Николай
Александрович Бердяев – философ, религиозный мыслитель и публицист – родился 6
марта 1874 г. в Киеве. Происходил он из старинного дворянского рода.
Бердяев получил начальное домашнее образование,
хорошо владел немецким и французским языками. С детства зачисленный по семейной
традиции в пажи, в 1887 - 1891 гг. учился в Киевском и Владимирском кадетских
корпусах, после чего вместо поступления в Пажеский корпус около трех лет
готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости для поступления в университет.
С 14-ти лет он полюбил чтение философских книг: Гегеля,
Канта, Шопенгауэра и других. Так же рано он осознал и свое призвание – быть
философом, «человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла
жизни». Со второй попытки, в 1894 г., он получил аттестат зрелости
Киево-Печерской гимназии.
В 1894 - 1897 гг. Николай Бердяев учился в Киевском
университете Св. Владимира: год на естественном отделении
Физико-математического факультета, затем – на Юридическом факультете. Занимался
самообразованием, написал первую самостоятельную работу – антикантианский этюд
«О морали долга и о морали сердечного влечения». Участвовал в работе кружка,
собиравшегося на квартире Г. Челпанова, приват-доцента университета, читавшего
необязательный курс критики марксизма; а также студенческого марксистского
Центрального кружка саморазвития и Киевского «Союза борьбы за освобождение
рабочего класса». Уже тогда у Бердяева проявились способности лектора и
страстного полемиста.
В 1897 г. Бердяев впервые был арестован за участие
в студенческой демонстрации. Вторично его арестовали в 1898 г. по обвинению в
участии в антиправительственных выступлениях. В 1900 г. был выслан на три года
в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции.
В 1898 г. состоялся литературный дебют
Бердяева: в журнале «Мир Божий» были опубликованы две его рецензии. В 1899 г.
он написал свою первую самостоятельную статью – « Ф.А. Ланге и критическая философия
в ее отношениях к социализму». В 1900 г. завершил работу над книгой
«Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», представлявшую собой
критический этюд о Н.К. Михайловском, в котором «идеи марксизма сочетались с идеализмом».
Ссылку отбывал вместе с А. Богдановым,
А. Ванновским, А. Луначарским, А. Ремизовым, Б. Савинковым, П. Щеголевым. Годы,
проведенные в ссылке, Бердяев посвятил занятиям философией. Именно там
произошел переход «от марксизма к идеализму».
В 1904 - 1907 гг. он жил в Петербурге.
А с января 1909 г., после заграничного путешествия, обосновался в Москве.
Бердяев стал свидетелем и одним из
творцов того процесса, который сам же назвал «русским ренессансом начала ХХ
века». Он принимал участие в работе Киевского, Московского памяти Вл. Соловьева
и Петербургского религиозно-Философских обществ (РФО), был действительным
членом Психологического общества при Московском университете. Бывал на
знаменитых «средах» «на башне» у Вяч. Иванова, на «воскресеньях» у В. Розанова,
на заседаниях: московского православно-богословского кружка М. Новоселова,
Академии изящных искусств у А. Скрябина, кружка «Православное возрождение»,
Общества свободной эстетики, Московского литературно-художественного кружка.
Религиозно-философские собеседования устраивались и в доме Бердяевых в Москве.
По приглашению Д. Мережковского и З.
Гиппиус вместе с С. Булгаковым он вошел
в состав редакции журнала «Новый путь», а в 1905 г. редактировал его
продолжение – журнал «Вопросы жизни». Печатался в журналах «Вопросы философии и
психологии», «Мир Божий», «Полярная звезда» и других. Принимал участие в
сборниках «Проблемы идеализма» и «Вехи».
За статью «Гасители духа» (1913 г.),
направленную против Святейшего Синода, который олицетворял для Бердяева официальное православие, против него было
возбуждено дело по обвинению в богохульстве. Прекращено оно было только после
Февральской революции.
В 1914 г. Бердяев издал книгу «Смысл
творчества. Опыт оправдания человека», заложившую основы его оригинальной
религиозно-философской системы. Книга вызвала неоднозначную оценку и споры.
События 1917 г. Бердяев пережил как
«момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». Будучи
идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 г. испытал
творческий подъем и всплеск общественной активности. В 1917 - 1918 гг. им
написано свыше 40 публицистических статей, опубликованных в «Накануне»,
«Народоправстве», «Русской свободе» и других изданиях. В ряде статей Бердяев
определял смысл происходящего, истоки революции, высказывал предположения о
дальнейшем развитии событий.
В первой половине 1918 г. на квартире
Бердяева возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая официальный
статус осенью 1919 г. В ВАДК он читал курс лекций по философии истории и
философии религии.
В 1918 - 1920 гг. он работал в
Государственном институте слова, Московском университете, Российской Академии
художественных наук и других научных учреждениях и учебных заведениях. В это время им были написаны книги «Философия неравенства. Письма к
недругам по социальной философии» и «Философия Достоевского».
В первый раз Бердяев был арестован ВЧК
в 1920 г. по делу «Тактического центра», второй раз - в 1922 г. по обвинению в
антисоветской деятельности. Ему было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и
Президиума ВЦИК о его бессрочной высылке из Советской России.
В 1922 - 1924 гг. Бердяев жил в
Берлине, рассматривая Германию как переходный пункт между Россией и Западной
Европой. В конце 1922 г. на квартире Бердяева по инициативе П.Б. Струве
состоялась встреча философов, высланных из России, и участников Белого
движения, на которой Бердяев в резкой
форме отмежевался от «Белой идеи», считая, что нельзя возлагать надежды
на насильственное ниспровержение большевизма, ибо он может быть преодолен
только медленным внутренним процессом религиозного покаяния и духовного
возрождения русского народа.
В Берлине Бердяев продолжил
культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность. В 1922 г. по его
инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей
была открыта Религиозно-философская академия (РФА), продолжившая традиции
прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве, Бердяев читал лекции и вел семинарий.
Одновременно он являлся деканом отделения и членом ученого совета Русского
научного института для обучения русских студентов, открытого в феврале 1923 г.;
в институте он читал популярный курс по истории русской мысли.
Осенью 1923 г. участвовал в работе
первого съезда «Русского студенческого христианского движения» (РСХД). Он стал
почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах движения до 1936 г., когда,
по его мнению, в движении стали преобладать правые группировки фашистского
толка.
В 1923 г. Бердяев опубликовал несколько
книг, написанных еще в России. В Берлине им был написан этюд «Новое
средневековье».
Летом 1924 г. Бердяев по материальным
соображениям переехал во Францию. Сначала снимал квартиру, а в 1938 г. переехал
в собственный дом в Кламаре, полученный в наследство от друга семьи –
англичанки Ф. Вест. С 1928 г. регулярно по воскресеньям у Бердяева устраивались
собеседования с чаепитием, как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей
были И. Фондаминский, Е. Извольская, М. Каллаш, Г. Федотов и другие.
В ноябре 1924 г. под председательством
Бердяева в Париже начала работать Религиозно-философская академия. Он читал
курсы лекций - «О проблемах
христианства», «О современных духовных течениях» и другие; вел семинары –
«Идолы и идеалы», «Основные течения современной европейской культуры» и другие.
С 1925 г. принимал участие в собраниях Братства Св. Софии, читал лекции на собраниях
Русского национального комитета. Был, наряду с о. Булгаковым, Зеньковским,
Федотовым и Фондаминским, одним из основателей «Лиги православной культуры».
С 1924 г. и до своей кончины Бердяев
был редактором издательства YMCA-Press. С 1925 г. по 1940 г. редактировал при
участии Вышеславцева журнал «Путь. Орган русской религиозной мысли».
Страстный защитник свободы творчества,
Бердяев в 1935 г. выступил в защиту Булгакова, указом митрополита Сергия
обвиненного в ереси за свои богословские взгляды. В конце 1939 - начале 1940
гг. встал на сторону Федотова, получившего, по предложению митрополита Евлогия,
ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости
преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием
статей на политические темы для изданий «левой» ориентации. Сотрудничал в
популярных эмигрантских изданиях – «Дни», «Последние новости», «Современные
записки», «Новая Россия».
Бердяев имел широкий круг общения с
французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. Принимал
участие в международных встречах и конгрессах.
В 1927 - 1928 гг. в Париже была
опубликована «Философия свободного духа», получившая премию Французской
Академии моральных наук и ставшая в творчестве Бердяева началом пересмотра
основных проблем христианства. Знаковыми были работы Бердяева: «О назначении
человека. Опыт парадоксальной этики», «Я и мир объектов. Опыт философии
одиночества и общения», «Судьба человека в современном мире», «Дух и
реальность. Основы богочеловеческой
духовности», «Истоки и смысл русского коммунизма», «О рабстве и свободе
человека. Опыт персоналистической философии».
После оккупации Франции германскими
войсками Бердяев с семьей и вместе с Мочульским уехал в Пила под Аркашоном, но
после появления немцев и там они вернулись в Кламар. После нападении Германии
на СССР Бердяев занял так называемую «просоветскую» позицию (говоря словами Бердяева,
«естественно присущий ему патриотизм достиг предельного напряжения»). Во время
немецкой оккупации Бердяев почти нигде не выступал с публичными докладами и
лекциями, посвятив это время «сосредоточенному философскому творчеству». Стал
членом «Союза патриотов», сочувствовал движению Сопротивления, печатался в
газете «Русский патриот». Участвовал в работе Центра философских и духовных исследований
М. Дави.
Под влиянием трагических событий Второй
мировой войны Бердяев начал переосмысливать традиционную христианскую
метафизику. Об этом говорят его работы «Русская идея», «Экзистенциальная
диалектика божественного и человеческого», «Истина и откровение. Пролегомены к
критике откровения».
Годы, прожитые Бердяевым во Франции,
стали для него «эпохой усиленного философского творчества».
Бердяев умер за письменным столом 24
марта 1948 г. Был похоронен на кладбище в Кламаре.
Сочинения:
Бердяев Н.А.
Эрос и личность. М., 1989.
Бердяев Н.А.
Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н.А.
Судьба России. М., 1990.
Бердяев
Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев
Н.А.
Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А.
Душа России. Л., 1990.
Бердяев
Н.А.
Русская идея. М.,2000.
Литература:
Ермичев
А.А.
Три свободы Н. Бердяева. М., 1990.
Вадимов
А.В.
Жизнь Н. Бердяева. Беркли, 1993.