Новый исторический вестник

2002
№1(6)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Автор-составитель Т.Ю. Красовицкая

РОССИЯ ПРОТИВ РОССИИ: (вторая половина XIX – XX вв.)
Программа спецкурса для студентов-историков 2 – 4 курсов

Пояснительная записка

Спецкурс по истории развития народного образования в России во второй половине XIX – XX вв. рассчитан на один семестр. Объем курса – 34 часа.

Спецкурс предназначен для углубления исторических знаний студентов факультетов архивного дела, историко-филологического (специальности: «история» и «филология»), истории, политологии и права, документационного обеспечения управления, а также Института культурной антропологии РГГУ. Специалистам гуманитарной сферы необходимо понимать сущность, политические, и образовательные цели российской власти (самодержавной, демократической, советской), их специфику в особый исторический период развития страны - перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, - понять какую роль играет проблема знаний в этом переходе.

Спецкурс дает возможность углубить знания студентов в области отечественной истории, ее культуры, истории государственных учреждений, политологии, источниковедения, теории и практики архивного дела и археографии.

Предметом спецкурса является история системы начального и среднего образования важнейшего социального института нового и новейшего времени – школы во второй половине XIX – XX вв., ее проблем и особенностей развития. В спецкурсе перед студентами ставится образовательная задача углубления знаний основных направлений и тенденций развития российской системы образования. Студент должен знать и понимать причины изменений в жизни общества, смены общественно-политического строя, изменения государственного устройства страны, их взаимосвязь и взаимозависимость с системой образования, ее мировоззренческими и политическими доктринами и программами. Студент должен приобрести опыт исследования специфических проблем истории российской культуры, уметь использовать соответствующие источники социологического, демографического, этнографического, педагогического характера.

Оригинальность данного спецкурса заключается в том, чтобы показать эффективность тех или иных профессиональных педагогических технологий оптимизации образования населения, их взаимосвязь и взаимозависимость с политическими доктринами и программами действий. Такой подход к изложению истории российского образования предпринимается впервые.

В спецкурсе впервые предпринята попытка показать зависимость успешности решения профессиональных задач, актуальных для образовательной системы страны, от политических и идеологических целей.

В центре внимания спецкурса – отношение двух противостоящих идеологий (либеральной и большевистской) к проблеме образования населения как к проблеме знаний – главной базы модернизации страны.

Студент должен знать историю развития отечественного образования и уметь увязывать полученные исторические знания с их политологической, социологической, этнологической, демографической, религиоведческой, лингвистической, психологической и педагогической спецификой. Студент должен представлять и воспринимать ту или иную конкретно-историческую проблему не только как аспект или фрагмент политического процесса с его заявленными целями и задачами, но как сложнейшую совокупность и целокупность этнологических, демографических, лингвистических и прочих процессов.  Настоящие знания и представления являются неотъемлемой частью современного исторического образования. В спецкурсе ставится задача обучить студентов работать с теми разнообразными источниками, с которыми работают представители смежных гуманитарных дисциплин, научить их интерпретировать данные, содержащиеся в этих источниках как конкретно-исторические.  

Метод изучения предлагаемого материала – лекционный. Формы контроля – рефераты, контрольные и курсовые работы.

Тема 1. Реформы системы образования в России во второй половине ХIХ в. в контексте либеральных преобразований

Политические цели реформы. Трактовка смысла и содержания образовательной реформы как попытки смены парадигмы общественного сознания. Гимназия как центр получения общего образования. Дискуссия о назначении реального и классического образования. Либеральные рецепты формирования типа личности как антитеза типу личности крепостнической России. К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов. В.В. Водовозов. Новые педагогические идеи общечеловеческого воспитания, бессословного, всеобщего и обязательного образования. Гимназический устав 1884 г. Контрреформы графа Д. Толстого. Циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях». Начальная школа и ее состояние к рубежу XIX – XX вв.

Тема 2. Либерально-буржуазные проекты реформирования системы российского образования в начале XX в.

Школьная реформа графа П.Н. Игнатьева как отражение процессов модернизации страны. Изменение отношения населения к школе и образованию. Рост потребности в знаниях. Роль земской школы в этих процессах. IV Государственная дума и судьба законопроекта П.Н. Игнатьева (27 августа 1916 г.). Содержание образования в материалах реформы Игнатьева. Ориентация на объективные, рациональные знания. Тип личности, формируемый разработанным содержанием образования. Состояние грамотности населения накануне Февральской революции.

Тема 3. Теоретическая разработка проблем образования кадетскими педагогами.

Педагогические взгляды П.Ф. Каптерева

П.Ф. Каптерев. Борьба с правительственной школьной политикой и официальной педагогикой. Теоретическая разработка педагогических проблем. Дидактика как отражение совокупности интересов субъектов образовательного процесса (родители, школа, власть, церковь) в получении необходимых знаний, понимании ими вызова времени, сути модернизационных процессов. Проблема взаимосвязи универсального ядра образования и его этнокультурного компонента. Политические цели, обеспечиваемые либерально-буржуазной педагогикой: формирование гражданского общества, рационалистической личности индустриального типа. Вопрос о преподавании Закона Божьего как проблема моральной ответственности личности за получаемые знания в контексте решения политической задачи введения всеобщего образования. Проблема церкви как субъекта образовательного процесса. Проблема бесплатного обучения: обязанности личности и власти.

Тема 4. Теоретическая разработка проблем образования партиями социалистической ориентации.

Педагогические взгляды П.П. Блонского

Вопрос о наличии у большевиков программы реформирования образовательной сферы. Основные взгляды большевиков в этой области. Разбор их с профессионально-педагогической точки зрения. Суть главной идеи: производительный труд как средство обучения. Представления большевиков о механизме реализации всеобщего и бесплатного образования. Понимание большевиками проблем светского образования.

Министры просвещения Временного правительства (А.А. Мануйлов, С.Ф. Ольденбург, С.С. Салазкин) об образовательной программе большевиков.

П.П. Блонский и его вклад в развитие представлений партии эсеров о содержании образовательной реформы. Позиция Блонского в вопросе о реализации всеобщего и обязательного образовании. Педагогические идеи П.П. Блонского накануне прихода большевиков к власти; понимание им роли светского образования.

Тема 5. Н.К. Крупская и ее идеи реформирования образования

Н.К. Крупская как теоретик роли производительного труда в школе и трудового метода обучения. Основные педагогические сочинения Н.К. Крупской периода марта – октября 1917 г. Оценка ее произведений с профессионально-педагогических позиций.

Тема 6. Проблема знания в первых послеоктябрьских школьных преобразованиях

Отношение первых большевистских реформаторов к роли содержания образования в процессе школьного обучения. Отличие позиций Н.К. Крупской и А.В. Луначарского («московский» и «петроградский» подходы). Преобладание вульгарно-анархистских представлений о школе в 1917 – 1920 гг. Разгром дореволюционной системы образования. Позиция учительства. Попытки Всероссийского учительского союза предотвратить разрушение школы. Отношение большевистских реформаторов к необходимости разработки содержания образования, к гуманитарному блоку знаний, к преподаванию русского языка. Изгнание из школы Закона Божия и классических языков. Новые европейские педагогические теории и их интерпретация большевистскими реформаторами. Политические цели в аспекте педагогической практики: тип личности, формируемый на основе первых учебных программ Советской власти. Характеристика школы в 1918 – 1920 гг.

Тема 7. А.В. Луначарский – первый советский нарком просвещения

Борьба А.В. Луначарского за сохранение школы как центра обучения знаниям. Сложность положения А.В. Луначарского как наркома. Организация петроградской группы экспертов и ее роль в разработке содержания образования. Использование ими разработок Игнатьевской комиссии 1915 – 1916 гг. Роль П.Н. Сакулина и В.А. Келтуялы в сохранении русской литературы как учебного предмета. Программа Н.А. Рожкова по истории. Влияние идей А.А. Богданова на формирование картины мира в сознании учащихся и типа личности в послеоктябрьском содержании образования. Позиция В.И. Ленина. Отношение к петроградским программам «москвичей». Программа РКП(б) 1919 г. и ее роль в превращении школы в идеологический институт. Партийное совещание декабря 1920 – января 1921 гг. по вопросам народного образования. Роль М.Н. Покровского в идеологизации школьных знаний.

Проблемы многоэтничности в советской образовательной реформе. Проблема однородности образовательного уровня страны в контексте разных возможностей культур нерусских народов. Неоднократная смена графических основ письма. Интернационализация образовательной системы как проблема ассимиляции. 

Тема 8. Смысл и политические цели сталинского «великого перелома» в системе образования

Отстранение первых реформаторов от теории и практики реформы образования. Уход А.В. Луначарского. Назначение на пост наркома просвещения А.С. Бубнова. Возвращение к школе периода толстовско-деляновских контрреформ Александра III. Разработка теоретических основ советской педагогики. Создание Академии педагогических наук (1946 г.). Превращение педагогики в разновидность идеологической и пропагандистской деятельности. Решение проблем всеобуча в контексте политики индустриализации и коллективизации страны. Качество знаний, предоставляемых учащемуся советской школой.

Смена курса в отношении к национальным школам. Перевод графических основ письма на кириллицу.

Тема 9. Школьная политика Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева

Всеобщее обязательное 7-летнее образование в деревне. Переход к всеобщему 10-летнему образованию. Программа КПСС 1961 г. и ее политические цели в сфере образования. Проблема гуманитарных знаний. Теоретические проблемы советской педагогики в контексте новой идеологемы «новая историческая общность – советский народ». Универсальное ядро образования и его этнокультурный компонент в ракурсе «развитого социалистического общества». Педагогические проблемы в школах союзных и автономных республик: переход на русскоязычную систему обучения. Конфликты на этнокультурной почве.

Тема 10. Попытка возвращения к либеральной модели образования после краха советской системы: реформы Э.Д. Днепрова

Либеральная идеология постсоветской реформы образования. Деятельность Временного научно-исследовательского коллектива «Школа». Реорганизация системы управления народным образованием. Дискуссии 90-х гг. о содержании образования. Конференция ЮНЕСКО по проблемам национальной школы в России (Якутск, 1993 г.). 

Источники и литература

Источники основные

Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971. С. 125 – 126.

Блонский П.П. Аксиомы педагогического дилетантства// Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. С. 145 – 159.

Горький М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 83 – 84.

Готье Ю.В. Мои заметки//Вопросы истории. 1996. № 6. С. 146.

Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С. 137 – 140.

Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий: Воспоминания, 1881 – 1914. М., 1997. С.79 – 80.

Крупская Н.К. Народное образование и демократия// Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. М., 1978. С.177 – 256.

В.И. Ленин и А.В. Луначарский: Письма. Доклады. Документы//Литературное наследство. Т. 80. М., 1975. С.224 – 226, 244.

Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе//Луначарский А.В. Просвещение и революция. М., 1926. C. 87 – 92. Луначарский А.В. Какая школа нужна пролетарскому государству//Луначарский А.В. Просвещение и революция. М., 1926. С. 110 – 115.

Луначарский А.В. Философия школы и революция// Луначарский А.В. Просвещение и революция. М., 1926. С. 241 – 245.

Материалы по реформе средней школы: Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра народного просвещения. Пг., 1915. С. 65 – 68.

Материалы к пересмотру партийной программы. Пг., 1917. С. 7 – 8.

Народное образование в СССР, 1917 – 1973: Сборник документов. М., 1974. С. 137 – 145, 168, 184.

Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения, 1905 – 1938 гг. М., 1999. С. 57 – 73.

Русская школа за рубежом: Исторический опыт 20-х годов. Сборник документов. М., 1996. С. 22 – 25.

Чуковский К. Дневник//Новый мир. 1990. №  8. С. 125; 1991. № 5. С.185.

Источники дополнительные

Культурная жизнь в СССР, 1917 – 1941: Хроника. М., 1975.

Программы политических партий России. М., 1917.

Программы для высших начальных училищ. М., 1916.

Литература основная

Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915. С. 7 – 12.

Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916. С. 35 – 46.

Блонский П.П. Трудовая школа. М., 1919. С. 5 – 58.

Вахтеров В.П. Всеобщее школьное и внешкольное образование. М., 1917. С. 83 – 93.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Мышление. М., 1997. С. 72 – 73.

Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917 – 1927 гг. М., 1985. С. 151 – 164.

Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 361 – 386.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 276 – 294.

Государственные языки в Российской Федерации. Энциклопедический словарь-справочник. М., 1995. С. 3 – 18.

Днепров Э.Д. Четвертая реформа образования. М., 1995.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 14 – 18.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке//Записки Русского научного института в Белграде. Вып. 9. Белград, 1933. С. 41 – 45.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. М., 1915. С. 26 – 56.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. М., 1915. С. 27 – 45.

Кершеншнейдер Г. Трудовая школа. М., 1918. С. 3 – 34. 

Королев Ф.Ф. История советской школы и педагогики (1917 – 1920) М., 1958. С. 242 – 246.

Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994. С. 3 – 7.

Красовицкая Т.Ю.  Национальная школа Российской Федерации сегодня: К вопросу о типологии ситуации и множественности решений//Национальная школа: Концепция и технология развития. Доклады и материалы Международной конференции ЮНЕСКО. Якутск, 1993. С. 40 – 45.

Красовицкая Т.Ю. Власть и культура: Исторический опыт организации руководства национально-культурным строительством. М., 1993. С. 3 – 37.

Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: Национально-культурная политика 20-х годов. М., 1998.  С. 14 – 116.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2. Ч. 2. М., 1994. С. 210 – 213; 372 – 433.

Наторп П. Философия как основа педагогики. СПб., 1910. С. 14, 64 – 70.

Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб., 1911. C. 20 – 24.

Очерки истории и педагогической мысли народов СССР, 1917 – 1941. М., 1980. С. 17 – 35.

Пауэр К. Развитие общеобразовательных систем в контексте общечеловеческой культуры//Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы Международной конференции ЮНЕСКО. Якутск, 1993. С. 12 – 15.

Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика. Берлин. 1925. С. 36 – 42.

Покровский М. Марксизм в школе. М., 1925. С. 4 – 6.

Политические деятели России 1917 года. Энциклопедический словарь. М., 1993 (статьи о А. Мануйлове, С. Ольденбурге, С. Салазкине).

Смирнов Н.Н. На переломе: Российское учительство накануне и в дни революции 1917 г. СПб., 1994. С. 145 – 159.

Сорокин П. Социология революции//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 274 – 276.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1994. С. 91 – 142, 404 – 505.

Хайек Ф.А., ван. Дорога к рабству. М., 1994. С. 194 - 195.

Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов ХIХ века. М., 1912. С. 220 – 225.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мировой истории. Т. 2.  М., 1998. С. 199 – 200.

 Литература

Абрамов Я. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб., 1893.

Алов А., Владимиров Н. Ислам в России. М., 1996. C. 49 – 51.

Анастасьев А. Народная школа. М., 1915.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 129 – 137.

Деятели СССР и Октябрьской революции. М., 1989 (статьи о Н.К. Крупской, А.В. Луначарском, М.Н. Покровском).

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. C. 44 – 46.

Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

Житомирский К. Молох ХХ века (правописание). М., 1915.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 222 – 224.

Корнилов К.Н. Диалектический метод в психологии//Под знаменем марксизма. 1924. Январь.

Матанкин А. А.А. Мануйлов. М., 1917.

Мижуев П. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки. СПб., 1912.

Мусин-Пушкин В.А. Сборник статей по вопросам народного образования на Западе и в России. СПб., 1912.

Познер В. Единая трудовая школа. М., 1918.

Сакулин П.Н. Реформа русского правописания. Пг., 1917.

Сафронов Б.Г. Н.И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1995.

Челпанов Г.И. Психология или рефлексология? М., 1926.

Чернобаев А.А. «Профессор с пикой» или три жизни М.Н. Покровского. М., 1989. С. 170- 175.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

1.   

Реформы системы образования в России

во второй половине ХIХ в.

в контексте либеральных преобразований

   4

2.   

Либерально-буржуазные проекты

реформирования системы российского образования

в начале XX в.

   4

3.   

Теоретическая разработка проблем образования кадетскими педагогами.

Педагогические взгляды П.Ф Каптерева

   2

4.

Теоретическая разработка проблем образования партиями социалистической ориентации.

Педагогические взгляды П.П. Блонского

   4

5.

Н.К. Крупская и ее идеи реформирования образования

   4

6.

Проблема знания в первых послеоктябрьских школьных преобразованиях

   4

7.

А.В. Луначарский – первый советский

Нарком просвещения

   2

8.

Смысл и политические цели сталинского

«великого перелома» в системе образования

   4

9.

Школьная политика Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева

   2

10.

Попытка возвращения к либеральной модели

образования после краха советской системы:

реформы Э.Д. Днепрова

4

Итого:

34

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru