотиках идет пункт, повествующий о недопустимости ругани: «Материтесь - и вы никогда не получите уважения у людей высокой культуры и интеллекта. Материтесь - и вас никогда не примут на ответственную работу. Материтесь - и вы никогда не вырветесь из круга деградирующих дебилов».

Далее говорится о других важных, актуальных и болезненных проблемах, в частности о недопустимости националистической и шовинистической идеологии. Правда, объяснение этому постулату «Идущие вместе» опять-таки дают несколько редуцированное: «Не существует плохих наций - существуют плохие люди, существуют пороки, общие для всех людей».

Затем следует тезис о том, что член организации обязан стремиться «быть лучше» везде и во всем. Аргументируется он тем, что «характерной чертой очень многочисленной категории молодежи является неспособность к самодисциплине, сдержанности, малейшим усилиям для достижения чего-либо».

Отсюда выводится значимость наличия активной гражданской позиции и патриотизма: «Патриотизм - это стремление сделать все от тебя зависящее, чтобы страна жила лучше, и, если сил мало, объединиться в этом стремлении с другими и помочь тем, кто, стоя у власти, хочет и реально может сделать нашу страну богаче и стабильнее». Связано это, несомненно, с заявлениями президента В.В. Путина о необходимости активно внедрять в сознание молодежи патриотизм, любовь к родине и духовность.[6]

К этой программе очень подходит девиз «Идущих вместе» - «Будь лучше!». Девиз перекликается с рекламой организации: «Если ты хочешь быть лучше, если ты хочешь жить лучше - приходи к нам». Именно этими словами заканчивается «Моральный кодекс» – основной программный документ организации.

Вторым основным документом «Идущих вместе» являются «Цели и задачи»[7], о которых было сказано выше.

Третьим по значимости документом является декларация для желающих вступить в ряды организации.[8] Прежде всего заявляется: «Ты можешь идти вместе с нами, т. к. независимо от твоего социального положения, прошлого, внешних данных, уровня развития и личностного потенциала мы ждем тебя, поддерживающего нас во всех поставленных целях и задачах. Ты можешь принести нам свою программу того, как сделать нашу жизнь лучше, и мы вместе подумаем, как ее осуществить». Далее подчеркивается, что каждый член организации свободен в самореализации в том случае, если это не противоречит целям и задачам «Идущих». Наконец, декларация перефразирует знаменитый мушкетерский девиз «Один за всех и все за одного»: «Организация поможет тебе, если ты поддержишь ее». Таким образом, формируется целая система взаимопомощи и взаимоответственности.

Механизм функционирования этой системы мы и рассмотрим теперь.

Каждый вступающий в организацию – соискатель - обязан пройти собеседование в Приемной комиссии, которая набирается на добровольной основе из числа командиров отрядов, командиров пятерок и активистов. Участие в работе Приемной комиссии считается общественным поручением. Кандидат в члены организации должен принести в Приемную комиссию любой документ, удостоверяющий личность, фотографию и заявление с рекомендацией командира отряда. Если соискатель не имеет рекомендующего в рядах организации, он проходит персональное собеседование у руководителя Приемной комиссии.

Кроме того, соискатель должен заполнить анкету, сообщив о себе: Ф. И. О. и год рождения; место учебы и успеваемость; прописка и паспортные данные; место фактического проживания; способ связи; побудительные мотивы для вступления в организацию и возможность помощи организации; основные жизненные интересы и взгляды; материальное положение; семейное положение; свои основные проблемы. Соискатель должен также продемонстрировать знание основных положений «Морального кодекса» и согласие с ними.

В организации существует список оснований для отказа в приеме после собеседования в Приемной комиссии. В соответствии с принципами «Идущих вместе» основаниями могут служить грубость, неискренность и неопрятный внешний вид. Отказывают в приеме в организацию тем, кто проживает в городе, в отделение которого он обращается,  менее 9 месяцев в году (с учетом зимних и летних каникул). Основанием для отказа является также отсутствие способа связи.

В следующий блок оснований входит принадлежность соискателя к любым организациям, партиям и течениям, чьи принципы противоречат положениям «Морального кодекса». Не принимаются и те, кто признался в нежелании выполнять общественные поручения или отсутствии стремления соответствовать основным положениям «Морального кодекса».

Наконец, чтобы рассчитывать на положительное решение, соискатель должен хорошо понимать, что такое «Доброта, Жалость, Честность, Порядочность, Патриотизм, Взаимопомощь, Альтруизм».

Структура организации достаточно проста.

Если Приемная комиссия принимает решение о приеме соискателя в организацию, то он получает статус кандидата в действительные члены. Впоследствии, после прохождения испытательного срока, кандидат становится действительным членом. Действительные члены организации подразделяются на отряды, а те, в свою очередь, на пятерки. У каждого отряда и у каждой пятерки есть командир.

Этим структура «Идущих вместе» отчетливо напоминает Октябрятскую организацию с ее «звездочками».

Каждый статус подразумевает свои права и обязанности,  зафиксированные в документе «Права и обязанности».[9] 

Кандидатом в действительные члены организации считается любой молодой человек, изъявивший желание вступить в нее, прошедший собеседование в Приемной комиссии и разделяющий положения «Морального кодекса». Кандидат имеет право получить кандидатскую карточку, обеспечивающую проход в офис и допуск к проектам организации. Ему полагаются также кандидатский значок синего цвета и личный экземпляр «Морального кодекса» и «Основных целей и задач».

Кроме того, становясь кандидатом, молодой человек получает допуск к одному или двум проектам «Идущих вместе», а также имеет право получать консультации всех служб организации в любой проблемной ситуации.

Главной обязанностью кандидата является соблюдение основных

положений «Морального кодекса» и участие в обязательных акциях организации, если они попадают на момент прохождения им испытательного срока. Следует отметить примечательный факт: работа  или учеба, за исключением экзамена, выпадающего на время проведения акции, не являются достаточным основанием для отказа от участия в акции. Кандидат обязан выполнять общественные поручения организации или командира отряда. На их выполнение он должен потратить не меньше двух часов в месяц, что предварительно согласовывается с командиром отряда. Необходимо выделить жесткое положение, согласно которому кандидат исключается из организации в том случае, если все временные границы, предложенные ему для выполнения поручения, по тем или иным причинам оказываются для него неприемлемыми.

Кандидат также обязан предъявлять кандидатскую карточку по требованию «Первого отряда», сотрудников отдела контроля и ревизии, на входе в подразделения организации, а также по требованию руководства и командира отряда.[10]

Действительным членом организации считается молодой человек, прошедший двухмесячный испытательный срок, выполнивший в течение этого периода два общественных поручения, принявший участие в двух обязательных акциях организации, прошедший собеседование в Приемной комиссии и лично с руководителем организации. Во многих пунктах права действительных членов совпадают с правами кандидатов в действительные члены, но они, разумеется, имеют более широкий диапазон.[11] Вместо синего значка кандидата действительному члену вручается значок белого цвета. Он получает пластиковую карточку действительно члена организации и допуск ко всем проектам «Идущим вместе». Помимо консультаций, действительный член имеет право на помощь организации в любой проблемной ситуации, а также на поддержку в любом своем позитивном начинании, отвечающем девизу «Будь лучше». Кроме того, он имеет право на преимущественное участие в эксклюзивных программах «Идущих вместе». Действительный член организации также получает компенсацию за проезд в общественном транспорте в размере 50 рублей в месяц либо, в случае необходимости, получает дотацию на приобретение канцтоваров и учебных пособий на ту же сумму.

В обязанности действительного члена организации входит неукоснительное соблюдение положение «Морального кодекса».

Как и кандидат, действительный член обязан принимать

 участие в обязательных акциях. Точно также работа или учеба, за исключением экзамена, не являются уважительной причиной для отказа от участия.

Видимо, именно благодаря этим жестким требованиям и достигается такая массовость на акциях «Идущих вместе».

Действительный член на тех же условиях, что и кандидат, обязан выполнять общественные поручения организации. В обязанности его входит предъявление пластиковой карточки по требованию «Первого отряда», сотрудников отдела контроля и ревизии, на входе в подразделения организации, а также по требованию руководства и командира отряда.

Следующий после действительного члена статус - командир пятерки. Он выдвигается инициативной группой действительных членов и/или кандидатов в члены Организации. При этом члены пятерки подписывают соответствующее рекомендательное письмо кандидату на должность руководителя пятерки для предоставления в Приемную комиссию.

Кандидат на должность командира пятерки проходит собеседование в Приемной комиссии на предмет соответствия должности. Пройдя собеседование и будучи назначенным, командир пятерки получает соответствующую пластиковую карточку и пейджер организации. В отличие от действительных членов, командир пятерки имеет право на преимущественное получение

 помощи всех отделов и служб, необходимой для полноценного выполнения своих обязанностей.

Командир пятерки имеет право на получение консультаций, помощи и поддержки организации, а также на преимущественное участие в эксклюзивных программах. Кроме того, он имеет право представлять отличившихся членов пятерки к поощрению. Он также получает 50 рублей в месяц - либо в виде компенсации за проезд, либо в качестве дотации на приобретение канцтоваров и учебных пособий.

Перечень обязанностей командира пятерки начинается с требования передать информацию, полученную на пейджер с пометкой «Всем, Всем, Всем», членам своей пятерки в течение 5 часов с момента получения сообщения. Он должен оповещать членов своей пятерки и о собраниях отряда. В обязанности командира пятерки входит обеспечение явки своей пятерки на обязательную акцию, причем сделать это он обязан «любыми путями».[12] Командир должен не реже одного раза в неделю делать контрольный обзвон членов своей пятерки, не позже 25 числа каждого месяца - получать информацию от членов пятерки об их планах на следующий месяц, знакомить их (в целях координации действий) с планами организации, предоставлять им план мероприятий, рекомендуемых организацией на следующий месяц и план рекомендуемых культурных мероприятий. Он также должен провести согласование общественной нагрузки и времени ее выполнения с членом пятерки.

Командир пятерки обязан не только принимать участие в обязательных акциях, но и организовывать действия своей пятерки. Это означает, что он должен получить от командира отряда соответствующие инструкции накануне проведения акции и довести их до членов своей пятерки. Командир пятерки также должен выполнять общественные поручения, согласовав время с командиром отряда, причем их невыполнение строго карается.

Командир отряда выдвигается инициативной группой действительных членов и/или кандидатов в члены организации. При этом на собрании отряда подписывается соответствующее рекомендательное письмо кандидату на должность командира отряда для предоставления в Приемную комиссию. Письмо считается действительным только при наличии всех 50 подписей членов отряда.

Командиром отряда становится действительный член, прошедший собеседование с руководителем организации и руководителем Приемной комиссии  на предмет соответствия должности. Прежде чем приступить к своим обязанностям, командир отряда проходит обучение.

Командир отряда имеет более широкие права, чем командир пятерки. Он представляет отличившихся членов отряда к поощрению и участвует в расширенном заседании Общественного совета. Он получает не дотацию в размере 50 рублей в месяц, а заработную плату (о ее размере не сообщается).

В

обязанности командира отряда входит: знание всех членов своего отряда по имени, своевременная передача им информации, доведение информации об организации до кандидата в члены своего отряда перед его собеседованием в Приемной комиссии, выдача членам своего отряда рекомендаций на повышение статуса, контроль за выполнением общественных поручений членами отряда, своевременная сдача отчетов об их выполнении и отчета о мероприятиях отряда в целом в Информационный отдел (до 5 числа следующего за отчетным месяца), контроль за посещением мероприятий своего отряда и обязательное присутствие на всех мероприятиях, в которых участвует более 10 человек, назначение себе заместителя и обеспечение выполнения тем своих функций в случае отсутствия командира.[13]

В проектах «Идущих вместе» нашли отражение принципы и намерения, сформулированные в «Целях и задачах» и «Моральном кодексе». Поэтому диапазон проектов чрезвычайно широк: они охватывают социальную, культурную, политическую и другие сферы жизни.

Самые крупные и общественно-значимые относятся к социальной сфере.

Проект «Центр медико-психологической помощи "Школа выживания"» включает цикл лекций и семинаров по наиболее острым проблемам сохранения здоровья в повседневной жизни и экстремальных ситуациях. Запись желающих участвовать в этом проекте началась 5 апреля 2001 г.

Существуют проекты, направленные на помощь социально незащищенным слоям населения.

Проект «Дети без родителей» включает помощь детским учреждениям (уборка, ремонт и т. д.), сбор вещей и игрушек для детей, живущих в детских домах; поведение занятий и праздников для детей, в том числе выездных - в детских домах и детских садах).

Проект «Ветераны» состоит в помощи социальным центрам при районных управах и префектурах, а также включает в себя помощь конкретным подшефным ветеранам.

Проект «Инвалиды» направлен на помощь центрам инвалидов при районных управах и префектурах, а также включает в себя  помощь конкретным подшефным инвалидам.

В проекте «Работа со школами» реализуется программа по профилактике наркомании, а также подключение школьников к другим социальным проектам «Идущих вместе».  

Участие в социальных проектах носит добровольный характер, причем участвовать в них могут не только члены организации, но и посторонние люди. Тем посторонним, кто хочет участвовать в проектах, назначается трехмесячный испытательный срок. По истечении этого срока вручается значок белого цвета, и человек автоматически становится действительным членом организации. 

Наряду с социальными «Идущие вместе» реализуют образовательные проекты. Они включают в себя различные курсы (классической гитары, компьютерные курсы, языковые).

Поскольку «Идущие вместе» ставят целью оздоровление не только духа, но и тела, большое внимание уделяется спортивным проектам, которые включают в себя шейпинг, тренажерный зал, бассейн, школу верхнего и нижнего брейк-данса и хауса, студию современных танцев, волейбол, школу подводного плавания и многочисленные туристические проекты. Большой интерес представляли бы размещенные на сайте материалы о способах реализации этих проектов, но подобная информация является закрытой. 

Среди проектов есть и «Экология» - уборка и озеленение территорий.

Одним из самых важных направлений своей деятельности «Идущие вместе» считают культурное воспитание молодежи.

Поэтому в организации очень высока значимость проекта «Культурный ценз».[14] Он примечателен тем, что участие в нем обязательно для всех членов организации. Более того, участие и достижения в проекте контролируются и документируются. Отношение к «Культурному цензу» настолько серьезно, что отказ от участия в нем эквивалентен выходу из рядов организации.

Этот проект подразделяется на несколько подпроектов.  

Цель подпроекта «Литература» состоит в том, чтобы дать члену организации возможность познакомиться с литературным языком, показать различные варианты человеческих взаимоотношений, дать жизненный идеал, к которому следует стремиться. Руководство подпроектом составило список книг, обязательных для прочтения. Их предполагается сделать доступными для всех членов организации. Проводятся консультации, лекции и собеседования по прочитанному.

Цель подпроекта «История России» - наглядно познакомить членов организации с подлинной историей страны, показав ее как реальную жизнь давно ушедших поколений, а не абстрактную книжную науку. Он включает посещение городов, монастырей, усадеб, сел и деревень, связанных с ключевыми моментами российской истории, с важнейшими деятелями истории и культуры. Рекомендован список городов, усадеб и монастырей с указанием их исторической ценности и достопримечательностей. Все указанные в этом списке исторические места могут быть посещены членами организации после подачи командиром отряда заявления, где должно быть указано желаемое место экскурсии и количество участников с обязательным приложением списка и способа связи.

Подпроект «Театр» предполагает посещение театров, совместный просмотр и последующее обсуждение спектаклей (здесь также существует список рекомендованных театров и спектаклей).

Подпроект «Посещение музеев и другие культурные мероприятия» предполагает посещение музеев, выставок, концертов и т. п. в соответствии с рекомендованным списком. Потом обязательно проводится обсуждение увиденного.

У «Идущих вместе» есть еще несколько проектов, которые правильнее было бы называть отделами организации или ее консультационными службами.

К таким относится Медицинская служба, задача которой - оказывать медицинскую помощь членам организации, пострадавшим в результате несчастных случаев и попавшим в больницу. Кроме того, в любой момент член организации может проконсультироваться по поводу своего здоровья с квалифицированными врачами.

Юридический отдел оказывает бесплатную юридическую помощь членам организации. Помимо консультаций сотрудники отдела могут представлять интересы членов организации в органах в государственных учреждениях и различных организациях, а также в суде.

Бюро путешествий занимается организацией туристических поездок членов организации по России и зарубежным странам.

Отдел трудоустройства оказывает помощь членам организации в трудоустройстве.

При необходимости члены организации могут получить необходимые консультации через интернет. Этому служит специальный проект «Интернет-салон», работающий как консультативная интернет-служба.

Как каждая организация, стремящаяся к политическому самоопределению, «Идущие вместе» начали выпускать газету - «Будь лучше».

В ней публикуются статьи и заметки членов организации, фотографии, а также более или менее подробное описание проведенных «Идущими вместе» акций. Причем по истечении месяца, на основании отчетов о проведенных мероприятиях и личных характеристик, самые активные участники поощряются.

В качестве мер поощрения используются поездки по городам России и ближнего зарубежья, экскурсии, билеты на выставки, концерты, театры, лучшие места в кино, в индивидуальном порядке - книги, диски и другие лично востребованные предметы. По прошествии года отмечаются несколько участников, которые активно проявили себя при работе над проектами. Таким «отличникам» предоставляются поездки в дома отдыха, по городам России и других стран, а также поощрения, учитывающие личные нужды (например, оплата учебы).

В 2001 г. «Идущие вместе» организовали несколько публичных акций, отразив это на своем сайте в интернете.

Характерно, что акцию обычно проводило московское отделение, а к ней присоединялись филиалы в других городах.

Первой крупной акцией стал 21 января 2001 г. митинг у французского посольства с требованием вернуть российской актрисе Наталье Захаровой ее дочку Машу: протестовали против решения французского суда, запретившего Захаровой видеться с дочерью после того, как актриса развелась со своим мужем-французом. В митинге участвовали несколько тысяч человек. Акция вызвала незначительный общественный резонанс, СМИ ее не заметили. Фактически, кроме самих участников, о ней почти никто не говорил. 

25 января 2001 г. «Идущие вместе» провели акцию, носящую полушутливый характер. Называлась она «Похороны ХХ века» и была задумана как прощание с его характерными чертами. На эту акцию СМИ тоже практически не отреагировали.

Весной 2001 г. «Идущие вместе» провели серию акций в поддержку Павла Бородина, которого швейцарское правосудие обвиняло в финансовых махинациях. Самая крупная из этих акций проходила у американского посольства в Москве. Эта акция вызвала резонанс в средствах массовой информации и была показана в новостях практически всех телеканалов. Подавалась она журналистами по-разному: чаще всего в негативной либо ироничной тональности. Например, согласно репортажу с сайта НТВ (ntv.ru), «выступавшие высказывали нецензурные выражения в адрес США и американцев», а митинг завершился «сожжением американского флага».

На следующий день после выхода репортажа «Идущие вместе» выступили с горячим опровержением: по их словам, они, действительно, сожгли маленький кусочек американского флага, но ничего больше, и никакой «нецензурщины» не было, поскольку ругань категорически запрещена «Моральным кодексом».

В ночь с 21 на 22 июня 2001 г. «Идущие вместе» организовали масштабную акцию «Обязаны помнить!». Посвященная 60-летию со дня начала Великой отечественной войны, акция прошла в 33-х крупнейших городах России, и в ней приняли участие более 20 тыс. человек. Были проведены митинги, вечера памяти, установлены свечи к памятникам и могилам павших. 

5 июля 2001 г. «Идущие вместе» провели у здания Государственной Думы акцию в поддержку нового «Кодекса законов о труде». В ней приняли участие более тысячи человек. Акция была приурочена к демонстрации членов КПРФ, активно протестовавших против нового КЗОТа.

Эта акция была показана в программах новостей нескольких телеканалов. В одном из выпусков тележурналисты передали, что «Идущие вместе» в ходе акции в поддержку нового КЗОТа устроили «перестрелку яйцами» с партией КПРФ. Сами «Идущие вместе» категорически отрицали эту информацию, утверждая, что они никогда не пошли бы на такие «низменные» шаги.

Одним из наиболее ярких проявлений активности «Идущих вместе» стала яростная борьба против проведения в Москве португальской корриды.

В сентябре 2001 г. организация провела несколько разноплановых акций, связанных с корридой. Начали с серии митингов у здания Мосгордумы. После решения Ю.М. Лужкова об отмене корриды членами организации было отправлено ему открытое письмо с благодарностью за то, что он отменил проведение этой «варварской потехи».

В ходе «антикорридной» кампании «Независимая газета» опубликовала резко негативную статью, посвященную «Идущим вместе» и их методам борьбы против корриды.[15] В ответ лидер «Идущих вместе» Василий Якеменко послал открытое письмо в «Независимую газету», где пытался с гневом опровергать критику в свой адрес.

14 сентября 2001 г. на факс «Идущих вместе» поступило послание от генерального директора «Русской академии развлечений» А.Н. Агапова с предложением взять на себя дальнейшую заботу о быках, которые были подготовлены для участия в корриде. Организация оказалась весьма последовательной в своих начинаниях и взяла на себя спасение и содержание быков.

Как ни странно, акции «Идущих вместе» против корриды имели весьма незначительный общественный резонанс. Это объясняется тем, что внимание СМИ было приковано к ситуации с корридой в целом и обращено на более влиятельные политические партии и движения.

Исключение составляет материал в «Независимой газете», в котором Василий Якеменко был назван «человеком, который с блеском в глазах поднимает молодежь на всякого рода бессмысленные мероприятия». Там же подробно описывалась одна из акций «Идущих вместе»: «Митинг «ИВ» сопровождался раздачей дорогих буклетов с леденящими душу надписями и картинкой. Сплоченная молодежь 13 - 17 лет, внеся свои имена в официальные списки участников, ритмично выкрикивала лозунги против «кровавой бойни в Москве». Скандировавшая толпа в майках с изображением президента заводилась от брызг фальшивой крови и массы фоторепортеров и была убедительна. Однако по истечении отпущенного мероприятию срока пыл участников как по команде иссяк. С точки зрения организаторов митинга, акция собрала полторы тысячи человек. Данные милиции оказались скромнее - не более четырехсот».

Якеменко тут же написал ответное открытое письмо, угрожая подать на газету в суд за клевету и неправильное прочтение посланного им пресс-релиза. «Независимая газета» угроз не испугалась, опровержение не напечатала и перед «Идущими вместе» не извинилась, но дело до суда так и не дошло.[16]

Пока Москва бурлила по поводу корриды и связанных с ней финансовых дел, в Америке произошли страшные теракты 11 сентября. «Идущие вместе» мгновенно откликнулись и опубликовали обращение к «молодежи всего мира» с предложением создавать повсюду отряды добровольцев для ликвидации последствий терактов. Сами они создали отряд так называемых «доброволлеров», но в США их никто не позвал, так что эта инициатива осталась на бумаге.

20 октября 2001 г., то есть на 40-й день после трагедии в США, «Идущие вместе» провели в Москве акцию поддержки американского народа у посольства США.

В ноябре 2001 г. организация провела конкурс красоты среди девушек – членов организации. Акция носила исключительно рекламный характер, чего сами «Идущие вместе» особенно и не скрывали.

Безусловно, звездным часом «Идущих вместе» стала акция 7 ноября 2001 г. – «Генеральная уборка России». Она прошла в 52-х городах Российской Федерации, и в ней приняли участие более 46 тыс. участников. Во многих случаях в акции принимало участие городское начальство. Серьезную помощь в организации акции оказал мэр Москвы Ю. Лужков.

Примечательно, что эта акция имела двоякий смысл. Помимо уборки территории акция позиционировалась как поддержка президента. «Идущие вместе» объясняли свое отношение к президенту тем, что он «действительно близок молодежи по духу. Он молод, решителен, энергичен, а поэтому на него можно рассчитывать». Они собрались около Кремля с плакатами «Мы за президента!», «Молодежь за президента!», «Президент - надежда России».

«Генеральная уборка» вызвала широкий резонанс как в средствах массовой информации, так и в среде бюрократии.

Можно считать, чиновники тогда впервые «заметили» «Идущих вместе». Сам В.В. Путин отнесся к инициативе молодых людей очень доброжелательно и заявил о своей поддержке подобных начинаний. 

Что касается СМИ, то их реакция была скорее критической. Интернет-издание «Время.Ру» опубликовало большую статью, автор которой, Г. Черкасов, писал не без иронии: «Тем временем митинг «Идущих вместе» принял обращение к г-ну Путину. В нем, в частности, говорится: «Все ваши реформы стали частью нашего настоящего, поэтому в минуты принятия важных для себя решений обратите внимание на нас». Потом юные путинцы, дружно держась за руки, исполнили российский гимн. Многие по незнанию текста пели, сверяясь с бумажкой».

Мнение лидеров других молодежных организаций было резко негативным. Похоже, что «Идущих вместе» никто не воспринимал как сколько-нибудь значительное явление в спектре молодежных организаций право-центристского толка. Обнаружив, что они проглядели таких многочисленных по составу и хорошо организованных «конкурентов», представители «Яблока», «Единства» и других организаций недовольства не скрывали. Так, «Интерфакс» передал мнение «яблочника» Алексея Мельникова: это – «позорное мероприятие», на которое «потрачены огромные деньги», «ощущение от митинга такое, будто он происходит не в Москве, а в Пхеньяне, и поддерживают, надев майки с изображением вождя, не Путина, а Ким Чен Ира».

«Интерфакс» также процитировал лидера молодежного «Единства» Александру Буратаеву: «Нашего президента не надо поддерживать таким образом - он и сам хорошо ходит. Я слышала, там раздавали пейджеры, привлекая тем самым к участию в акции молодежь». «Известия» прокомментировали реакцию Буратаевой довольно язвительно: «Гнев Александры Буратаевой вполне объясним. «Идущие вместе» посягают на место молодых «медведей». А вдруг президенту понравится, как ходили».[17]

Подводя итоги обзору программ и акций, проведенных «Идущими вместе» в 2001 г., можно отметить следующее. Их набор показывает, насколько широк диапазон интересов организации. Вместе с тем именно их широта создает впечатление некоторой поверхностности и легковесности убеждений идеологов и членов организации. Наконец, несмотря на политическую окраску некоторых акций, «Идущие вместе» действуют скорее как социальная, нежели строго политической организацией.

Очевидно, у современной российской молодежи существует сильная потребность в самоорганизации, которая лишь частично удовлетворяется действующими молодежными общественными структурами. Потенциальные политические возможности молодежи недостаточно востребованы современным российским обществом. Это обстоятельство и способствовало быстрому созданию, развитию и активности «Идущих вместе».

Примечания:


[1] http://www.idushie.ru

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru