Новый исторический вестник

2001
№2(4)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
 №52
 №53
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.П. Рощевская

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра отечественной истории Сыктывкарского государственного университета возникла при разделении в 1991 г. кафедры истории СССР на две. За прошедшее десятилетие в ее истории произошло немало событий. Некоторые из них хотелось бы вспомнить.

Ко времени реформирования кафедры истории СССР и возникновения нового преподавательского коллектива указом Президента Российской Федерации уже была распущена КПСС. Прекратились длительные партийные собрания. Преподаватели получили возможность больше времени заниматься научной работой и больше внимания уделять студенческим проблемам.

Доценту П.П. Котову была предоставлена возможность перейти на должность старшего научного сотрудника для подготовки докторской диссертации, и на кафедре возникла временная вакансия. На работу пригласили выпускников нашего университета. Ёто были талантливые, ищущие ребята, но адаптация к новому статусу преподавателя не у всех проходила гладко. Некоторые из них, к нашему сожалению, покинули кафедру. Судьба их сложилась по-разному, но дружественное участие в их судьбе и взаимная заинтересованность сохраняются до сих пор.

Когда в связи с изменением учебных планов произошло очередное сокращение нагрузки, перед кафедрой была поставлена задача самостоятельно решить, от кого из преподавателей придется отказаться. Выбор был трудный, так как у каждого имелись заслуги и достоинства, да и в целом это был дружный, дееспособный коллектив, который, надеюсь, хорошо влиял на студенческую молодежь. Выбор пал на кандидата исторических наук только потому, что она одновременно работала в другом месте. Очень хочется думать, что уход из университета теперь, по прошествии нескольких лет, оценивается ею адекватно сложившимся тогда обстоятельствам.

В 1991 Ц 1998 гг. на кафедре была открыта аспирантура, в университете начал действовать диссертационный совет. Появление аспирантов значительно оживило нашу интеллектуальную жизнь. Почти ежемесячно на заседаниях кафедры обсуждали либо формулировку новой диссертационной темы, либо текст очередной статьи, либо заслушивали отчет молодого исследователя о научной работе, либо принимали кандидатский экзамен по специальности. Ёти обсуждения проходили очень оживленно и заинтересованно, часто заканчиваясь теоретическими спорами. Почти все аспиранты и соискатели одновременно работали в учреждениях культуры и образования, они приносили на кафедру новую информацию, держали нас в курсе вопросов, обсуждавшихся в других коллективах.

Не все наши соискатели и аспиранты защитили диссертации, отсев был значительный, за что нас справедливо критиковали.  Но мы предлагали соискателям самые разные темы, в которых прежде всего были заинтересованы они сами.

Кафедра курировала работу созданного в 1889 г. «Общества изучения Коми края», в рамках которого было проведено шесть научных конференций. Как председателю совета общества мне пришла мысль организовать при кафедре краеведческие «вторники», которые проходили раз в месяц в течение нескольких лет. Их подготовка занимала много времени и сил. Частенько я делала замечания своим коллегам по поводу того, что они не присутствовали на очередном «вторнике», но дело двигалось.

Хотя об этих «вторниках» довольно часто писали в газетах, хотелось бы отметить некоторые особенности этих мероприятий. Сразу было решено, что они должны сопровождаться выпуском рекламных буклетов, посвященных обсуждаемым проблемам с обязательным библиографическим списком. Ёти списки готовили мы сами, позже нам стали помогать сотрудники краеведческого отдела Национальной библиотеки. Полиграфическое исполнение этих приглашений чаще всего оставляло желать лучшего, но они расходились потом по библиотекам и служили справочным материалом. С особенной  благодарностью хочется вспомнить работу библиографа М.И. Ельсовой. Бывшая учительница, хороший организатор и рассказчик, она как сотрудник краеведческого отдела Национальной библиотеки почти на всех «вторниках» выступала с информацией о новых поступлениях по теме.

На «вторники» приглашали сельских школьников и давали им возможность выступить в городской аудитории наряду с опытными преподавателями и авторами известных в Республике Коми книг. Запомнились «вторники», которые организовывали Усть-Цилемское и Ижемское землячества: по истории села Ручь Усть-Куломского района, села Петрунь - Интинского, Нювчимских заводов и другие.

Интерес к библиографическим справкам побудил нас готовить более серьезные тематические указатели. Довольно долго мы думали, под каким соусом их издавать, пока кому-то из коллег не пришла мысль делать библиографические указатели к спецкурсу. Тему спецкурса придумали не очень благозвучную: «Коми-русские культурные связи». Планировали, что мы будем его читать на кооперативных началах с заведующей кафедрой русской литературы кандидатом филологических наук доцентом Т.я. Зигурс-Гринфельд.

Таисия яковлевна пришла на первую лекцию. Как я теперь понимаю, из лекции ничего не получилось. Таисия яковлевна больше на занятия не приходила, и «отдувалась» я одна. Спецкурс я раза два прочитала, а потом он остался в памяти только тем, что к нему было выпущено пять методических указаний с библиографией (два таких указателя так и не увидели свет). Темы для методических указаний были выбраны в ту пору актуальные: о К.Ф. Жакове, П.А. Сорокине и других. Ёти имена были у всех на слуху, но необходимой литературы не было. Следовало подсказать пытливым студентам и краеведам, что они многое могут найти даже в небольших библиотеках.

Первый указатель - о К.Ф. Жакове - был издан громадным тиражом в 1 000 экземпляров и почти весь разошелся. Последний - роспись содержания краеведческих журналов 1930-х гг. - сделан лучше всего, уже с применением компьютера, моей аспиранткой О.В. Орловой; он пользуется большим спросом до сих пор. Фактически эти указатели ввели в научный оборот почти неизвестные для современного читателя источники. Так как сама я подготовить эти библиографические указатели не имела возможности, была сделана ставка на заинтересованных людей. О К.Ф. Жакове и основателе статистической службы в Коми крае В.Т. Попове биографические справки и библиографию составили их внучки: художница из ярославля Л.В. Жакова и Заслуженная учительница школы из г. Ухта Р.Л. Попова.

Есть, конечно, у этих изданий недостатки, которые с прискорбием приходится признать: названия методических указателей не были продуманы как однотипные, серия не выдержана по всей форме.

Увлечение краеведением побудило поддержать инициативу филологов и приступить к изучению коми языка. Занятия с преподавателями вел студент 1-го курса Сережа Габов, работавший под руководством профессора А.Е. Игушева. Сережа давал задания, устраивал нам мини-экзамены, рисовал почетные грамоты за героизм и терпение. Кстати, сам «преподаватель» на наших занятиях «не светился». Мы очень старались помочь Сереже, но получалось далеко не у всех и не все. Теперь мы с удовольствием следим за интересной научной и преподавательской карьерой этого юноши.

Хотя 90-е гг. были трудными в экономическом плане и баснословный рост цен был предметом постоянных обсуждений, еще имелись возможности для поездок: преподаватели участвовали во многих научных конференциях, бывали за рубежом. Несколько удачнее складывалась судьба молодой тогда преподавательницы, кандидата исторических наук Л.А. Максимовой, которая искала спонсоров для поездок за границу. Немалую роль здесь играло и то обстоятельство, что Любовь Анатольевна знает английский язык и много им занимается.

Желание побывать за рубежом, познакомиться с западными учеными было так сильно, что на кафедре было решено коллективно посещать занятия по английскому языку. Занятия для нас вела очень энергичная и знающая дама, которая активно использовала новые приемы преподавания и на нас экспериментировала. То сажала всех в креслах в кружок и раскладывала на полу картинки с ресторанными кушаньями, то заставляла делать гимнастику, но во всех случаях требовала говорить только по-английски. Ёта «муштра» продолжалась полгода, пока мы не поняли, что не всем дано усвоить язык в зрелом возрасте. Наилучшие успехи показывала Л.А. Максимова. Для нее занятия не прошли даром: она ездила для преподавания в США.

В конце концов, мы поняли, что наловчились писать тезисы быстро и ладно, но это - мелкая работа. Большое количество опубликованных тезисов подвигло нас на одну авантюрную затею: написать коллективную монографию по истории культуры. Мы неоднократно собирались и обсуждали структуру будущей книги, авторский коллектив, сроки сдачи материала, но воз и ныне остался там. Теперь очевидны наши тогдашние прожектерские замашки: навыков писать большие работы почти ни у кого не было, хорошие знания истории края пока звучали не на исследовательском, а на лекционном уровне, авторы еще «не притерлись» друг к другу.

Несмотря на то, что опыт оказался неудачным, он нам во многом помог, так как каждый стал пробовать себя в подготовке учебных пособий к лекционным курсам. Такие пособия вышли у доцентов Т.М. Хорунжей, П.П. Котова и О.Е. Бондаренко. Мы стали привлекать студентов к подготовке серьезных исследований, и многие наработки опубликованы в соавторстве с ними.

Самый большой праздник был, когда на факультете появился первый, очень простенький, компьютер. Для работы на нем устанавливалась живая очередь или запись. Наряду с лаборантами за него садились и преподаватели. Понадобилось научиться овладеть этой техникой - и мы дружно отправились на курсы пользователей ЁВМ. Не всем далась эта техника, лаборанты очень скоро обогнали нас, и здесь уместно выразить им нашу признательность за повседневную помощь в работе.

Незадолго до создания кафедры на факультете было решено создать межкафедральный кабинет, где студенты могли бы готовиться к занятиям и получать книги. Лаборант кафедры был освобожден от выдачи книг, что позволило больше внимания уделять оформлению документов кафедры, перепечатке рабочих планов и методических указаний, которые разрабатывали преподаватели.

Первой лаборанткой была Л. Зорина - наша бывшая студентка. Ёнергичная, подвижная, любезная, она очень многое делала для кафедры, но вскоре подыскала себе более высокооплачиваемую работу. Существенную роль в работе кафедры играла другая лаборантка - А. Бровина, которая успела уже окончить университет и аспирантуру.

Вероятно, надо было сильнее подчеркнуть роль ленинградской научной школы и московских ученых в нашем развитии. Мы ценим и помним тех, благодаря кому сложился коллектив кафедры. В 1995 г. была проведена всероссийская научная конференция по историографии, положено начало регулярному проведению всероссийских студенческих научных конференций.

Ёти откровенные раздумья бывшего заведующего кафедрой об опыте нашей работы за прошедшее десятилетие, на первый взгляд, может показаться мелкими и мало результативными. Думается, однако, что он реально отражает научную и преподавательскую жизнь периферийного вуза.

В 1998 г. факультет и кафедры переехали в новое, только что капитально отремонтированное здание. Началась новая эпохаЕ

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru