Новый исторический вестник

2001
№2(4)

ПОДПИСАТЬСЯ КУПИТЬ НАПЕЧАТАТЬСЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ EDITORIAL BOARD НОВОСТИ ФОРУМ ИЗДАТЬ МОНОГРАФИЮ
 №1
 №2
2000
 №3
 №4
 №5
2001
 №6
 №7
 №8
2002
 №9
2003
 №10
 №11
2004
 №12
 №13
2005
 №14
2006
 №15
 №16
2007
 №17
2008
 №18
 №19
2009
 №20
 
 №21
 
 №22
 
 №23
2010
 №24
 
 №25
 
 №26
 
 №27
2011
 №28
 
 №29
 
 №30
 
 №31
2012
 №32
 
 №33
 
 №34
 
 №35
2013
 №36
 №37
 №38
 №39
2014
 №40
 
 №41
 
 №42
 
 №43
2015
 №44
 №45
 №46
 №47
2016
 №48
 №49
 №50
 №51
2017
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРЫ НОМЕРА
  ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.В. Ауров, В.И. Журавлева, А.В. Шарова

НАТАЛИЯ ИВАНОВНА БАСОВСКАЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА

Писать юбилейную статью о таком человеке, как Наталия Ивановна Басовская, чрезвычайно сложно. Яркость и многогранность личности юбиляра создают риск впасть в излишнюю патетику, свойственную данному жанру. Однако сегодняшние итоги ее научной и педагогической деятельности заслуживают особой оценки и самого пристального внимания.[1]

Н.И. Басовская
Н.И. Басовская

В школьные годы наставником Наталии Ивановны была А.А. Сванидзе, в будущем — один из ведущих отечественных медиевистов, заведующая сектором Института всеобщей истории РАН. Это оказало самое непосредственное влияние на выбор Н.И. Басовской профессии историка. В 1963 г. она с отличием закончила исторический факультет Московского университета, где специализировалась по кафедре истории средних веков.

В 1969 г. Наталия Ивановна защитила кандидатскую диссертацию «Английская политика в Гаскони в конце XIII — начале XIV вв.», подготовленную под руководством известного советского медиевиста Е.В. Гутновой. С тех пор тема англо-французского противостояния оказалась в центре научных интересов Н.И. Басовской, найдя отражение в ее многочисленных публикациях.

Результатом многолетних изысканий ученого явилась защита в 1987 г. докторской диссертации «Англо-французские противоречия в международных отношениях Западной Европы второй половины XII — cередины XV вв.».

Умение ставить вопросы и намечать перспективы дальнейших исследований стало отличительной чертой Наталии Ивановны как историка. Формирование ее научного мировоззрения происходило под воздействием целого ряда факторов, сложного переплетения внешних и внутренних обстоятельств.

Прежде всего следует обратить внимание на общее состояние отечественной медиевистики в 70-е гг., то есть в тот период, когда Н.И. Басовская ступила на стезю самостоятельной исследовательской деятельности. Это было время, вошедшее в историю как апогей эпохи «застоя». Оно характеризовалось глубоким кризисом отечественной исторической науки, едва ли не наиболее явно проявившимся именно в сфере изучения истории западноевропейского Средневековья. Уходили в прошлое титаны советской медиевистики, ученые, формирование научных взглядов которых происходило еще до революции 1917 г. и в первое послереволюционное десятилетие, — С.Д. Сказкин, А.И. Неусыхин, А.Д. Люблинская и другие. Самим фактом своего существования и образом жизни они связывали советскую медиевистику с традицией русской дореволюционной школы, успевшей на рубеже веков занять достойное место в символической мировой «Табели о рангах» своей дисциплины. Теперь наследие этой школы, давшей миру П.Г. Виноградова, Л.П. Карсавина, Н.П. Оттокара, О.А. Добиаш-Рождественскую (разумеется, приведенный перечень ни в коей мере не претендует на исчерпывающую полноту), стало органичной частью прошлого русской исторической науки.

Н.И. Басовская
Н.И. Басовская

Поколение исследователей, пришедшее им на смену, в большинстве своем значительно уступало предшественникам и по уровню общей культуры, и по чисто профессиональным навыкам. Для этих ученых, сформировавшихся в условиях советской школы, интерес к живому историческому знанию, отраженному в источнике, нередко отходил на второй план. Их главные усилия были направлены на построение глобальных теоретических схем, не лишенных известной доли оригинальности, но зачастую схоластических в своих основах. Несомненно, свою роль сыграло и доминирование марксисткой методологии. Однако нельзя забывать о тенденции, наметившейся уже в начале ХХ в. и определившей лицо московской школы медиевистики в противовес петербургской. Не случайно в Московском университете в 1910-е гг. не нашлось места такому выдающемуся историку-медиевисту, как А.П. Рудаков. Причины своих разногласий с коллегами последний исчерпывающе выразил в письме к В.И. Герье (1916 г.): «Мои коллеги настолько пропитаны позитивизмом, экономизмом, социологизмом…, что изучение всего остального считается даже нелепым».[2]

Утверждение же марксизма в качестве господствующего направления исторической и философской мысли постепенно привело к закономерному итогу в 70-е гг. Именно тогда, говоря словами известного современного историка античности Э.Д. Фролова, «историческое исследование перестало быть самим собою», поскольку его не переставали «подтягивать под уровень социологического трактата, или, что не менее страшно, стали превращать в опытное поле для энтузиастов вычислительной техники».[3] Разумеется, сказанное отражает лишь общую линию и не дает полного представления о развитии отечественной медиевистики в указанный период. Реальная жизнь всегда сложнее ее описаний, и не существует правил без исключений, порой — блестящих.

Было бы явным преувеличением заявление о том, что историк-медиевист Н.И. Басовская изначально и полностью противостояла той школе, в рамках которой происходило ее формирование. Но при этом каждый человек сам выбирает свой жизненный и профессиональный путь. На выбор, сделанный Наталией Ивановной, повиляло ее знакомство с последними представителями старой русской школы медиевистики, прежде всего — С.Д. Сказкиным, А.И. Неусыхиным, А.Д. Люблинской. Не менее важным стало явление, сходное с тем, которое известный писатель-диссидент А. Синявский в свое время назвал «стилистическими разногласиями» с советской действительностью. Не подвергая сомнению основы господствующих научных теорий, Н.И. Басовская, будучи яркой артистической натурой, не могла примириться с наукообразностью советской манеры историописания. Определенное значение имела и ее педагогическая деятельность в Историко-архивном институте: в живой речи лектора особенно явно проявлялась слабость отвлеченно-научных схем, смягчавшаяся письменным текстом. Несомненно, манера лектора чувствуется во всех зрелых работах, вышедших из-под пера Н.И. Басовской.

Гораздо позднее, в конце 80-х гг., она сможет в полной мере отразить суть своих «стилистических разногласий» с советской медиевистикой, которые из смутных ощущений перерастут в четкое и обоснованное убеждение: «Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной. Известно, однако, что современная научная и учебная литература по истории почти «обезлюдела». Главное место в учебниках прочно заняли «объективные предпосылки», «факторы», «процессы», «структуры», «закономерности», «исторические последствия», «типологические признаки», «системообразующие функции» и другие многочисленные категории. <...> Доводя до абсурда самую борьбу против «событийности» и «описательности», авторы пособий пришли, на мой взгляд, к другой крайности: с помощью современного учебника истории читателю невозможно представить картину жизни, ощутить аромат ушедших эпох, услышать голоса конкретных людей». И далее: «История — великая человеческая драма. И писать ее без образов действующих лиц, без реальной обстановки их действия нельзя».[4]

Именно поэтому на первый план в лекциях Н.И. Басовской вышли конкретные исторические персонажи — живые люди в контексте реальных судеб реальных эпох. В ее научном творчестве интерес к историческому портрету, пожалуй, наиболее полно воплотился в поздней статье «Правитель и народ в Столетней войне: миф и реальность» (1991 г.). Констатируя, что «знаменитый англо-французский конфликт — это грандиозная человеческая драма»[5], она обосновывает выдвинутый тезис на примерах конкретных биографий: королей Англии Эдуарда III и Ричарда II, а также французского монарха Карла V Мудрого. В самой подаче материала чувствуется явное влияние традиции русской историографической школы XIX в. (в частности, работ Н.И. Кареева), не получившей достаточного развития в советской медиевистике.

Несомненно, магия образа выдающейся исторической личности стала одним из побудительных мотивов для написания Н.И. Басовской предисловия к русскому переводу одной из последних биографий Жанны д’Арк, принадлежащей перу известных французских медиевистов Р. Перну и М.-В. Клэн.[6] Посвящено оно главным образом характеристике исторического контекста описываемых в книге событий, связанных с перипетиями англо-французских отношений накануне и в ходе Столетней войны. Именно эта тема, итогом разработки которой явилась монография «Столетняя война, 1337 — 1453» (1985 г.), а также цикл статей[7], превратилась в доминанту научного творчества Н.И. Басовской.

Отправным пунктом формирования ее интереса к истории великого конфликта Средневековья стала, конечно, кандидатская диссертация, посвященная истории английской политики в Гаскони.[8] Наряду с этим следует учитывать веяние времени, отличавшегося гиперстабильностью повседневной жизни общества и четкой заданностью информационного поля. В итоге обращение к изучению сферы международных отношений становилось для историка едва ли не единственной возможностью избежать скучных занятий экономическими сюжетами, где правил всемогущий марксистский бог — «способ производства».

Идеи, сформулированные Н.И. Басовской, в наиболее полной мере нашли отражение в работе, которую можно считать завершающей вехой цикла публикаций, посвященных англо-французским отношениям XII — XV вв.: «Англия и Франция в международной жизни XII — XIV вв.» (1988 г.). Следует обратить особое внимание на определение понятия «международная жизнь», введенного в качестве альтернативы термину «международные отношения», так как последний подразумевает явление, характерное лишь для периода существования сложившихся централизованных государств, то есть для эпохи, открывающей Новое время. Кроме того, Н.И. Басовская впервые в отечественной медиевистике предложила целостную характеристику причин англо-французского конфликта и четкую периодизацию его истории.

Она выделила три основных этапа:

I. Вторая половина XII — середина XIII вв. — время соперничества феодальных монархий Плантагенетов и Капетингов, когда борьба за контроль над континентальными владениями английской короны, за влияние в пределах Священной Римской империи и Средиземноморья оказалась столь ожесточенной, что в нее в качестве союзников одной из противоборствующих сторон были вовлечены монархи Шотландии, Кастилии, германские императоры и другие феодальные правители.

II. Середина XIII — 30-е гг. XIV вв. — период, основное содержание которого предопределил процесс территориального размежевания крепнущих феодальных монархий; центральное место в его рамках заняла так называемая «Гасконская проблема».

III. 1337 — 1453 гг. — собственно эпоха Столетней войны, сопровождавшейся как расширением круга союзников противостоящих сторон, так и значительным усилением роли экономической составляющей в ряду противоречий, разделявших участников конфликта.[9] 

Изучение сюжетов, связанных с историей Столетней войны - решающей фазы многовекового англо-французского конфликта, стало основой для выработки оригинального подхода к оценке места войны в жизни человека Средневековья. Новое видение проблемы нашло отражение в статье «Идеи войны и мира в западноевропейском средневековом обществе» (1990 г.). Уже в одной из ранних работ Н.И. Басовская обратила внимание на ряд исследований английских и французских историков, анализировавших степень воздействия фактора войны на эволюцию социальных и экономических структур Средневековья[10] (прежде всего речь идет о трудах Ф. Контамена и Дж. Бэрни[11]). Однако Наталия Ивановна предлагает более широкую постановку вопроса, рассматривая все указанные параметры в составе единого комплекса с учетом сложной гаммы взаимовлияний. Она отмечает, что «деструктивно-конструктивные процессы, порождаемые войной, должны быть исследованы более обобщенно, на уровне философского осмысления этого явления».[12]

В этой статье исследуется процесс восприятия войны и мира людьми Средневековья на протяжении длительного времени. Выделяются следующие фазы: 1) представления германцев-варваров, которые воспринимали войну как «естественное общее дело», а потому —  акт «достойный восхваления и одобрения»[13], 2) формирование понятия «справедливой войны» в смысле войны в защиту веры, 3) постепенная эволюция содержания термина «справедливая война» от его трактовки как войны в защиту веры до применения к определению любого военного конфликта, получившего соответствующее юридическое и идеологическое обоснование (XII — XIII вв.), 4) апелляция к мнению народа при обосновании категорий «справедливости» или «несправедливости» войны, что получило повсеместное распространение во второй половине XIV — начале XV вв.

Принципиальное значение имеет предложенная оценка Средневековья как эпохи «хронической войны», времени, когда мир оставался недостижимым, хотя и желанным, идеалом.[14] Подобный подход предполагает рассмотрение средневекового общества в целом, вне региональных и хронологических рамок, как «общества, организованного для нужд войны» («organized for war» - выражение английской исследовательницы Э. Лаури)[15], руководствующегося ценностными системами, определяемыми войной, и существующего за счет экономики, приспособленной к потребностям войны. Разумеется, западноевропейские общества, «созданные для нужд войны», не представляли собой единого типа, а представляли собой модели, определявшиеся спецификой территории и периода. Общей же оставалась детерминирующая роль военного фактора.

Последовательное развитие указанных положений способно открыть новую страницу в развитии медиевистики. Хочется надеяться, что свою лепту в этот процесс внесет сама Н.И. Басовская — авторитетный медиевист, член редколлегии ведущего отечественного ежегодника «Средние века», — а также ее многочисленные ученики.

Публицистические статьи на страницах журналов «Знание — сила» и «Родина» (членом редколлегии которого она является) высвечивают еще одну грань таланта ученого и нацелены на формирование в обществе интереса к историческому прошлому через осознание многообразия оценок и подходов к его изучению.

Ее цельная и оригинальная концепция истории Средневековья формировалась как в процессе научной деятельности, так и в ходе тридцатилетней педагогической работы на кафедре всеобщей истории сначала МГИАИ, а затем РГГУ. Во многом благодаря ее таланту и энтузиазму значительно повысился статус всеобщей истории как неотъемлемой составной части учебного комплекса университета. В 1988 г. Н.И. Басовская возглавила кафедру всеобщей истории и в течение короткого срока сумела привлечь к преподавательской работе не только молодых и энергичных исследователей, но и маститых ученых из академической среды. Тем самым ей удалось достичь существенных результатов в реализации идеи взаимосвязи академической науки и педагогической практики в стенах Российского государственного гуманитарного университета.

Яркий педагогический талант, обаяние и артистизм, профессиональная эрудиция Наталии Ивановны находят неизменный отклик в студенческой аудитории. Широта научных интересов позволила ей предложить оригинальные авторские курсы как для российских, так и для американских студентов. В 90-е гг. она неоднократно читала лекции по истории советской исторической науки в университетах США, где снискала заслуженное уважение среди студентов и коллег. У российских студентов лекции Наталии Ивановны пользуются неизменной популярностью и пробуждают живой и крепнущий  интерес к изучению истории Средневековья и Раннего Нового времени, нередко воплощающийся в дипломных и кандидатских работах, написанных под ее руководством. Эти исследования разнообразны по тематике и оригинальны по замыслу. Наталия Ивановна обладает удивительной способностью генерировать идеи, не навязывая при этом собственного мнения, что создает особую атмосферу диалога между Учителем и Учеником, стимулирует творческий поиск формирующихся историков.

Важным этапом в становлении научно-педагогического метода Н.И. Басовской стало создание Кружка истории древности и Средневековья (КИДИС) и организация знаменитых «Судов истории». В 80-е гг. для студентов МГИАИ это был особый мир, где они ощущали себя одновременно исследователями и действующими персонажами различных исторических эпох. Свобода научного творчества, атмосфера толерантности, разнообразие тем для дискуссий, форма их проведения – все способствовало становлению научной культуры. «Судам истории» удалось выйти за стены Историко-архивного института и стать частью еще одного важного направления деятельности Н.И. Басовской — популяризации исторических знаний.

Умение находить правильный язык общения с различной аудиторией, говорить просто и образно о сложных проблемах исторической науки, построить сюжет по правилам исторической интриги позволили ей подготовить серию авторских радиопередач для школьников в программе «Загадки Клио», создать сценарии и научный комментарий к телевизионным фильмам о «Судах истории», быть постоянным участником программ радиостанции «Эхо Москвы», посвященных центральным проблемам истории Средневековья.

Особого внимания заслуживает подготовленный на ОРТ цикл телепередач под общим названием «Цивилизация», в которых Н.И. Басовской удалось реализовать один из своих излюбленных творческих замыслов: показать Человека в Истории и Историю в Человеке. Этот замысел воплотился в создание целого ряда запоминающихся образов Солона, Жанны д’Арк, Ивана Грозного, Наполеона Бонапарта и других.

Теле- и радиопередачи раскрыли еще одну грань таланта Н.И. Басовской как ученого и педагога, достойно дополнили ее печатные труды.[16]

Н.И. Басовская была в числе тех, кто активно поддержал проект академика Ю.Н. Афанасьева по созданию РГГУ как гуманитарного высшего учебного заведения нового типа. Являясь с 1988 г. проректором по учебной работе сначала МГИАИ, а затем — РГГУ, она стала одним из авторов концепции перестройки учебного процесса в духе развивающей педагогики, которая ставит своей целью сочетание традиций различных школ и подходов к изучению гуманитарных дисциплин, а также предполагает вариативность методов преподавания. На этом пути, при всех его сложностях, удалось достичь реальных результатов, в чем есть немалая ее заслуга.

Реализуя идею непрерывного образования, Наталия Ивановна выступила инициатором разработки и воплощения в жизнь программы «Российский гуманитарный лицей», благодаря чему университет является проводником качественно нового гуманитарного образования и альтернативных форм обучения в средней школе и, параллельно, готовит своих будущих студентов со школьной скамьи.

Неотъемлемой частью научной и общественной жизни Н.И. Басовской является ее участие в качестве эксперта в процессе подготовки школьных учебников нового поколения, а также в деятельности различных научно-методических советов и научно-исследовательских программах по проблемам преподавания истории в средней и высшей школе.

Таким образом, профессиональная деятельность уважаемого юбиляра впечатляет своей насыщенностью, разнообразием и результативностью. Коллеги и ученики от всей души поздравляют с юбилеем Наталию Ивановну Басовскую - человека многих талантов, острого ума и завидной жизненной энергии, личности яркой, не лишенной противоречий, но целостной в своей противоречивости, исследователя, сохраняющего постоянную готовность к творческому поиску и открытого для диалога. А не это ли главное для педагога и ученого? 

Примечания:


[1] Авторы выражают признательность Г.С. Семилетовой и Т.А. Асламазяну за помощь в подборе матералов к статье.

[2] Цит. по: Лебедева Г.Е. Александр Петрович Рудаков и его время (К изучению творческой биографии историка)//Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Спб.,1997. С.280.

[3] Фролов Э.Д. Римская история в трудах Гастона Буасье//Буасье Г. Собрание сочинений. В 10 т. Т.1. Спб.,1993. С.8.

[4] Басовская Н.И. Учебник истории: человек, событие, реальность// Вестник высшей школы. 1989. № 11. С.11,13.

[5] Басовская Н.И. Правитель и народ в Столетней войне: миф и реальность//Средние века. Вып.54. М.,1991. С.22.

[6] Басовская Н.И. Предисловие//Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М.,1992. С.VII—XXXIV.

[7] Басовская Н.И. Англо-французские противоречия XIII — XIV вв. и Гасконь//Вопросы истории. 1969. № 8. С.181—182; Она же. Проблемы Столетней войны в современной английской и французской историографии//Cредние века. Вып.45. М.,1982. С.212—214; Она же. Политическая борьба в Англии и Франции первой половины XV в. и Столетняя война//Идейно-политическая борьба в средневековом обществе. М.,1984. C.120—140; Она же. Освободительное движение во Франции в период Столетней войны//Вопросы истории. 1987. № 1. С.48—66; Она же. Столетняя война и рост социально-политической активности городского сословия//Городская жизнь в средневековой Европе. М.,1987. C.220—238; Она же. Системный подход к изучению централизаторской и универсалисткой тенденций в развитии феодального государства//Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып.2. М.,1989; и др.

[8] Ее основные положения были развиты в цикле статей. См.: Басовская Н.И. Экономические интересы английской короны в Гаскони в конце XIII — начале XIV в.//Вестник МГУ. 1968. № 2. С.69—78; Она же. Место городов-крепостей (бастид) в гасконской политике Англии конца XIII столетия//Вестник МГУ. 1969. № 3. С.90—96; Она же. К вопросу об английской политике в Гаскони в конце XIII в. (по данным «Гасконских свитков»)// Средние века. Вып.33. М.,1971. C.202—215; Она же. Организация и характер деятельности английской администрации в Гаскони (конец XIII — начало XIV в.)//Средние века. Вып.37. М.,1973. С.208—229.

[9] Басовская Н.И. Англия и Франция в международной жизни XII — XIV вв//Средние века. Вып.51. М.,1988. С.5—22.

[10] Наиболее ранняя из известных нам работ этого плана: Lourie E. A Society organized for War: Medieval Spain//Past & Present. 1966. N.35. P.54—76.

[11] См.: Басовская Н.И. Проблемы Столетней войны… С.223—224. Речь идет главным образом о работах: Contamin Ph. Guerre, état et société à la fin du Moyen Âge. Paris,1972; Idem. La Guerre au Moyen Âge. Paris,1980; Barnie J. War in Medieval English Society: Social Values in the Hundred Years War, 1337 — 1453. N.Y.,1974.

[12] Басовская Н.И. Идеи войны и мира в западноевропейском средневековом обществе//Средние века. Вып.53. М.,1990. С.45.

[13] Там же. С.47.

[14] Там же. С.46,51.

[15] Заметим, что Э. Лаури, употребляя это выражение, как и другой английский исследователь - Дж. Ф. Пауэрс, имели в виду лишь пиренейское общество эпохи Реконкисты (См.: Lourie E. A Society organized for War ...; Powers J.F. A Society organized for War: The Iberian Municipal Militias in the Central Middle Ages, 1000 — 1284. Berkeley;Los Angeles;London,1988), тогда как, и это представляется принципиально важным, Н.И. Басовская строит свои выводы преимущественно на материале других регионов. 

[16]СПИСОК ТРУДОВ Н.И. БАСОВСКОЙ

1. Экономические интересы английской короны в Гаскони в конце ХIII - начале XIV вв. // Вестник МГУ. Сер. История.  1968. № 2  С. 69 - 78.

2. Английская политика в Гаскони в конце XIII - начале XIV вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. Кафедра истории сред. веков. М., 1969. - 17 с.

3. Английская политика в Гаскони в конце XIII - начале XIV вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. Кафедра истории сред. веков. М., 1969. - 327 с.

4. Место городов-крепостей (бастид) в гасконской политике Англии конца XIII столетия // Вестник МГУ. Сер. История. 1969. № 3. С. 90 - 96.

5. Англо-французские противоречия XIII - XVI вв. и Гасконь // Вопросы истории. 1969. № 8. С. 181 - 182.

6. К вопросу об английской политике в Гаскони в конце XIII в. (По данным «Гасконских свитков») // Средние века. Вып. 33. М., 1971. С. 202 - 215.

7. Сокращенная передача содержания документальных источников в изданиях по истории советского общества: Методическое пособие / Под ред. Н.И. Басовской, В.М. Хевролиной; Сост.: И.Ф. Астраханцева, З.К. Звездин; ГАУ при Совете Министров СССР. ВНИИДАД. М., 1971. 79 с.

8. Политика английской короны по отношению к феодалам Гаскони в конце XIII - начале XIV вв. (Английская администрация в Гаскони) // Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972. С. 175 - 188.

9. Публикация мемуарных источников: Методическое пособие / Под ред. Н.И. Басовской; Сост. А.Д. Вартаньян: ГАУ при Совете Министров СССР. ВНИИДАД. М., 1972. - 131 с.

10. Организация и характер деятельности английской администрации в Гаскони (конец XIII - начало XIV вв.) // Средние века. Вып. 37. М., 1973. С. 208 - 229.

11. [Рец. на кн.:]  Осипова Т.С. Ирландский город и экспансия Англии XII - XV вв. М., 1973 // Новая и новейшая история. 1974. № 1. С. 207 - 208.

12. Период развитого феодализма в странах Западной Европы (XI - XV вв.): Учебное пособие для студентов заоч. фак./ МГИАИ. М., 1974. - 40 с.

13. [Рец. на кн.:] Кузнецов Е.В. Движение лоллардов в Англии (конец XIV - XV в.). Горький, 1971 // Средние века. Вып. 38. М. 1975. С. 293 - 295.

14. Историография проблемы перехода от античности к средним векам в Западной Европе // Вопросы историографии в курсах всеобщей истории. Вып. 3. М., 1975. С. 5 - 33.

15. Период раннего феодализма в странах Западной Европы (IV - X вв.): Учебное пособие. М.: МГИАИ, 1975. - 30 с.

16. [Рец. на кн.:] Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. М.: МГУ, 1976 // Средние века. Вып. 41. М., 1977. С. 362 - 367.

17. Палеография французских документов конца XV - XVIII вв. // Французский ежегодник, 1976. М., 1978. С. 246.

18. [Рец. на кн.:] История средних веков: Учеб. пособие для гос. университетов. В 2 т. / Под общей ред. С.Д. Сказкина. М.: Высшая школа, 1977 // Средние века. Вып. 43. М., 1980. С. 328 - 333.

19. [Реферат кн.:] Сьюард Д. Столетняя война. Англичане во Франции 1337 - 1453 гг. (Seward D. The Hundred years War. The English in France 1337 - 1453. L.: Constable, 1979. 296 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История.: РЖ / ИНИОН. 1980. № 4. С. 180 - 183.

20. Период позднего феодализма в странах Западной Европы, XVI - первая половина XVII в.: Учеб. пособие для студентов заочн. фак. М.: МГИАИ, 1981. - 44 с.

21. [Рец. на кн.:] Репина Л.П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV века. М., Наука, 1979 // Вопросы истории. 1981. № 4. С. 132-134.

22. [Реферат кн.:] Джармен Р.Х. День св. Криспина: Слава Азенкура (Jarman R.H. Crispins day: The glory of Agincoutt. L.: Collins, 1949. 223 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1981. № 2. С. 170 - 173.

23. [Реферат кн.:] Макколл А. «Дно» средневекового общества (McCall A. The medieval underworld. L.: Hamiltons, 1979. 319 р.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1981. № 4. С. 149 - 152.

24. [Реферат кн.:] Уолбэнк Ф.У. Эллинистический мир (Walbank F.W. The Hellenistic world. Brighton: Harvester press; Atlantic Highlands (N.J.): Humanities press, 1981. 287 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1982. № 2. С. 166 - 169.

25. Столетняя война в советской и зарубежной историографии // Проблемы историографии международных отношений и национальных движений в странах Западной Европы: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1982. С. 5 - 23.

26. Проблемы Столетней войны в современной английской и французской историографии // Средние века. Вып. 45. М., 1982. С. 212 - 224.

27. [Реферат кн.:] Барни Дж. Война в английском средневековом обществе: Общественные идеалы и Столетняя война 1337 - 1399 гг. // Культура и общество в средние века: Методология и методика зарубежных исследований: Реф. сб. / ИНИОН. М., 1982. С. 185 - 195.

28. [Реферат кн.:] Холам Х.Е. Сельская Англия: 1066 - 1348 гг. (Hallam H.E. Rural England, 1066-1348. Brighton: Harvester press; Atlantic Highlands (N.J.): Humanities press, 1981. 309 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1982. № 3. С. 156 - 159.

29. [Реферат кн.:] Тодд М. Римская Британия 55 г. до н.э. - 400 г. н.э.: Провинция за океаном (Todd M. Roman Britain 55 BC - AD 400: The province beyond ocean. Brighton: Harvester press; Atlantic Highlands (N.J.): Humanities press, 1981. 285 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1982. № 4. С. 168 - 171.

30. [Реферат кн.:] Гудмэн А. Война Роз: Военные действия и английское общество 1452 - 1497 гг. (Goodman A. The wars of the Roses: Military activity and English society 1452 - 97. L. etc.: Routledg & Kegan Paul, 1981. 294 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1982. № 5. C. 161 - 163.

31. [Pеферат кн.:] Гринхэлг П. Помпей: республиканский князь (Greenhalgh P. Pompey: The Republican prince. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1981. 320 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1982. № 6. C. 157 - 160.

32. [Реферат кн.:] Оберман Х.-А. Деятели реформации: возникновение нового духовного климата в Европе (Oberman H.-A. Masters of the Reformation: The emergence of a new intellectual climate in Europe. Cambr. etc.: Cambridge univ. press, 1981. 369 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1983. № 2. C. 163 - 166.

33. Политическая борьба в Англии и Франции первой половины XV в. и Столетняя война // Идейно-политическая борьба в средневековом обществе. М., 1984. С. 120 - 140.

34. Социально-экономическая история зарубежных стран: Программа курса / Сост.: Н.И. Басовская, Г.И. Зверева, И.Б. Твердохлеб; Отв.ред. М.Т. Панченкова; МГИАИ. М., 1984. 40 с.

35. [Реферат кн.:] Хаусли Н. Итальянские крестовые походы: папско-анжуйский союз и крестовые походы против христианских государей, 1254 - 1343 (Housley N. The Italian crusades: The Papal-Angevin alliance  and the crusades against Christian lay powers, 1254 - 1343. Oxford: Clarendon press, 1982. 293 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1984. № 2. C. 170 - 172.

36. [Реферат кн.:] Вейссман Р. Религиозные братства в ренессансной Флоренции: Население и социальная структура, к исторической демографии (Weissman R. Ritual brotherhood in Renaissans Florence. N.Y. etc.: Arad. press, 1982. 254 p.)//  Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1984. № 3. C. 186 - 189.

37. [Реферат кн.:] Жанна Д’Арк: эпоха, ореол: Коллоквиум историков-медиевистов ( Jeanne d’Arc: une epoque, un rayonnement: Coloque d’histoire medievale, Orleans, oct. 1979. P.: Ed. du CHRS, 1982. 301 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер.5, История : РЖ / ИНИОН. 1984. № 4. C. 178 - 181.

38. [Реферат кн.:] Паллисер Д.М. Век Елизаветы: Англия в эпоху поздних Тюдоров, 1547 - 1603 (Palliser D.M. The age of Elizabeth: England under the leter Tudors, 1547 - 1603. L.; N.Y.: Longmann, 1983. 450 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер.5, История : РЖ / ИНИОН. 1984. № 6. C. 168 - 171.

39. Проблема освободительной борьбы во Франции XV в. во французской и английской историографии // Историография проблем международных отношений и национальных движений в странах Западной Европы и Северной Америки. М., 1985. С. 153 - 171.

40. Союз Франции и Шотландии в системе англо-французских противоречий XII - XV вв. // Средние века. Вып. 48. М., 1985. С. 71 - 90.(Соавт.: Г.И. Зверева).

41. Столетняя война 1337 - 1453 гг. М.: Высшая школа, 1985. - 185 с.

Рец.: Хачатурян Н.А. // Вопросы истории. 1985. № 11. С. 130 - 132; Писарев Ю.И. // Средние века. М., 1986. Вып. 49. С. 297 - 301.

Реф. на кн.: Ястребицкая Л.А. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1986. № 1. С. 167 - 170.

42. Англо-французские противоречия конца XIII - XIV вв. и страны Пиренейского полуострова // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. С. 72 - 92.

43. [Реферат кн.:] Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука. 1984. 342 с. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1985. № 2. С. 169 - 172.

44. [Реферат кн.:] Англия в эпоху абсолютизма (Статьи и источники) / Под ред. Ю.М. Сапрыкина.  М.: МГУ, 1984. 199 с. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1985. № 3. С. 179 - 182.

45. [Реферат кн.:] Гонца Г.В. Молдавия  и османская агрессия в последней четверти XV - первой трети XVI в. Кишинев: Штиница, 1984. 147 с. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1985. № 4. С. 168-170.

46. Проблемы европейской реформации [Сводный реферат кн.:] Скарисбрик Дж. Реформация и английский народ  (Scarisbrick J. The reformation and the English people. Oxf.: Blackwell, 1984. 203 p.); Йенсен Л. Реформация в Европе: Век реформы и революции (Jensen L. The Reformation Europe: Age of reform and revolution. Lexington etc.: Heath, 1982. 468 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1985. № 4. С. 165 - 171.

47. [Реферат кн.:] Идейно-политическая борьба в средневековом обществе: сборник статей. / Отв. ред. Е.В. Гутнова. М., 1984. 233 с. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1985. № 6. С. 147 - 151.

48. [Рец. на кн.:] Bourassin E. La France anglaise 1415 -1453. Chronique d’une occupation. P., 1981. 320 p. // Средние века. Вып. 48. М., 1985. С. 348-350.

49. Крестовые походы и проблема взаимоотношений Востока и Запада: Реферативный обзор [ кн. и ст. ] // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1986. № 1. С. 149 -156.

50. [Реферат кн.:] Камерон Е. Реформация еретиков: Альпийские вальденсы, 1480 - 1580 (Cameron E. The reformation of the heretics: The Waldenses of the Alps, 1480-1580. Oxf.: Clarendon press, 1984. 291 p.) // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1986. № 3. С. 161 - 164.

51. Континентальная политика английского государства в XI - XIII вв. [Сводный реферат кн.:] // Общественные науки за рубежом. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1986. № 3. С. 156 - 161.

52. [Реферат кн.:] Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме / Отв. ред. Е.В. Гутнова. М., 1985. 275 с. // Общественные науки в СССР. Сер. 5, История: РЖ / ИНИОН. 1986. № 4. С. 157 - 160.

53. Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся/ Сост. Н.И. Запорожец; Под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 1986. – 287 c.

Из содерж.: Басовская Н.И. Грюнвальдская битва. С. 76 - 84; Она же. Год и один день. С. 84 - 91; Она же. Средневековый город. С. 91 – 101 (Соавт.: А.Л. Ястребицкая); Она же. Робин Гуд. С. 109 - 116; Она же. Восстание Уота Тайлера. С. 131 - 139; Она же. Табориты. С. 140 - 148.

54. [Рец. на кн.:] Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Европе ( XI - XV вв.) М., 1984 // Новая и новейшая история. 1986. № 2. С. 208 - 210.

55. [Рец. на кн.:] Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М.: Высшая школа, 1985. 175 с. // Вопросы истории. 1986. № 5. С. 133.

56. Англо-французские противоречия в международных отношениях Западной Европы второй половины XII - середины XV вв.: Автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра ист. наук (07.00.03)/ АН СССР. Ин-т всеобщей истории. М., 1987. - 36 с.

57. Англо-французские противоречия в международных отношениях Западной Европы второй половины XII - середины XV вв.: Диссертация на соиск. ученой степени д-ра  ист. наук (07.00.03)/ АН СССР. Ин-т всеобщей истории. М., 1987. - 415 с.

58. Освободительное движение во Франции в период Столетней войны // Вопросы истории. 1987. № 1. С. 48 - 66.

59. [Рец. на кн.:] История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. В 3 т. Т.III. Крестьянство Европы в период развитого феодализма. М.: Наука, 1986 // Вопросы истории. 1987. № 9. С. 140 - 143 (Соавт.: А.И. Комиссаренко).

60. Картины жизни средневековой Франции: [Отр. из работ фр. исследователей]: Учеб. пособие для ин-тов и ун-тов / Сост. М.С. Лаврентьева; Коммент. М.С. Лаврентьевой, Н.И. Басовской // М.: Высшая школа, 1987. 238 с. (Б-ка для домаш. чтения).

61. Столетняя война и рост политической активности городского сословия // Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987. С. 220 - 238.

62. Капитан жаков. [Очерк о Гильоме Кале] // И живы памятью столетий: Очерки о вождях народных движений в Средневековой Европе. Минск, 1987. С. 65 - 77.

63. Первый этап англо-французских противоречий (вторая половина XII — середина XIII вв.) // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987. С. 40 - 56.

64. Проблемы теории международных отношений в советской историографии // Историография проблем международных отношений и национальных движений в зарубежных странах: Межвуз. сб. ст. М., 1988. С. 4 - 10.

65. Англия и Франция в международной жизни Западной Европы конца XII - середины XV вв. // Средние века. Вып. 51. М., 1988. С. 5-22.

66. Скажи мне, брат // Юность. 1988. № 3. С. 78 - 79.

67. Что было у него в глазах? // Юность, 1988. № 1. С. 4 - 7.

68. Учебник истории: человек, событие, реальность // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 11 - 13.

69. Системный подход к изучению централизаторской и универсалистской тенденции в развитии феодального государства // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы: Сб. ст. Вып. 2. М., 1989. С. 261 - 269.

70. Международные отношения в Европе в V - XV вв. // История Европы. В 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992. С. 524 - 546 (Соавт.: М.А. Заборов, О.Р. Бородин, А.А. Сванидзе).

71. Идеи войны и мира в западноевропейском средневековом обществе // Средние века. Вып. 53. М., 1990. С. 44 - 51.

72. Мира без войны еще не было // Родина. 1991. № 6. С. 48.

73. Пьер Гассенди. Поль Лафарг. Сен-Жюст // Настольный календарь. М.: Политиздат, 1991.

74. Правитель и народ в Столетней войне: миф и реальность // Средние века. Вып. 54. М., 1991. С. 23 - 34.

75. Воображаемая линия горизонта (грань между внешней и внутренней политикой в средневековом обществе). (К 70-летию со дня рождения М.А. Заборова) // Проблемы истории и историографии рабочего движения. М., 1991. С. 12 - 22.

76. Хрестоматия по всеобщей истории / ИНИОН. РГГУ; Ред. кол. Н.И. Басовкая, А.Е. Медовичев, А.А. Твердохлеб. М., 1991. - 177 с.

77. Проблемы гуманизации гуманитарного образования глазами историка // Высшее образование в России. 1992. № 2. С. 73 - 75.

78. The Russian State University for the Humanities: A New Home for Arshival Scholarship in Russia // The American Archivist. 1992. Vol. 55, № 1. P. 126 - 131.

79. Двадцать лет спустя // Зеркало истории: Двадцать лет Кружку истории древности и средневековья: Сб. ст. М., 1992. С 3 - 12.

80. Зеркало истории: Двадцать лет Кружку истории древности и средневековья: Сб. ст. / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ист.-арх. ин-т; Отв. ред. и авт. вступ. ст. Н.И. Басовская. М.: РГГУ, 1992. - 140 с.

81. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк: Пер. с фр. / Предисл. и коммент. Н.И. Басовской. М.: Изд. группа «Прогресс»; «Прогресс-академия», 1992. - 560 с.

82. Программа курса «Всеобщая история» для неисторич. факультетов вузов / Сост.: Н.И. Басовская, О.В. Барсукова, А.А. Борзунов и др.; Мин-во науки, высшей школы и технич. политики РФ. Комитет по высшей школе. Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1992. - 40 с. (Матер. Всерос. конф. «Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных специальностей и специалистов гуманитарного профиля», Москва. 2 - 3 апреля 1992 г.).

83. Средние века. Вып. 55 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1992. - 336 с.

84. Становление университета нового типа: Материалы к расширенному заседанию Ученого совета РГГУ 31 авг. 1992 г. / Сост.: Н.И. Басовская, Е.И. Пивовар, В.Б. Киор, Т.В. Кучвальская; РГГУ. М., [1992]. - 175 с.

Из содерж.: Доклад проректора по учебной работе, докт. ист. наук, проф. Н.И. Басовской на заседании Ученого совета РГГУ. С. 70 - 76.

85. Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля: Матер. Всерос. конф. 2 - 3 апреля 1992 г. / Мин-во науки, высшей школы и технич политики РФ. РГГУ; Ред. кол.: Ю.Н. Афанасьев, Н.И. Басовская, Н.В. Борох и др. М., 1992. - 401 с.

86. Загадка Боннара  [Рец. на кн.: Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. М., Искусство, 1993. Т. 1 - 2] Огонек. 1993. № 32. С. 19.

87. Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история)/ Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 448 с.

Из содерж.: Басовская Н.И. Гуситские войны. С. 126 - 128; Она же. Карла Великого империя. С. 203 - 206; Она же. Крестовые походы. С. 229 - 233; Она же. Нидерландская буржуазная революция XVI в. С. 289 - 290; Она же. Столетняя война 1337 - 1453 гг. С. 387 - 389.

88. Средние века. Вып. 56 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1993.

89. Из истории советской медиевистики ( К постановке проблемы) // Бюллетень всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. 1994. № 5. С. 8 - 10.

90. Чему учит история? / Послесл. Л. Анненского // Родина. 1994. № 6. С. 24 - 30 (Соавт.: В.И. Уколова).

91. Средние века. Вып. 57 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1994. - 320 с.

92. Идея  империи в  политической культуре традиционных обществ // Политическая история на пороге XXI века: традиции и новации. М., 1995. С. 97 - 103.

93. Зеркало истории: Сб. студ. работ. Вып. 2 : Личность в истории / Отв. ред. Н.И. Басовская. М.: РГГУ, 1995. - 118 с.

94. Средние века. Вып. 58 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1995. - 298 с.

95. Как это было: Воспоминания. [К 30-летию ВНИИ документоведения и арх. дела.] // Отечественные архивы. 1996. № 1. С. 13 - 14.

96. [Рец. на кн.:] Райцес В.И. Аженская коммуна в 1514 г.: Малоизвестная глава из истории средневекового города. Спб.: Дмитрий Буланин, 1994. 198 с. // Вопросы истории. 1996. № 5/6. С. 173 - 174.

97. Ищи женщину… // Знание-сила. 1996. № 8. С. 86 - 96.

98. Невский, рыжий, конопатый… [Рец. на кн.:] Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.1. История России и ее ближайших соседей: От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта+, 1995 // Новое книжное обозрение. 1996. № 10. С. 35.

99. [Предисловие] // Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов). Спб.: Герменевт, 1996. С. 5-8.

100. Природно-географический фактор в истории: К вопросу об эволюции проблемы // Вестник РГГУ. 1996. № 3. С. 35 - 41.

101. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании: Тез. докл. и сообщен. науч. конф. (Москва, 20 - 31 янв. 1996 г.) / Гос. ком. РФ по высш. образованию. РГГУ. ИАИ. РАН. Археогр. комис.; Ред. совет: Н.И. Басовская, С.О. Шмидт и др. М.: РГГУ, 1996. - 448 с.

102. О критической массе и мгновениях счастья // Репетитор. 1997. № 1. С. 41 - 43.

103. Рождение Средневековья // Знание-сила. 1997. № 5. С. 110 - 124.

104. Карл Великий и его империя // Знание-сила. 1997. № 7. С. 123 - 129.

105. Средние века. Вып. 59 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1997. - 380 с.

106. Средние века. Вып. 60 / РАН. Ин-т всеобщей истории; Редкол.: Н.И. Басовская, А.А. Сванидзе (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1997. - 526 с.

107. Тень Холокоста: Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия» 4 - 7 мая 1997 г. /  Ред. и сост.: И.А. Альтман. М.: Фонд «Холокост», 1998. - 304 с.

Из содерж.: Басовская Н.И. Проблема толерантности в учебных программах РГГУ. С. 175 - 180.

108. Когда б вы знали, из какого сора… // Знание-сила. 1998. № 7. С. 98 - 107.

109. Золотая булла // Знание-сила. 1999. № 1. С. 65 - 69.

110. Историк в поиске: Микро- и макроподходы к изучению прошлого. Доклады и выступления на конференции 5 - 6 октября 1998 г. / Под ред.: Ю.Л. Бессмертный (отв. ред.) и др. М.: ИВИ РАН, 1999. - 308 с.

Из содерж.: Басовская Н.И. За плодотворный плюрализм подходов к изучению прошлого. С. 231 - 233.

111. Я терпеть не могла наши экзамены… // Вечерний клуб. 1999. № 17.

112. Зеркало истории: Сб. студ. работ. Вып. 3 : Личность в истории / Отв. ред. и авт. вступ. ст. Н.И. Басовская. М.: РГГУ, 1999. - 132 с.

113. Историко-культурный альманах «Одиссей»// Вопросы истории. 1999. № 7. С. 160 - 163 (Соавт.: В.Г. Безрогов).

114. Клио не любит суеты: чтобы знать будущее, нужно понять прошлое / Столичное образование. М., 1999. № 3. С. 2 - 4.

115. «Одиссей» в современном образовательном пространстве: К десятилетию историко-культурного альманаха // Обществознание в школе. 1999. № 6. С. 54 - 59 (Соавт.: В.Г. Безрогов).

116. Право на свободу: Материалы международной конференции «История борьбы за свободу в XVII - XX вв.» (к 50-летию одобрения Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека) 29 - 30 октября 1998 г. / Ред. кол.: Н.И. Басовская (отв. ред.), А.Б. Безбородов, Т.Г. Архипова и др. М.: РГГУ, 2000. - 217 с.

Из содерж.: Басовская Н.И. Ценность свободы и ее гарантии в истории. С. 15 - 16.

117. К истокам средневековой культуры // Знание-сила. 2000. № 2. С. 90 - 98.

118. Осень средневековья // Знание-сила. 2000. № 10. С. 89 - 96.

119. Не знающий прошлого не приведет в будущее / Псковская правда. 2000. № 190. С. 2.

120. Серия радиопередач в программе «Загадки Клио» («Школьникам об истории») (1992/1993 учебный год): «Истоки средневековой цивилизации Западной Европы», «Империя  Карла  Великого - первое средневековое государство на межэтнической основе», «Крестовые походы и проблема синтеза цивилизаций Востока и Запада», «Средневековый город в Западной Европе», «Традиции городской жизни и социальные противоречия в городах Западной Европы», «Духовная культура стран Западной Европы», «Два пути политического развития западноевропейских государств в эпоху зрелого средневековья».

121. Подготовка сценариев и участие в монтаже и научном комментировании телевизионных фильмов по истории: «Две королевы перед судом истории ( Елизавета I Английская и Мария Стюарт)» - программа «Под знаком Пи», 1991 г.; «Суд истории над Дантоном» - 1-я программа, 1992 г.; «Алкивиад» - 1-й канал «Останкино», 1993 г.; «День победы глазами историка» - радиостанция «Смена», 1992 г.; «Беглые заметки о превращениях собственности» – 1-й канал «Останкино», 1993 г. (телекомментарий).

122. Выпуски радиопередачи «Не так» (Радиостанция «Эхо Москвы»): «Жанна д’Арк» (эфир 14.10.95); «Женщина губит Францию: миф и реальность» (эфир 14.10.95); «Рождение Средневековья» (эфир 12.09.97); «Образование национальных государств в Западной Европе: Франция» (эфир 23.01.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Франция» (продолжение) (эфир 15.02.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Франция и Англия. Альенор Аквитанская» (эфир 20.03.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Франция. Филипп II Август» (эфир 08.05.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Германия» (эфир 05.06.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Германия» (продолжение) (эфир 21.06.98); «Образование национальных государств в Западной Европе: Германия» (окончание).(эфир 03.07.98); выпуски передачи от 26.03.99, 22.01.00, эфир 24.06.00.

123. Серия передач программы «Цивилизация» (ОРТ, 1-й канал): «Иван Грозный» (02.05.98); «Альфонс Шанявский» (13.05.98); «Жанна Д’Арк» (27.05.98); «Солон» (12.09.98); «Наполеон» (21.11.98).

Вверх

Антибольшевистская Россия Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru