Новый исторический вестник

2001
№2(4)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т.М. Кравченко

Н.В. Ростиславлева ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА В ГЕРМАНИИ: КАРЛ ФОН РОТТЕК. М.: Изд. центр РГГУ, 1999. - 142 С.

  Всплеск интереса к теории и практике либерализма, возникший на Западе в конце 70-х гг. в связи с кризисом социального государства и выдвижением неолиберальных экономических доктрин, в 90-е гг. достиг России. Потребность в глубоком научном анализе западной либеральной традиции,  в изучении исторического опыта зарубежных стран и возвращении к истокам теории и практики либерализма многократно возрастает в силу того, что разочарование российского общества в либеральных реформах начала 90-х гг. привело к неоправданной дискредитации самого понятия «либерализм».

Отечественная историческая наука активно откликнулась на идущие в обществе дискуссии появлением целого ряда  глубоких и интересных работ по проблемам либерализма, дающих возможность не только по-новому осмыслить это сложное и во многом противоречивое идейно-политическое течение, но и увидеть его положительный, созидательный потенциал.[1]

В этой связи большой интерес вызывает монография доцента кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета  Н.В. Ростиславлевой, посвященная зарождению либерализма в Германии в первой половине XIX в. Работа представляет собой удачное сочетание историко-биографического исследования, посвященного одному из виднейших представителей южно-германского либерального движения баденскому историку, правоведу и политику Карлу фон Роттеку, с глубоким анализом его правовой, политической и исторической концепций.

Жизнь Карла фон Роттека (1775 - 1840) приходится на период торжества либеральной экономической мысли. Английский историк Э. Хобсбаум пишет в своей монографии, что «публикация в 1776 г. книги Адама Смита… «Богатство народов» отмечает начало этого периода, «Принципы политической экономии» Давида Рикардо (1817 г.) – ее пик, а 1830 г. – начало ее заката или трансформации».[2] Заслугой Карла фон Роттека, автора 9-томного труда по всеобщей истории, 4-томного учебника по теории государства и права и одного из авторов и редакторов 15-томного «Государственного лексикона, или Энциклопедии государственных наук» – своеобразного политического словаря, - стало последовательное осмысление естественно-правовой, политической, религиозной и исторической концепций через призму либеральных взглядов в период их пика.

Во введении автор монографии обстоятельно освещает историографию вопроса, подчеркивая, что «социально-политические воззрения Роттека - почти не исследованный сюжет в отечественной исторической литературе» (с.10). Немецкая историография в разные периоды истории Германии занимала в отношении Роттека неоднозначную позицию, отталкиваясь от его видения пути национального объединения Германии, выраженного его формулой: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы».

Первая глава монографии посвящена жизненному пути Карла фон Роттека. Француз по матери, он сочетал в себе немецкую работоспособность и организованность с глубоким уважением к французской культуре и воодушевлением ко всему возвышенному, что, по мнению автора, сказалось на ориентации либерализма Роттека на французскую модель. Интересы Роттека-ученого выходили далеко за рамки его непосредственной работы: он занимался юриспруденцией, был профессором на кафедре всеобщей истории во Фрайбургском университете Бадена, а с 1818 г. – на кафедре права в том же университете. Наряду с этим на протяжении почти 20 лет он являлся членом баденского ландтага и лидером парламентских либералов.

Живой интерес вызывает собранный автором большой иллюстративный материал, содержащий фотографии Карла фон Роттека, членов его семьи, друзей и единомышленников. Фотографии фрагментов прижизненных изданий произведений Роттека, литографии и карикатуры первой половины XIX в. создают необходимый для любого историко-биографического исследования фон повседневной и политической жизни германского общества начала XIX в.

В последующих главах монографии Н.В. Ростиславлева подробно анализирует теоретические воззрения баденского ученого, обстоятельно сравнивая его концепции со взглядами Руссо, Гоббса, Локка, Канта и других выдающихся мыслителей эпохи Просвещения и современников самого Роттека.

В естественно-правовой концепции Роттека, в целом выдержанной в традициях рационализма Просвещения, из двух важнейших принципов – свободы и равенства - акцент делается на свободе. Роттек подразделял свободу на «внутреннюю» (желать чего-либо независимо от чужой воли) и «внешнюю» (усмирять собственные желания, если они противоречат стремлениям других) (с.32). Равенство – это прежде всего равная свобода и равные права. Вместе с тем он признавал вслед за Кантом параллельное действие морали и права, что по мнению Н.В. Ростиславлевой, свидетельствует о том, что «чисто рациональное право в раннелиберальной доктрине претерпевало изменение» (с.35).

В основе политической теории Роттека лежит идеология Просвещения. Одну из основополагающих целей государства он видел в обеспечении гражданских свобод: «Государство должно быть… учреждением, охраняющим все права своих граждан, так как человек требует внешней свободы, личной безопасности и возможности достижения своих целей» (с.37). Государство должно быть гарантом собственности как основы индивидуальной свободы граждан. Рассматривая республику как идеальную форму государственной власти, Роттек, тем не менее, к середине 30-х гг. пришел к убеждению, что наилучшей формой правления для Германии является конституционная монархия.

Плодотворной оказалась попытка автора монографии исследовать религиозные взгляды Роттека. Необходимо отметить, что этот аспект его мировоззрения ранее не получил достаточного освещения не только в отечественной, но и в немецкой историографии. Между тем выступления Роттека против нарушения Пруссией прав католической церкви принесли ему славу как политику. Последовательно проводя принципы либерализма во взаимоотношениях церкви и государства, он выступал за отделение церкви от государства и уравнение в правах христианской, мусульманской, иудейской и прочих церквей.

Значительный научный интерес представляет глава монографии, посвященная отношению южногерманских либералов к проблеме национального единства – магистральной проблеме германской истории XIX в. Н.В. Ростиславлева пишет, что «лидер раннего либерализма немецкого Юго-Запада К. фон Роттек к решению национального вопроса подходил с позиции индивидуальной свободы и гражданского равенства и полагал, что единство не должно быть достигаемо путем насилия» (с.62-63). Решение проблемы виделось ему на пути создания союза конституционных государств как первого шага к истинному объединению. Автор монографии отмечает, что позиция южнонемецких либералов до сих пор является предметом исторической дискуссии, активизировавшейся в период объединения Германии в 90-е гг. ХХ в.

Анализируя исторические сочинения Карла фон Роттека, Н.В. Ростиславлева приходит к выводу, что они являют собой наглядный пример проникновения философии раннего либерализма, вобравший в себя важнейшие идеи Просвещения, в область трактовки всемирной истории (с.74). Для историков несомненный интерес представляет отношение Роттека к роли исторического факта. Считая исторический факт основным предметом исторического исследования, либеральный баденский историк и политик допускал возможность исключения из исторического повествования тех фактов, которые не способствуют приближению к разумной цели - воспитывать любовь к добродетели и ненависть к пороку, воодушевлять на большие дела. Исторический труд Роттека охватывает все периоды истории – Древний мир, Средние века и Новое время, - рассматриваемые через призму его морально-прагматического подхода, но наибольший интерес представляют для нас разделы, посвященные России. Н.В. Ростиславлева впервые знакомит отечественного читателя с оценками Роттека места и роли России в европейской и мировой истории, взглядом на российскую историю извне. Главной персоной русской истории  Роттек считал Петра I, которому отдавал предпочтение в сравнении с Екатериной II несмотря на ее немецкое происхождение. Период правления Александра I оценивался им как наиболее плодотворный в истории России, хотя, по его мнению, «азиатский дух империи сломлен не был» (с.110).

Вместе с тем монография не свободна от некоторых недочетов, характерных для многих историко-биографических исследований. Увлеченность автора яркой и неординарной личностью, глубокими историко-правовыми и философскими идеями Карла фон Роттека мешает объективной оценке его места и роли как в истории германского либерализма ХIХ в., так и в политической жизни южногерманских земель. Этот аспект чрезвычайно важен в связи с существующим в научной литературе мнением, что южногерманский либерализм оказался тупиковой ветвью в развитии немецкого либерализма и уже с середины XIX века постепенно был вытеснен из политической жизни[3].

Второй блок вопросов, который, на наш взгляд, не нашел достаточного отражения в исследовании Н.В. Ростиславлевой - это место германского либерализма в реалиях Германии ХIХ в., соотношение консервативной и либеральной традиций в германской истории.

Монография написана на солидной и представительной источниковой базе. Наряду с обширным научным наследием Карла фон Роттека, с которым отечественный читатель мало знаком, в монографии использованы также документы отдела письменных источников Государственного исторического музея, земельного архива в Карлсруэ, германская пресса XIX в. Н.В. Ростиславлевой удалось найти 5 писем Роттека в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ, бывший  РЦХИДНИ).

Оценивая монографию Н.В. Ростиславлевой в целом, следует отметить, что это - глубокое исследование жизни и творчества одного из выдающихся либеральных мыслителей начала ХIХ в. Несомненным достоинством работы является живое и доступное непрофессиональному читателю изложение сложнейших философских и правовых аспектов идейно-теоретического наследия Карла фон Роттека. Монография заслуживает внимания не только специалистов, но и широкого круга читателей, интересующихся как историей Германии, так и проблемами зарождения и развития либеральных идей.

Примечания:


[1]  Европейский либерализм в новое время: теория и практика. М.,1995; Либерализм Запада в XVII - XX вв. М.,1995; Либеральная традиция в США и ее творцы. М.,1997.

[2]  Хобсбаум Э. Век революции, 1789 - 1848. Ростов н/Д,1999. С.325.

[3]  Подробнее см.: Gall L. Der Liberalismus als regierende Partei. Wiesbaden,1968.

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru