Новый исторический вестник

2002
№2(7)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.В. Надточенко

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МУЛЬТИМЕДИА ПРОДУКТА
(на примере диска «Зарубежная Россия»)

На рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа продуктов на дисках. Как правило, это - энциклопедии и справочники, сборники литературных и музыкальных произведений, живопись, атласы и карты, игры, обучающие и развивающие программы. Наряду с продуктами, выпущенными различными фирмами для широкой продажи, создано значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в университетах и институтах для нужд учебного процесса.

Мультимедиа продукт может содержать не меньше информации, чем большой музей или библиотека. И раз он доступен всем, он должен быть организован так, чтобы в нем мог разобраться и человек, не имеющий специального образования.

При создании образовательного мультимедиа учебника или справочника разработчики сталкиваются с рядом сложных проблем. Среди них - необходимость создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации; реализация программных средств для графики и анимации, интегрированных с другими средствами мультимедиа; определение структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующих поставленным целям. Но в мультимедиа-учебниках, создаваемых силами университетов и институтов, особенно по каким-то специальным предметам, основное внимание уделяется только содержанию продукта, а не дизайну и подаче материала.

Для создания полноценного образовательного мультимедиа продукта необходимо решить целый ряд взаимосвязанных проблем: программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы (поисковая система, обучающая система).

Программное обеспечение

Прежде всего необходимо определить, какими возможностями обладает создатель продукта. Например, сможет ли он оплатить услуги профессионального программиста или диск будет создаваться усилиями людей, имеющих уровень компьютерного образования типа “advanced user”. В первом случае выбор возможностей достаточно велик. Диски, создаваемые коммерческими фирмами, как правило, написаны либо с помощью сред визуального программирования типа Visual C++ или Delphi, либо на специально разработанных для этих целей продуктах, таких как Macromedia Director. В этом случае при создании диска решаются все поставленные выше задачи: от оформления текста и навигации до написания поисковой и обучающей систем.

Но здесь существует ряд сложностей. Во-первых, работа профессионального программиста стоит дорого. Во-вторых, дабы не нарушить законов об авторском праве, особенно в случае продажи дисков на рынке, необходимо купить лицензированную версию программного обеспечения. Для примера: не самая свежая версия Macromedia Director 8.0, стоит сейчас около 1 000 $. 

Если же разработчик решает сэкономить (как это обычно и бывает в силу объективных причин), то лучшим вариантом является гипертекстовый язык Html. Обычно его используют для написания web-сайтов для World Wide Web. Он достаточно прост в изучении. И диски создаются по тем же правилам, что и web-сайты: система навигации, возможность «кликнуть» по гиперссылке, междустраничные переходы, графика и т.п. В этом случае продукт на диске становится как бы развернутой версией web-сайта.

Сейчас существует большое количество программ-визуализаторов для создания Html-страниц, а то и вообще автоматически конвертирующих текст в формате .doc в Html-код. Работать с ними не сложнее, чем с Microsoft Office. Однако качество продукта, сделанного с помощью редактора, гораздо хуже, чем написанного вручную. Например, некоторые распространенные броузеры могут просто не отобразить созданную подобным образом Html-страницу.    

Рассмотрим теперь диски, написанные с помощью гипертекстового языка, взяв для примера недавно созданную в Историко-архивном институте РГГУ первую версию диска «Зарубежная Россия» (часть содержащейся на нем информации представлена на web-сайте zaross.rsuh.ru).

Дизайн

Это, как правило, самая больная тема и для некоммерческих, и для некоторых коммерческих дисков. Даже если содержание на высоте, то оформление часто вызывает просто ужас. Здесь также есть два варианта решений: можно нанять профессионала или попытаться оформить диск самому. Большинство дизайнеров, разработчиков web-сайтов, сейчас берут за услуги порядка 300 $. Если обратиться к услугам какой-нибудь солидной студии, то цена поднимется до 1 500 $ и выше. Но в первом случае можно столкнуться с непрофессионализмом дизайнера (на этой ниве сейчас подвизается очень много случайных людей); застраховаться от подобной ошибки можно только одним вполне банальным способом: просто ознакомиться с его работами.

Так или иначе, поскольку дизайн разрабатывается исходя из структуры и содержания продукта, необходима постоянная совместная работа создателей содержательной части и дизайнера.

Оформление диска и web-сайта «Зарубежная Россия» были созданы именно благодаря такому сотрудничеству (см. zaross.rsuh.ru). 

Если разработчик решил справиться с задачей своими силами, то наилучший совет, какой можно ему дать, – использовать академический стиль. То есть выбрать однотонный, ненавязчивый фон. Заголовки выделять только там, где это необходимо по смыслу. И не брать в качестве фона стандартные разработки из распространяемых в Internet коллекций blackgraund под дерево или мрамор или пытаться «оживить» продукт разноцветными кнопками навигации или некачественно сделанными анимированными .gif иллюстрациями. Все это, на наш взгляд, только подчеркнет «сиротское», как выражаются профессионалы, качество дизайна, а главное - помешает работе с содержанием продукта.

Oбъем графической и текстовой информации

Большинство учебных  некоммерческих программ создаются в двух версиях. Одна рассчитана для записи на диск и поэтому для нее не очень важны размер иллюстраций, объем графической информации и скорость их загрузки. Другая – для Internet (web-сайт). В последнем случае, принимая во внимание скорость связи в Runet, необходимо найти компромисс между качеством изображения и его объемом в Kb. Иллюстрации больше 100-150 Kb лучше вообще оставить для диска.    

Гипертекстовый язык понимает изображения, сохраненные в двух расширениях .jpg и .gif. Причем в расширении .jpg целесообразнее сохранять многоцветные изображения или фотографии, а в .gif - изображения с преобладанием одного цвета (например, логотипы). Это очень важно для объема и качества иллюстраций. Для удобства просмотра крупных иллюстраций (их стоит делать не более 800 px в ширину и 600 px высоту, чтобы на самом маленьком из разрешений экрана 800 х 600 px было удобно их просматривать) имеет смысл, на наш взгляд, открывать их в отдельном окне. Ccылки на иллюстрации, сопровождаемые текстовым пояснением, целесообразно делать в виде уменьшенных изображений размером не более 150 px в высоту. Это существенно облегчает работу с большим иллюстративным рядом.

Текстовая информация «весит» на порядок меньше графической. Поэтому объем текста, размещенного на одной Html-странице, ограничивается в основном соображениями удобства чтения.

Структура и навигация

Прежде чем размещать информацию, очень важно продумать структуру и навигацию по web-сайту или диску. Плохо разработанная структура и созданная на ее основе навигация создают немалые трудности в работе с содержимым продукта. При создании диска «Зарубежная Россия» это стало одной из самых сложных задач. Первые варианты статей носили сугубо справочный, энциклопедический характер. Соответственно, первоначально предполагалось расположение всего материала по алфавиту, как это принято в энциклопедических словарях.

Однако по мере работы над статьями, изучения имеющейся литературы справочного и энциклопедического характера и привлечения новых мемуарных и архивных источников приходило понимание того, что современному читателю куда более интересны будут научно-популярные очерки, написанные живым языком, сочетающие в себе строгую научность с хорошим литературным стилем, которые представляли бы разные взгляды на предмет, различные оценки и мнения. Эти очерки значительно расширили проблематику и предрешили отказ от структурирования материала по принципу энциклопедического словаря.

В итоге все материалы были разбиты на предметно-тематические разделы в соответствии с самой актуальной проблематикой: «Организации и партии», «Армия», «Казачество», «Активизм», «Экономика и право», «Образование и наука», «Идеология и печать», «Культура», «Изучающим историю», «Книжная полка», «Фотоальбом». Внутри этих разделов очерки и статьи расположены по алфавиту названий.

Web-cайт и диск «Зарубежная Россия» имеют два «погружения» в глубину. Первое: с главной страницы, где находятся ссылки на описанные выше разделы. И второе: в каждом разделе по ссылкам, расположенным в алфавитном порядке, на статьи. Самые объемные стати, лекции, подборки документов и библиографические списки в соответствии со своей внутренней структурой разбиты на гиперссылки, которые позволяют быстро перемещаться по тексту внутри html-страницы (например, быстро находить один документ из подборки). Навигация сделана таким образом, что пользователь может из любой статьи одним «кликом» попасть как на главную страницу, так и в другой раздел. Переходить со статьи на статью можно из главной страницы каждого раздела.  

Звук, анимация, видеоролики

Мультимедиа продуктом можно назвать только тот, который сочетает в себе как графическое, так и звуковое отображение информации. Для интеграции звука, видео и анимации, гипертекстовый язык Html уже не подходит. В этом случае необходимо использовать программное обеспечение типа упоминавшегося выше Macromedia Director.

При создании первой версии диска «Зарубежная Россия» звуковой ряд использован не был, но заставка на главной странице представляет собой анимационный ролик, созданный с помощью специально разработанной для Internet версии  Macromedia Director – Macromedia Flash 5.0. Его недостаток, если сравнивать с Macromedia Director, состоит прежде всего в гораздо меньших возможностях для создания на его основе обучающих программ, поисковых систем и других интерактивных форм.

Интерактивные формы

Поисковые и обучающие системы на web-сайтах в Internet пишутся обычно с помощью языка Perl. Работают они только тогда, когда программы (скрипты) размещены на серверах с установленным и настроенным Perl-транслятором. На персональном компьютере такая программа работать не будет. Поэтому для производства диска, написанного с помощью Html, необходимо опять обращаться к программисту или покупать готовую поисковую систему. Например, web-cтудия Лебедева через сайт www.yandex.ru распространяет такую систему. Она стоит 1 $ за установку на каждом выпущенном диске, причем тираж должен быть не менее 1000 экземпляров.   

Для диска «Зарубежная Россия» поисковая система была написана с помощью среды визуального программирования Vitsual C++. Поиск по диску организован в виде программы, которая загружается автоматически при первом обращении к диску и далее активизируется по мере надобности. В неактивном состоянии она спрятана в виде иконки в системной области панели задач. Чтобы активизировать ее, нужно дважды «кликнуть» левой клавишей по иконке поиска или нажать так называемую «горячую» клавишу (hot key – комбинацию управляющих (Ctrl, Shift, Alt) и одной из функциональных клавиш – по умолчанию F1).

Надо признать, эта программа далека от совершенства. Например, возможны ситуации, когда одновременно загружены несколько «экземпляров» поиска. Пользователь может запустить несколько «экземпляров» этой программы, прямо обратившись к диску. Или другой вариант: закончив работу с диском, пользователь через некоторое время снова запускает его. Если он не закрыл вручную программу поиска, то запустится второй «экземпляр» программы, так как поисковая система не проверяет наличие запущенных «экземпляров» программы. Однако это несовершенство предоставляет и некоторые преимущества. К примеру, можно производить поиск одновременно по нескольким запросам.

Для поиска информации пользователю необходимо ввести запрос в специальное поле. Программа произведет сканирование файлов на предмет наличия информации, удовлетворяющей запросу, и выведет список найденных файлов в окне, расположенном слева. В нем будет указано название найденного файла, раздел, в котором он находиться, строка, которую надо ввести в адресную строку броузера, чтобы перейти к этому документу, а также строка документа, где содержится последний элемент запроса. Но вводить всю строку вовсе не обязательно: достаточно просто перейти в указанный раздел, где найти документ будет легче. Если пользователь захочет сразу просмотреть найденное, он может дважды «кликнуть» левой клавишей мыши на названии интересующей его ссылки. И тогда в правом окне будет отображен выбранный документ.

Чтобы сократить количество найденных документов, надо конкретизировать критерии поиска. Для этого используются операторы бинарной логики: И (пробел), ИЛИ (|), И НЕ (~) и группировка (круглые скобки). Анализируемый файл считывается построчно. Анализатор проверяет запрос справа налево, выделяя сгруппированные элементы. Если строка, считанная из файла, содержит один из элементов запроса, этот элемент удаляется и при дальнейшем анализе не учитывается. Когда запрос становиться пустым, рассчитается адрес, вычисляется раздел, запоминается цитата и результат выводится в окно.

Система производит поиск без учета падежей, то есть ищется только основа слова. Но если поставить после слова восклицательный знак, окончание не будет отбрасываться. Короткие слова (например, окно) система всегда ищет с учетом окончаний. Поиск по предлогам также ведется полностью (их выбраковка возможна, но пока не реализована).

По умолчанию анализ запроса и документов ведется без учета регистра. Перед началом сканирования строка запроса переводится в так называемый нижний регистр (все буквы становятся строчными). Каждая строка документа перед анализом также переводится в нижний регистр и только после этого проверяется на соответствие запросу. Однако в системе предусмотрен «флаг», позволяющий отключить эту процедуру и искать слова, точно совпадающие с искомыми.

Эта система реализует все алгоритмы, которые присутствуют сейчас в большинстве поисковых систем, используемых как в Internet так и на дисках.

Таким образом, при работе над первой версией диска «Зарубежная Россия» авторам, как они считают, удалось в рамках поставленных задач (конечно, весьма зауженных) более или менее решить вставшие перед ними проблемы. А главное - создать основу для разработки с помощью программного обеспечения Macromedia Director 8.0 диска «Антибольшевистская Россия (1917 – 1947 гг.)», сочетающего в себе учебное пособие (с многоуровневой системой обучения и контроля знаний), хрестоматию, энциклопедический словарь и альбом иллюстраций.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru