Новый исторический вестник

2001
№3(5)

ТЕМА НОМЕРА: СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.Г. Березовая

ПРАКТИКУМ
по теме «Серебряный век русской культуры»

Задание 1. Изучите ключевые понятия и заполните таблицу:

Понятия

Значение понятий

Серебряный век

 

Синтез культур

 

Ретроспективизм

 

Символизм

 

Массовая культура

 

«Веховство»

 

Декадентство

 

Задание 2. Используя предложенные документы, ответьте на вопросы:

1. Как воспринимался «рубеж веков» в сознании современников?

2. Какие новые духовные ценности появились в мировоззрении людей конца XIX в.?

3. Что общего вы находите в характеристике Серебряного века и в мироощущении поэтов и мыслителей в приведенных фрагментах?

Документ 1.

А. Белый. Из воспоминаний. 20 30е гг. ХХ в. (Фрагмент).

«Мы Ц дети того и другого века, мы Ц поколение рубежа <Е> правота нашей твердости видится мне скорее в решительном «нет», сказанному девятнадцатому столетию, чем в «да», сказанному веку двадцатому».

Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1985. С.35.

  Документ 2.

В.С. Соловьев. Письмо к Александру III. Апрель 1881 г. (Фрагмент).

«<Е> Настоящее тягостное время даст русскому Царю небывалую прежде возможность заявить силу христианского начала всепрощения и тем совершить величайший нравственный подвиг, который поднимает власть Его на недосягаемую высоту <Е> Милуя врагов своей власти вопреки всем естественным чувствам человеческого сердца, всем расчетам и соображениям земной мудрости, Царь станет на высоту сверхчеловеческую и самым делом покажет божественное значение Царской власти, покажет, что в Нем живет высшая духовная сила всего русского народа<Е>».

 

События 1 марта и Владимир Соловьев // Наше наследие. 1988. № 2. С.78.

Документ 3.

Л.Н. Толстой. Обращение «Царю и его помощникам». 1905 г. (Фрагмент).

«Что вы делаете? Что вы делаете? Что вы делаете?

Вы боретесь за власть, которая уходит от вас. Но не важно то, что вы удержитесь или не удержитесь во власти. Важно не это. Важны те телесные и духовные страдания, то развращение, которым подвергается русский народ<Е> Когда борются в обществе две партии, побеждает всегда та, в которой больше добра и которая ближе к истине».

 

Лев Толстой и русские цари. М., 1995. С.124.

Документ 4

Л.Н. Толстой. Из книги «Путь жизни». 1909 г. (Фрагмент).

«БОРЬБА СО ЗЛОМ ПОСРЕДСТВОМ НАСИЛИя НЕДОПУСТИМА, ПОТОМУ ЧТО ЗЛО ОПРЕДЕЛяЕТСя ЛёДЬМИ ПОРАЗНОМУ».

                    

1

<Е> Так как все люди каждый посвоему определяют зло, то противление предполагаемому<Е> злу злом может только увеличить, а не уменьшить зло.

<Е> Люди <Е> этого не понимают. Отчего это? Оттого, что люди верят в благодетельность насилия.

2

Если я могу силой заставить человека делать то, что я считаю хорошим, то точно так же другой человек может заставлять меня силой делать то, что он считает хорошим, хотя бы то, что мы <Е> считаем хорошим, было совсем противно одно другому.

3

Как правители, так и революционеры считают справедливым и полезным убивать некоторых людей. У них есть такие рассуждения, по которым они думают, что можно узнать, кого именно можно убить для общего блага <Е> правители уверены, что полезно убить <Е> многих революционеров, революционеры уверены, что полезно убить если не всех, то многих правителей <Е>.

6

Главный вред суеверия устроительства жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность совершить насилие над одним человеком во имя блага многих, так нет пределов того зла, которое может быть совершено во имя такого предположения. На таком же предположении основывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в наше время суды, тюрьмы, казни, войны <Е>.

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НАСИЛИя

3

Заставить людей силой делать то, что мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.

4

Всякий по себе знает, как трудно изменить свою жизнь и стать таким, каким хотел бы быть. Когда же дело идет о других, то кажется, что стоит только приказать и припугнуть, и другие сделаются такими, какими мы хотим, чтобы они были.

                            

5

<Е> и до сих пор невежество вело и ведет человечество тем самым путем насилия, который всегда ведет к разочарованию».

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 169171.

Задание 3. Прочтите фрагмент статьи поэта А. Белого о Л.Н. Толстом, которая была написана в год смерти писателя.  Как вы думаете, почему поэтусимволисту Серебряного века писатель Л.Н. Толстой кажется тайной? Сравните с официальной точкой зрения на писателя. Почему власти он казался опасным?

Документ 5.

А. Белый «Толстой и «мы». Из статьи 1910 г. (Фрагмент).

«Толстой!.. Страшно касаться этого великого имени, как страшно касаться судеб великой России. <Е> Тяжестью непомерной задавил нас Толстой <Е>. Перед нами двое: художник и учитель жизни; оба отрицают друг друга. <Е> Какаято тайна в нем давит нас непомерно <Е> нераскрытая сущность Толстого есть нераскрытая сущность России; пути его мысли и творчества ее пути. <Е> Внутренними очами призывает правду Толстой в земле нашей <Е> но внешними очами не видит он земли нашей, насЕ быть может,  себя. Как Вий, стоит он перед нами с опущенными ресницами <Е>. И не подымаются железные веки Толстого: и тайна его не смотрит нам в глаза; не исполнились еще сроки; не узнали еще мы, что такое Толстой.

Оттого он и давит нас своей громадной, своей нераскрытой силой.

Отечественные архивы. 1992. № 4. С.85.

Документ 6.
 

К.П. Победоносцев. Из письма Александру III от 1 января 1891 г. (Фрагмент).

«<Е> Нельзя скрывать от себя, что в последние годы крайне усилилось умственное возбуждение под влиянием сочинений графа Толстого и угрожает распространением странных, извращенных понятий о вере, о церкви, о правительстве и обществе; направление вполне отрицательное, отчужденное не только от церкви, но и от национальности. Точно какоето эпидемическое сумасшествие охватило умы. К Толстому примкнул совершенно обезумевший Соловьев, выставляя себя какимто пророком, и, несмотря на явную нелепость и несостоятельность всего, что он проповедует, его слушают, его читают, ему рукоплещут, как было недавно в Москве. <Е>».

Хрестоматия по истории России: С древнейших времен до наших дней. М., 1999. С.313314.

Задание 4. Прочтите размышления философа Н.А. Бердяева о Ф.М. Достоевском. Выделите, что нового в человеческой природе открыл гений Достоевского. Документ 7.

Н.А. Бердяев. Статья «Откровение о человеке в творчестве Достоевского». 20е гг. ХХ в. (Фрагменты).

«<Е> У Достоевского было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе Ц вот где нужно искать его пафос, вот с чем связана единственность его творческого типа. У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему. <Е>

V

Первые свои открытия о человеческой природе<Е> Достоевский делает в «Записках из подполья» и завершает он эти свои открытия в «Легенде о Великом Инквизиторе». Прежде всего он в корне отрицает, что человек по природе своей стремится к выгоде, к счастью<Е>, что природа человека рациональна. В человеке заложена потребность в произволе, в свободе превыше всякого блага<Е>. Человек существо иррациональное<Е>. «<Е> ведь этот свой каприз <Е> может быть всего выгоднее<Е> всех выгод <Е> потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, т.е. нашу личность и нашу индивидуальность». Человек не арифметика, человек существо проблематичное и загадочное. Природа человеческая полярна и антиномична до самого  конца. <Е> Достоевский наносит удар за ударом всем теориям и утопиям человеческого благополучия <Е> окончательного устроения и гармонии <Е> Достоевский раскрывает несоизмеримость свободной, противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом, с рационалистической теорией прогресса, с до конца рационализированным социальным устроением, со всеми утопиями о хрустальных дворцах. Все это представляется ему унизительным для человека, для человеческого достоинства. <Е> Арифметика не применима к человеческой природе. Тут нужна высшая математика.<Е>.

VI

<Е> Он делается врагом старого гуманизма, изобличителем гуманистических утопий и иллюзий. В нем соединяются полярности страстного человеколюбия и человеконенавистничества, огненного сострадания к человеку и жестокости. <Е> Он преодолел наивные <Е> основы старого гуманизма, и ему открылся совершенно новый, трагический гуманизм. В этом отношении Достоевский может быть сопоставлен лишь с Ницше, с которым кончился старый европейский гуманизм и поновому была поставлена трагическая проблема о человеке <Е> у обоих антропология апокалиптична, подходит к краям, пределам и концам.<Е>».

Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С.55,6669.

Задание 5. Прочтите стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» («По вечерам, над ресторанамиЕ»). Зафиксируйте образ неизвестной, который возникает при чтении стихотворения. Как поэт достигает эффекта загадочности? Какова цветовая гамма стихотворения? Как вы думаете, почему на героине не может быть надето платье яркокрасного, яркозеленого и т.п. цвета, в клеточку и т.п.? 

В этом стихотворении есть строка об облике героини:

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Можно ли заменить приведенную строчку словами типа нижеследующих?

Твои голубенькие глазки

Увижу я издалека.

Если нет, то почему?

Есть ли у вас какоенибудь любимое стихотворение поэтасимволиста?

Задание 6. Прочтите поэму А.А. Блока «Двенадцать». Выделите разную ритмику стиха: романс, марш, частушку, молитву. Выпишите строчки с разной ритмикой стиха.

Романс:

Марш:

Частушка:

Лозунг:

Молитва:

 

Задание 7. Прочтите фрагменты из статей А. Белого. Объясните, почему он называет символизм (поэтическую школу) новым миропониманием.

Документ 8.

А. Белый. Статья «Символизм». 1909 г. (Фрагмент).

«<Е> Переоценка ценностей <Е> выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма <Е> против ограниченной догматики натуралистических школ.

<Е> Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека <Е>

<Е> И лучшие представители современного искусства решительные предвозвестники то жизни, то смерти <Е>. Но и те, и другие ненавидят благополучную середину.

<Е> символизм не противоречит подлинному реализму <Е> Окружающая жизнь есть бледное отражение борьбы жизненных сил человеческих с роком.

<Е> Оно [новое искусство] действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня.»

Белый А. Символизм как миропонимание: Сб. статей. М., 1994. С.255,256,259.

Документ 9.

А. Белый. Статья «Символизм как миропонимание». 1904 г. (Фрагмент).

«Еще недавно думали мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта. Простиралась великая плоскость. Не стало вечных ценностей, открывавших перспективы. Все обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах. Захотелось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей.

В ту пору зияющий провал разверзся между чувством и разумом. Трагический ужас разлада из глубин бессознательных дорос до поверхности сознания.

<Е> Владимир Соловьев <Е> стремится к примирению между наукой, философией и религией.

<Е> Познание формальнологические, описав круг, в своем развитии дало свободу символизму. Познание, совершающееся в процессе символизации, есть познание гениальное <Е>. Вслед за кризисом мысли искусство неизбежно должно было выступить на смену философии, как руководящий маяк человечества.

<Е> Искусство есть гениальное познание. <Е> В символизме, как методе, соединяющем вечное с его пространственными и временными проявлениями, встречаемся с познанием Платоновых идей. Искусство должно выражать идеи. Всякое искусство по существу символично. Всякое символическое познание идейно».

Белый А. Символизм как миропонимание: Сб. статей. М., 1994. C.244246.

Документ 10.

В.я. Брюсов. Из статьи «Русские символисты». 1898 г. (Фрагмент).

«<Е> Поэт передает ряд образов, еще не сложившихся в полную картину, то соединяя их как бы в одно целое, то располагая в сценах и диалогах, то просто перечисляя один за другим. Связь, даваемая этим образам, более или менее случайна, так что на них надо смотреть как на вехи невидимого пути, открытого для воображения читателя».

Брюсов В.я. Собр. соч. Т.6. М., 1975. С.30.

Задание 8. Один из теоретиков символизма Ц Вяч. Иванов был щедр на различные поэтические толкования этого нового направления творчества. Сопоставьте его характеристики символизма, данные им в одной из ключевых теоретических статей. Выпишите те характеристики символизма, которые вам показались наиболее точными. Документ 12.

 

Вяч. И. Иванов. Статья «Заветы символизма». 1910 г. (Фрагменты).

«Такова природа этой новой поэзии Ц сомнамбулы, шествующей по миру сущностей под покровом ночи».

«Словосимвол делается магическим внушением, приобщающим слушателя к мистериям поэзии».

«Символизм кажется воспоминанием поэзии о ее первоначальных, исконных задачах и средствах».

«Задачею поэзии была заклинательная магия ритмической речи, посредствующей между миром божественных сущностей и человеком».

«Историческою задачею новейшей символической школы было раскрыть природу слова как символа и природу поэзии как символики истинных реальностей».

Открытие символизма: «Емир волшебен, и человек свободен».

Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994. С.182,183,184,185,186,187.

Задание 9. Перед вами небольшой фрагмент из статьи М.О. Гершензона, помещенной в знаменитом сборнике «Вехи». На основании этого фрагмента пояснить различие между понятиями «интеллигенция» в России и «интеллектуалы» в европейских странах. При каких обстоятельствах был издан сборник «Вехи» и какую реакцию он вызвал в обществе? Документ 12.

М.О. Гершензон. Статья «Творческое самосознание» из сборника «Вехи». 1909 г. (Фрагмент).

«<Е> До сих пор общепризнан был один путь хорошей жизни жить для народа, для общества <Е> у большинства этот постулат <Е>  был в лучшем случае самообманом <Е> и во всех случая. самооправданием полного нравственного застоя. <Е> Самый героизм мучеников, положивших жизнь за эту веру, делал сомнение психологически невозможным. Против гипноза общей веры и подвижничества могли устоять только люди исключительно сильного духа. Устоял Толстой, устоял Достоевский<Е>

<Е> Наши отцы и мы вырастали в единобожии, в атмосфере Писарева и Михайловского.

<Е> Из этого прошлого интеллигенция выносит не только духовную нищету<Е>, но и некоторое положительное наследство. Тирания общественности искалечила личность, но вместе с тем провела ее чрез суровую школу. Огромное значение имеет тот факт, что целый ряд поколений прожил под властью закона, признававшего единственным достойным объектом жизни служение общему благу,<Е> как ни велик был у нас, особенно в верхних слоях интеллигенции, разгул делячества и карьеризма, он никогда не был освещен в теории. В этом коренное отличие нашей интеллигенции от западной, где забота о личном благополучии является общепризнанной нормой <Е> разумеется само собою. У нас она цинизм, который терпят по необходимости, но которого никто не вздумает оправдывать принципиально.

Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей. М., 1991. С.104107.

Задание 10. В 10е гг. ХХ в. рядом с символизмом и внутри него появилось множество новых вариантов поэтического творчества. Выделим основные из них и обозначим кратко характеристики:

Символизм Ц автор обращается к символам, внутренним смыслам предметов, не определяя четко ни сами предметы, ни эмоции и чувства. Важно передать ощущение.

Акмеизм Ц автор передает реальность через сосредоточение на какойлибо важной с точки зрения чувства детали. Важное место занимала галантная экзотика.

Футуризм Ц авторы  производили опыты с языком, считая, что создают язык будущей поэзии. Характерен отказ от традиционных форм и образов, новое понимание рифмы и ритма стиха.

Ёгофутуризм Ц вариант футуризма. Характерно преобладание тематики собственного «я», эпатажность.

Имажинизм Ц литературное течение, которое провозглашало «победу образа над смыслом». Аналог беспредметного течения в авангардной живописи.

Определите, к какому направлению из перечисленных принадлежат приведенные стихи. Вы можете и сами предложить свои примеры.

Документ 13.

Подборка стихотворений поэтов начала ХХ в.

Мой стих серебрянобрильянтовый

Живителен. Как кислород.

О, гениальный! О, талантливый! Ц

Мне возгрешит хвалу народ.

яя! Значенье, эготворчество Ц

Плод искушенной красоты <Е>.

                      

И. Северянин

Луна освещает карнизы,

Блуждает по гребням рекиЕ

Холодные руки маркизы

Так ароматнолегки.

«О, принц!» Ц улыбаясь, присела,

В кадрили бы нам  vis a vis

И томно под маской бледнела

От жгучих предчувствий любви.

А. Ахматова

В лепестке лазуреволилейном

Мир чудесен.

Все чудесно в фейном, вейном, звейном

Мире песен.

Мы Ц повисли

Как над темной бездною ручей.

Льются мысли

Блесками летающих лучей.

А. Белый

Осень Ц рыжая кобыла Ц чешет гриву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

С. Есенин

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер

Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер.

О лебедиво!

О озари!

В. Хлебников

Задание 11. Ответьте на вопросы:

1. Что такое модерн? Какие варианты этого стиля вы знаете?

2. Чем авангард отличается от модерна и что у них общего?

3. Какие выставки Серебряного века вы знаете?

4. Какие художественные объединения Серебряного века вы знаете?

5. Какова роль провинциальной культуры в культурном развитии нации?

Задание 12. Ознакомьтесь с изображением и описанием особняка Рябушинского на Малой Никитской ул. в Москве, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Ёто Ц классический пример стиля модерн (в его «флореальной» версии). Найдите характерные детали этого стиля, подчеркните их. Приведите другие примеры здания модерна. Документ 14.

Л.А. Рапацкая. «Русское Ц европейское». Глава из книги «Искусство «серебряного века». 1996 г. (Фрагмент).

«Кто в Москве не знает причудливого дома Рябушинского на Малой Никитской улице. Памятник архитектуры начала ХХ в., этот особняк отличается подчеркнутой асимметрией деталей Ц крылец, эркеров, балконов. Здание украшено широким мозаичным фризом, на котором переплелись прекрасные цветы. <Е>Автор конструкции Федор Осипович Шехтель (1859 1926) резко отошел от традиций в самой планировке здания. Каждый фасад дома неповторим, индивидуально «слеплен». В сочетании же фасады образуют пластичную композицию, асимметричную, но вместе с тем функционально оправданную, удобную.

В этом здании, как в зеркале, отразились главные эстетические особенности «модерна» Ц тяготение к поискам рациональных планировочных решений, когда форма внешнего объема отражает внутреннюю структуру здания, склонность к иллюзорной красивости в декоре, его декадентская манерность <Е> пристальное внимание к украшению интерьера, удобного и эстетически цельного.

Дом Рябушинского интересно рассматривать в деталях. Прекрасны цветные оконные витражи, узорчатые ограды, балконные решетки. Во внутреннем убранстве господствуют мрамор, полированное дерево и стекло. Асимметрия дверей и окон создает в нем мерцающее, как бы искусственное освещение. Мир этого дома словно отгорожен от суеты окружающей жизни».

Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996. С.101102.

Задание 13. Назовите характерные особенности понимания творчества и художественного языка основных объединений художников Серебряного века. Заполните таблицу:

 

Основные объединения Годы деятельности, основные художники Понимание задач живописи и творчества Особенности художественного языка

«Мир искусства»

 

     

«Голубая роза»

 

     

«Союз русских художников»

     

«Бубновый валет»

     

Задание 14. На основании суждений критика С.К. Маковского и текста лекции, объясните  тяготение нового искусства к переосмыслению стилистики иных веков и народов. Каким образом художники Серебряного века разрешили спор «западников» и «славянофилов»? Документ 15.

С.К. Маковский. Статья «Стилисты «Мира искусств». 1910е годы. (Фрагмент).

«<Е> Александр Бенуа Ц художник Версаля.

<Е> Версальская греза обнаружила как бы древнюю душу Бенуа, совершенно непохожую на несколько наивные души огромного большинства русских художников. <Е>Русский духовным обликом своим, своей страстной привязанностью к России, всем проникновением в русские идеалы и в русскую красоту, Бенуа в то же время не то что далек от исконной, древней, народной России, напротив, он доказал, что умеет ценить и своеобразие ее художественного склада, и размах чисто национальных порывов сердца и мысли <Е> и любит в ней «странной любовью» отражения чужеземные и бытовые курьезы послепетровских веков. Отсюда увлечение его <Е> всей этой до жути романтической иностранщиной нашего императорского периода. Европейство Бенуа не поза, не предвзятая идея, не вывод рассудка, не только обычное российское западничество. Ёто своего рода страсть души. <Е>Мне всегда казалось, что живопись для Бенуа Ц отчасти лишь повод воплотить влечение свое <Е> к тому великолепию прошлого, <Е>которого так недостает настоящему<Е>».

Маковский С.К. Силуэты русских художников. М., 1999. С.6768.

Задание 15. На основании суждений критика С.К. Маковского и текста учебника объясните особенности художественного языка и культурных истоков мастеров «Голубой розы». Какую сторону мировоззрения Серебряного века она выражала? Документ 16.

С.К. Маковский. Статья «Голубая роза». 1910е гг. (Фрагмент).

«Искусство долго называли храмом. Теперь говорим о часовнях искусств. Каждая новая группа художников Ц новая часовня Ц для немногих.

<Е> Они Ц влюбленные в музыку цвета и линии. Они возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников Ц в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта.

И думается в сотый раз: бывают эпохи, когда искусство «возвращается», чтобы вернуть себе силы детства для долгой жизни<Е>».

Маковский С.К. Силуэты русских художников. М., 1999. С.214.

Задание 16. Серебряный век демонстрировал новое понимание «народности», переосмысливая наследие традиционной русской культуры. Прочтите заметки философа В.В. Розанова, сравните их со своими впечатлениями, используйте материал лекции о деятельности «Союза русских художников». Сравните три предложенные картины со сходной тематикой. Аргументируйте свой ответ о новом образе «народной России» в стилистике художников начала ХХ в. Согласны ли вы с суждением Розанова? Документ 17.

В.В. Розанов. Из статьи «УБабыФ Малявина». 1910е гг. (Фрагменты).

«Ётюд» г. Малявина, безусловно, господствует и в той зале, где он выставлен, и во всем ряде зал, где помещена выставка. Издали он светит как чтото яркое, определенное. А подойдя ближе, вы не можете оторваться от него.

Ёто Ц «идея»!.. ТриЕ не «крестьянки», не «русские», но именно «бабы» Ц до такой степени выразительны, что могут поспорить с известными «Богатырями» Васнецова, как символ «святоотечественного»Е Пожалуй, «Богатыри» есть столько же картина, как и удачная иллюстрация к «Рассказам из русской истории» Рождественского, Сиповского и пр. и пр. <Е> Знаменитые «Богатыри» уже слишком классичны, слишком уставны, слишком правильно и обще покрывают заученное представление о богатырстве и о богатырях на Руси.

«Три бабы» Малявина выражают Русь не которогонибудь века, а всех веков, но выражают ее не картинно, для сложения «былины», а буднично, на улице, на дворе, у колодца, на базаре, где угодно».

Розанов В.В. Среди художников. М., 1994. С.212.

Задание 17. Составьте рассказ о творчестве любого художника начала ХХ в. (на выбор) по следующему плану:

1. истоки творчества,

2. особенности творчества,

3. самые значительные моменты творческой биографии,

4. что вам лично нравится в творчестве этого художника.

Задание 18. Прочтите отрывок из одного из манифестов авангардистов. Выделите художественные задачи, которые ставились его автором, и средства решения этих задач. Документ 18. «Манифест» авангардной группы «Лучисты и будущники». 1916 г. Подписали: Т. Богомазов, Н. Гончарова, К. Зданевич, И. Ларионов, М., Ларионов, М., ЛеДантю, В. Левкиевский, С. Романович, В. Оболенский, М., Фабри, А. Шевченко. (Фрагмент).

«Мы, Лучисты и Будущники, не желаем говорить ни о новом, ни о старом искусстве<Е>. Мы оставляем умирать старое и сражаться с ним тому «новому», которое кроме борьбы<Е> ничего своего выдвинуть не может<Е> Ёта грязная работа нас не интересует<Е>, их спор с давно ушедшим старым искусством не что иное, как воскрешение мертвых<Е>.

Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника!?

Будущее за нами.

Мы все равно при своем движении задавим и тех, которые подкапываются под нас, и стоящих в стороне.

Нам не нужна популяризация все равно наше искусство займет в жизни полностью свое место это дело времени. Нам не нужны диспуты и лекции, и если иногда мы их устраиваем, то это подачка общественному нетерпению.

<Е> Мы, художники будущих путей искусства<Е>.

Спящих мы не будим, дураков не вразумляем, пошляков клеймим этим именем в глаза<Е>. Довольно «Бубновых валетов», прикрывающих этим названием свое убогое искусство, бумажных пощечин, даваемых рукой младенца, страдающего собачьей старостью Союзов старых и молодых!

<Е> Мы против Запада, опошляющего наши восточные формы и все нивелирующего.

<Е> Выдвигаемый нами стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов <Е>. Луч условно изображается на плоскости цветной линией <Е>.

<Е> Отсюда начинается истинное освобождение живописи и жизнь ее только по своим законам, живописи самодовлеющей <Е>».

Великая утопия. Русский и советский авангард, 1915 1932. М., 1993. С.646.

Задание 19. Прочтите критическое суждение  С.К. Маковского о творческих результатах авангардистов. Как вы думаете, чем вызвано резко отрицательное к ним отношение автора? Сравните с тоном предыдущего «Манифеста». Сформулируйте и аргументируйте свое мнение о роли и достижениях русского авангарда. Документ 19.

С.К. Маковский. Из статьи «Художественный Интернационал». 1910 1922 гг. (Фрагмент).

«<Е> Зараза обошла все страны. И везде итог один. Ничего в этой живописи не осталось ни от отечественной преемственности, ни от народного колорита. В ней как бы осуществился космополитизм сознательного дикарства. языки смешались, национальные особенности сгладились. Все племена залепетали на одичалом воляпюке.

Международная мода была и прежде законом живописи. <Е>но разница та, что прежде, заимствуя формы, художники както претворяли, преображали образы в духе народном. Теперь же, в новейшем творчестве, сохранившем одну голую форму, национальный отпечаток исчез почти бесследно. Бельгийского или румынского кубофутуриста от русского или немецкого, право же, не отличишь.

<Е> Как все космополитное, сугубо монотонна и эта живопись, несмотря на свои «интуиции» и «дерзания». Она сразу обратилась в какоето нудное эпигонство. Она нисколько не индивидуалистична, хотя каждый автор почитает долгом изобрести собственный «трюк». я бы сказал, до ужаса безлична эта живопись международного огрубения, хотя дело еще не дошло до потери индивидуального акцента, о чем, вероятно, мечтают насадители Третьего Интернационала в несчастной России».

Маковский С.К. Силуэты русских художников. М., 1999. С.291.

Задание 20 (итоговое). Сопоставьте направления в художественной жизни начала ХХ в. по предложенным параметрам. Дополните таблицу именами художников, поэтов, композиторов и художественных объединений.

Параметры и характеристики Стилисты модерна Поиски национальных основ Поиски в области примитивизма Авангардные эксперименты
Понимание задач искусства и  творчества        
Отношение к прошлому художественному опыту        
Характер художественного языка        
Основные объединения        
Представители данного направления        
Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru